Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Святой равноапостольный князь Владимир - день памяти 28.07 н.ст. (15.07 ст.ст.)

Святой равноап.князь Владимир.
Св.равноап. князь Владимир. Фреска.
Святой равноапостольный князь Владимир. В начале своего княжения в Киеве св. равноапостольный князь Владимир отличался жестокостью, расположением к многоженству и особенной ревностью к языческой вере. По его приказанию везде ставились идолы и приносились им жертвы. Особенным почетом пользовался идол Перуна, которого чтили как бога грома и молнии; он стоял недалеко от княжеского дворца и украшен был золотом и серебром.
Особенно много жертв приносилось богам за победы над врагами, а в начале княжения князю Владимиру приходилось часто воевать, чтобы или покорять некоторые отложившиеся племена, или защищаться от нападений соседних народов. Когда, после удачного похода против ятвягов, кн. Владимир приносил благодарственные жертвы богам, то городские старики и бояре сказали: «Бросим жребий на юношей и девиц. На кого падет, того принесем в жертву богам». В это время в Киеве жил один варяг-христианин, и жребий пал на его сына, тоже христианина. Посланные от народа пришли к варягу и сказали: «На твоего сына пал жребий; боги выбрали его, чтобы мы принесли его им в жертву». Варяг отказался выдать сына и сказал: «Ваши боги не боги, а дерево; Бог один, Которому кланяются греки и Который сотворил небо, и землю, и человека, а ваши боги сами сделаны руками человеческими». Посланные передали этот ответ народу. Разъяренная толпа язычников подступила к дому варяга и требовала, чтобы он отдал своего сына. Варяг отвечал: «Если ваши боги — действительно боги, то пусть сами придут и возьмут моего сына из моих объятий; а вам-то о чем хлопотать?» С этими словами он заключил сына в свои объятия и не выпускал его, а раздраженная толпа язычников бросилась на варяга и сына его и убила их обоих. Впервые в это время стены Киева обагрились мученической кровью христиан.
Но недолго языческая вера имела силу в Киеве. Преблагой Бог благоизволил, чтобы страна Российская не погибла совершенно в идолопоклонстве, а просветилась бы истинами христианскими и получила путь спасения.
Слишком бедна была содержанием языческая вера славян, слишком мало давала она пищи уму и сердцу, чтобы могла долго выдерживать борьбу с другими религиями, и особенно с христианством. Частые сношения с Грецией, знакомя русских с образом жизни греков и их верой, были причиной того, что число христиан в Киеве все более и более увеличивалось. Много было христиан и в дружине князя, и их скромный образ жизни, их строгое и честное исполнение своих обязанностей не могли не обратить на себя внимание князя Владимира.
Св.равноапост. князь Владимир.
Св.равноап.князь Владимир Киевский.
Умный и любознательный, любивший рассуждать о делах веры, кн. Владимир скоро убедился, что нужно переменить веру. Счастливые победы и завоевания, расширившие пределы княжества, могущество и само держание, а более всего расположение князя Владимира рассуждать о вере привлекали в Киев проповедников разных вер, которые не упускали случая предложить князю принять их веру.
Первыми проповедниками приходили к нему послы от болгар, живших на Волге, с предложением принять магометанскую веру. На вопрос князя, какова их вера, они отвечали: «Веруем в Бога, на небесах сущего, а также имеем пророка его Магомета, который дал нам закон такой, по которому мы можем иметь жен сколько пожелаем, но при этом дал нам также закон обрезаться и не есть мяса свиного и не пить вина». Понравилось было женолюбивому кн. Владимиру магометово учение, допускающее многоженство, понравился также и обещаемый Магометом чувственный рай с прекрасными гуриями, но не понравились другие законы, в особенности обрезание и непитие вина, и он не согласился принять магометанскую веру.
После этого приходили к князю Владимиру евреи с предложением принять их веру и очень хвалили свой ветхозаветный закон. На вопрос кн. Владимира, где их земля и отечество, евреи отвечали: «Бог наш разгневался на отцов наших за их грехи и рассеял их по всей земле, так что мы не имеем отечества». Князь на это сказал им: «Чего же вы хотите? Не того ли, чтобы и с нами случилось то же самое!» — и прогнал их от себя.
Приходили также послы папы Римского и различных немецких князей с предложением своей веры, но успеха у князя Владимира не имели и они.
После всех пришел к князю Владимиру проповедник греческий, который много беседовал с князем о христианской вере и, начав повествование о сотворении мира, объяснил князю все Свящ. Писание и все пророчества, касающиеся воплощения Христа, Его крестной смерти, воскресения и вознесения на небеса; в конце проповеди своей, говоря о будущем воскресении всех умерших и о будущем суде и воздаянии праведникам и грешникам, — показал картину Страшного суда и так сильно подействовал на князя, что он в умилении воскликнул: «Блаженны, которые стоят по правую сторону, и горе тем, кто будет по левую». Проповедник на это ему сказал: «Если хочешь получить это блаженство, то крестись».
Князь Владимир не решился переменить единолично веру своего народа, а созвал совет бояр своих, рассказал им о предложениях разных проповедников и спрашивал, какую принять веру. «Каждый хвалит свою веру», — сказали бояре. «Выбери, князь, умных людей и пошли их к разным народам посмотреть, как они служат Богу, а потом, когда возвратятся, то известят тебя и нас, как очевидцы, какая вера лучше». Выслушав этот совет, князь Владимир согласился с ними и решил отправить послов для испытания веры.
Равноап.князь Владимир и княгиня Ольга.
Св.князь Владимир.
Когда послы возвратились, то они рассказывали, что видели богослужение и у болгар, и у немцев, но всего больше пленило их богослужение у греков. «Когда греки ввели нас, — говорили послы, — в то место, где они служат своему Богу, мы не знали, на небе ли мы, или на земле, и не можем позабыть того, что видели и слышали». Князь Владимир снова созвал совет бояр, на котором выслушаны были снова послы, и бояре сказали князю: «Если бы вера греческая не была хороша, то ее не приняла бы твоя бабка княгиня Ольга, а она была жена весьма мудрая». С этого времени князь Владимир начал искать случая переменить веру свою на веру греческую.
Но суровому князю-завоевателю казалось недостойным просить у греков просвещения истинами христианскими, он желал и саму веру завоевать мечом; князь собрал совет, и на нем решено было, собрав войско, идти на землю греческую и, завоевав города, получить учителей христианских, которые бы научили своей вере.
Прибыв с войском на нынешний Крымский полуостров, князь осадил город Корсунь, нынешний Херсон, но осада была неудачна, так как город был сильно укреплен. Князь Владимир послал сказать осажденным гражданам, что если они сдадутся добровольно, то он обещает им помилование; в противном же случае он обещает не оставлять осады три года, а после взятия города силой уже не обещает пощады жителям. Граждане сдаться добровольно не согласились и упорно продолжали защищаться. Но городу пришлось все-таки сдаться, вследствие измены одного жителя. Он пустил в княжеский стан стрелу с привязанной запиской, которой извещал князя Владимира, что если он перекопает на восточной стороне города водопроводные трубы, то лишит город воды, почему последний непременно должен будет сдаться. Князь Владимир, прочтя послание, приказал воинам разыскать на восточной стороне города водопроводы и перерыть их, что и было вскоре сделано. Город, лишенный воды, сдался, и туда вошел князь Владимир с большим торжеством.
После покорения Херсона князь Владимир послал к греческим царям послов с требованием сестры их, царевны Анны, себе в жены, угрожая в противном случае завоевать и сам Царьград. Цари отвечали князю, что они могут отдать царевну за него только тогда, когда он примет христианскую веру. Князь Владимир отвечал, что он готов креститься, и просил прислать к нему священников вместе с царевной. С трудом убедили цари свою сестру согласиться идти замуж за русского князя. «Как в плен иду, — говорила царевна, — лучше бы мне умереть здесь».
Св.равноап.князь Владимир со свв.блгвв. князьями Борисом и Глебом. Фреска в Михайловском Златоверхом Соборе. Киев.
Св.равноап. князь Владимир Святославович.
Царевна прибыла к Херсону на корабле, вместе со священниками и архиереем Михаилом, и с большой честью была принята князем Владимиром.
Незадолго до прибытия царевны в Херсон у князя Владимира разболелись глаза, так что он почти совсем ничего не видел. Болезнь эта навела князя на мысль, что наказывают его боги за то, что он изменил им, но царевна, узнав об этом, послала сказать князю Владимиру: «Если хочешь быть здоров, скорее прими крещение». Князь Владимир согласился, и просвещенный истинами христианскими от епископа, прибывшего с царевной, принял крещение в Софийском храме города Херсона. Во время погружения в купель князь получил чудесное исцеление от своей слепоты. Вместе с князем крестилась в Херсоне и его дружина. Это было в 988 году по Рождестве Христовом.
По принятии крещения князь Владимир решил возвратиться в Киев и захватил с собой священников и архиерея, а также священные сосуды, кресты, иконы и мощи св. священномученика Климента, папы Римского.
По прибытии в Киев первым делом князя было крещение своих сыновей, а затем князь усердно занялся искоренением идолослужения и уничтожением идолов, а чтобы лучше убедить народ в бессилии и ничтожестве идолов, князь приказал главного бога Перуна свергнуть с холма, привязать к лошадиному хвосту и бить прутьями и палками, а потом бросить в реку Днепр и отталкивать от берега шестами, чтобы он не мог выплыть на берег.
За сим князь решил крестить весь народ. В назначенный день повелено было народу собраться к реке и, сняв одежду, войти в воду, мужчинам отдельно от женщин, младенцев держать на руках, а кто не придет и не примет крещения, тот будет врагом князя. Почти все жители Киева беспрекословно исполнили волю князя и крестились, рассуждая так: «Если бы эта вера была нехороша, то князь и бояре не приняли бы ее». Священники же, на особенно устроенных местах, читали молитвы над группами народа, нарицали им имена и приказывали им трижды погружаться в воду, произнося над ними имя Святой Троицы, по чину крещения.
Св.равноап.князь Владимир.
Выбор веры князем Владимиром. Художник Ф.Завьялов.
Смотря на такое великое множество крещаемого народа, князь Владимир умилился духом и, воздев руки и возведя очи к небу, молился так: «Господи Боже, сотворивши небо и землю, призри на новокрещенные люди Твоя, и даждъ им истинно познать Тебя, истинного Бога, и утверди их в православной вере, а мне помоги на видимые и невидимые враги, и прослави в Российских странах имя Твое пресвятое!»
Так совершилось крещение Руси.
После крещения киевлян князь Владимир повелел строить храмы для новокрещенных. Церкви велит ставить на тех местах, где прежде стояли идолы: так, на холме, где стоял идол Перуна, повелел выстроить церковь во имя св. Василия. Приказывает определять к церквам священников. Богослужение в церквах стали совершать по книгам, которые привезли с собой из Греции митрополит Михаил и священники, и совершалось оно на языке, понятном нашим предкам. Повелевает кн.
Владимир крестить народ и во всех городах и селах Руси. Начинает сам обходить со священниками города и села, везде уговаривая народ креститься. Священники, ходя по городам и селам, проповедовали слово Божие и убеждали народ креститься. Митрополит с епископами, прибывшими из Константинополя, и Добрынею, дядей князя Владимира, отправились крестить народ на север от Киева. По дороге, проповедуя слово Божие, они крестили народ и дошли до северного конца этого пути, Новгорода Великого. Здесь также народ крестился и была построена церковь для новообращенных. В Новгороде христианство не быстро распространилось, потому что там жили более приверженные идолопоклонству язычники; тамошний люд не имел раньше никакого понятия о христианстве. Кроме того, в Новгороде народ был много грубее киевлян нравами и обычаями. Есть предположения, что из Новгорода проповедники отправились далее к востоку, Шекснинским водяным путем, и дошли до Ростова, где язычество процветало. В Ростове в 990 г. окончилась проповедническая деятельность первого русского митрополита Михаила — в следующем, 991 году он умер. Великого князя Владимира сильно опечалила кончина митрополита Михаила; но скоро был прислан другой митрополит, Леон, который отправил проповедовать христианство в Новгород епископа Иоакима Корсунина, который должен был и наставлять новообращенных. При Иоакиме язычество в Новгороде было окончательно уничтожено. Заботясь о деле обращения язычников в христианство, князь Владимир посылал епископов и в другие города Руси, чтобы они распространили там христианство.
Фреска "Крещение св.князя Владимира". В.М.Васнецов, конец 1880-х гг. Владимирский собор в Киеве.
Крещение Руси. В.М.Васнецов.
Вместе с распространением христианства Владимир начал распространять грамотность. Грамотных в то время вовсе не было. Владимир приказал брать «у нарочитое чади дети и даяти нача на учень книжное» (т. е. брать детей у бояр и знатных людей и отдавать их на ученье книжное).
Великий князь заставлял их переписывать священные книги, потому что богослужения нельзя было совершать без книг, а привезенных из Греции и Болгарии было недостаточно. Христиан с каждым днем прибавлялось, храмы строились, и священные книги нужны были повсюду; кроме того, требовались принты для новоотстроенных церквей, а без книг было невозможно обучение христианскому богослужению. По мере распространения грамотности появились у нас на Руси русские чтецы, диаконы, священники, даже епископы. Пожив несколько времени христианином, Владимир пожелал поставить великолепную церковь, по подобию виденной им в Корсуни. Это было в 989 году. Строить эту церковь и украшать ее Владимир заставил зодчих и художников, пришедших из Греции. Строили ее во имя Пресвятой Богородицы, на месте смерти первых наших мучеников за веру — св. Феодора и Иоанна.
В 996 году окончили строить церковь во имя Пресвятой Богородицы. Великий князь Владимир повелел украсить ее благолепными украшениями и поручил ее Анастасу Корсунянину, приставив служить к церкви священников; в эту церковь отдал он взятые в Корсуни иконы, священные сосуды и кресты. Когда церковь была сделана вполне, Владимир, вошедши в нее, поразился ее величию и сказал: «Господи Боже, призри с небесе и посети насажденное десницей Твоей, сих новых людей, сердца которых ты обратил познать Тебя, Бога истинного. Призри на церковь Твою сию, которую создал я, недостойный раб твой, во имя рождшия Тя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы». Затем сказал: «Даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть». Поэтому церковь эта называлась Десятинной. Освящение церкви происходило с величайшим торжеством. После освящения церкви Владимир устроил для бояр и старцев великое пиршество, а нищим и убогим раздал милостыню.
Фреска Крещение Руси. Кафедральный собор в Мюнхене.
Закладка Десятинной Церкви в Киеве. Художник В.И.Верещагин
На старости лет Владимир был огорчен смутами, происшедшими в Новгороде, где княжил его сын Ярослав. Он разболелся. Сокрушаясь о своих грехах, молился он перед кончиной и со светлой надеждой на милость Божию закончил свой жизненный путь. Скончался он в 15-й день июля месяца 1015 года; жития же его было 66 лет (приблизительно). Наша Церковь причислила его к лику святых и именует равноапостольным. Память его Церковь чтит 15 июля, в день его блаженной кончины. Святые мощи Владимира почивают в Киево-Печерской лавре.

…Нетленные останки крестителя Руси были найдены Петром Могилой в 1635 году среди руин Десятинной церкви. Как рассказал предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир, несколько пострадавшая во время пожара реликвия находилась в мраморном саркофаге с памятной надписью, благодаря которой и удалось установить принадлежность останков. Серебряная рака с головой святого хранилась в нише возле иконостаса Успенского собора, остальные мощи были переданы в дар московскому одноименному собору. Перед войной скульптор и антрополог Михаил Герасимов вывез голову Владимира из Киева в Ленинград для воссоздания исторического лика князя. Во время блокады она бесследно исчезла. Что касается других останков, то их долгое время прятали в российских музейных архивах и только во время перестройки вернули церкви, поместив в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Все это время представители УПЦ и сотрудники лаврского музея ищут голову святого в музеях СНГ, но пока тщетно. Поэтому по просьбе украинского духовенства часть "российских" мощей в 2005 г. вернули Киеву. Доставил их лично митрополит Владимир.

Икона св.равноап. князя Владимира в иконостасе соборного храма монастыря "Всецарица" г.Краснодар.
Тропарь, глас 4:

           Уподобился еси купцу ищущему добраго бисера, / славнодержавный Владимире, / на высоте стола седя матере градов, / богоспасаемого Киева, / испытуя же и посылая к Царскому Граду / увидети православную веру, / обрел еси безценный бисер Христа, / избравшего тя яко втораго Павла, / и оттрясшаго слепоту во святей купели, / душевную вкупе и телесную. / Темже празднуем твое успение, /
людие твой суще: / моли спастися душам нашим.

Величание:

           Величаем тя, / святый равноапостольный великий княже Владимире, / и чтим святую память твою, / идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго.


(Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, снмидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. – М.: Артос-Медиа, 2008; grani.ru; иллюстрации - www.prokopij.de; prihod-st-vladimira.narod.ru; old.eparhia-saratov.ru; uspenskiysobor.narod.ru; www.krym.ru; gov.cap.ru; www.orthos.org; www.complex-rent.com.ua; dvarim.narod.ru; www.photolenta.com; www.rusk.ru; www.kievlavra.ru; naklua2005.narod.ru; www.pravoslavye.org.ua; www.humanities.edu.ru; otrok-ua.ru; www.gold-cupola.ru; www.taday.ru; foto-sevastopol.narod.ru; www.oka-club.ru; upload.wikimedia.org; www.icon-art.ru; tula.eparhia.ru; www.veranasha.narod.ru; wishnewez.org; russian-church.ru; www.rulex.ru; www.liveinternet.ru; vivatfomenko.narod.ru).





Карта Киевской Руси.
Херсонес. В этом городе принял Св.Крещение князь Владимир.
Владимирский собор в Киеве.
Интерьер Владимирского Собора в Киеве. Роспись В.Васнецова.
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир благословляет ларец с частью мощей св.равноап.князя Владимира, прибывший 24.07.2005 г. на Украину. Киев.
Блаженнейш.митроп.Владимир служит молебен св.равноап. князю Владимиору на Владимирской Горке в Киеве в День Крещения Руси. 13.08.2007 г.
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, где почивают мощи св.равноап.князя Владимира.
Памятник св.князю Владимиру - крестителю Руси в Киево-Печерской Лавре.
Владимирский монастырь во Владимире.
Владимирский собор в Херсонесе Таврическом. Крым.
Владимирский Собор в Севастополе.
Интерьер Собора св.равноап.князя Владимира в Севастополе..
Владимирский Собор Рождество-Богородицкого монастыря в Задонске.
Собор равноап.князя Владимира в Новочебоксарске.
Архиерейское Богослужение в Храме св.равноап.князя Владимира г.Гродно.
Храм в честь св.равноап.князя Владимира в п.Магдагачи Благовещенской и Тындинской епархии.
Златник князя Владимира. Киевская Русь. Золото. 980-1015 гг.
Орден св.равноап.вел.князя Владимира.

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Весна постная в монастыре «Всецарица»

Архиерейская Литургия престольного праздника в Благовещенском храме подворья

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.