Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Преподобный Савва Сторожевский - день памяти 16.12 н.ст. (03.12 ст.ст.)

Житие и чудеса преподобного Саввы.

Преподобный Савва Сторожевский
Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение.
В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностью боролся со страстями и упражнялся в добродетелях. Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми, — прежде всех входил в церковь и после всех из нее исходил, — такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога.
За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.
Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы-реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители. Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.
После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.
Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.
И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения. В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего, великого князя, идти на войну против булгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».
Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.
Достигнув преклонных лет, святой Савва впал в болезнь и, созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении.
Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца.
Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великой любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 (16 — по новому стилю) декабря.
Первое обретение святых мощей состоялось 16 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 года.
Второе обретение — 23 августа 1998 года.
17 (30 — по новому стилю) июля отмечается перенесение мощей преподобного Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1847 году.


История мощей преподобного Саввы.

Прп.Савва Сторожевский
22–23 августа 2008 года Саввино-Сторожевский монастырь вместе со всей Россией отметил десятилетие возвращения святых мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца в основанную им обитель.
Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 19 января 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года.
Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.
Впервые мощи преподобного Саввы были вскрыты и осквернены еще в мае 1918 года, задолго до официального решения большевистской власти. 1 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. 4 марта того же года были еще раз вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. Когда духовника обители иеромонаха Савву, очевидца событий, спросили о происходящем: «Как, отец Савва, было при вскрытии?», он отвечал: «Ужас... все, как в Гефсиманском саду, и поругание, и оплевание...».
Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить святые мощи от поругания и писали жалобы в наркоматы Внутренних дел и Юстиции, указывая на оскорбительные действия местных властей у раки преподобного Саввы. Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку.
Вот тут-то и вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины преподобный Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного Саввы Сторожевского было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества.
Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены навсегда. И лишь в начале 90-х гг. XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими.
О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник, вызвавший его, показал Михаилу Михайловичу серебряное блюдо, сверху накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтете нужным». М.М. Успенский хранил мощи у себя дома, а за три года до смерти, беспокоясь о судьбе святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к о. Евлогию (Смирнову), тогда эконому Троице-Сергиевой Лавры, с вопросом: как быть с мощами? О. Евлогий посоветовал ему передать мощи в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М.М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.
22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. По благословению и под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана Комиссия по проведению юбилейных торжеств, в состав которой вошли представители Церкви, государства, учреждений культуры, общественных организаций и деловых кругов России.
Подготовка к юбилею монастыря и перенесению святых мощей объединила труды многих и многих людей. В рекордно короткие сроки был проведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ, отлиты и подняты на звонницу первые 10 колоколов, воссоздана по старым образцам рака для мощей преподобного Саввы, восстановлен «малый скит», благоустроена территория монастыря и ближайших окрестностей.
Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчег с мощами Преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих.
После этого ковчег был внесен в автобус, и колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в путь — в Саввино-Сторожевский монастырь.
По дороге в Одинцове, в Перхушкове, в Захарове были сделаны остановки. И везде крестный ход встречали многие и многие сотни верующих, ожидающих встречи со Святыней.
В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился пешком. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как чудо, как Божию милость, явленную Звенигородской земле.
При огромном стечении народа состоялось торжественное освящение часовни, построенной на месте взорванного в 1930-е гг. главного храма города — собора Вознесения Господня. Затем крестный ход сделал остановку у источника на Городке, где был отслужен водосвятный молебен.
И наконец, под неумолкающий колокольный звон, многотысячный крестный ход подошел к Святым воротам монастыря, из которых вышел Святейший Патриарх. Он принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в Рождественском соборе в возобновленную раку началось праздничное всенощное бдение патриаршим служением.
Утром следующего дня богослужение в Рождественском соборе возглавил Святейший Патриарх в сослужении девяти архипастырей.
По окончании праздничной службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к собравшимся обратился с приветственным словом: «...Этот день, вне всякого сомнения, войдет навеки в историю обители, ибо ныне в нее вернулась ее главная святыня — честные мощи преподобного Саввы, прославившиеся многими чудотворениями. Вывезенные из обители в 1919 году они Промыслом Божиим уцелели и вновь были переведены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя».
Так в Сторожевской обители появился еще один престольный праздник — 23 августа, по благословению священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вошедший в церковный календарь как день Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского.
«Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошел и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, по-прежнему с верою ищущие помощи получают ее и прославляют Бога и Его Угодника, преподобного Савву».


Звенигородский чудотворец
Забрало Москве

Икона прп.Саввы с житием
Если бы польские, литовские или немецкие рати двигались в XVI веке на Москву, они встретили бы на своем пути небольшой монастырь. Царское правительство и до, и после национального унижения Смутного времени считало, что эта обитель на горе Сторожи под Звенигородом, подобно «забралу», защищает русскую столицу от нашествий с Запада.
В чем причина такой непоколебимой уверенности? Стены Саввино-Сторожевского монастыря, сооруженные в XVII в., лишь издали напоминают крепостные. Они служили для отделения иноков от мирской суеты и для выражения красоты Божьего мира, подобно стенам Новодевичьего монастыря и навершиям кремлевских башен, созданным искусными зодчими той же эпохи. Они совсем не похожи на твердыни Сергиевой Лавры или Соловецкой обители, которые выдерживали длительную осаду. Поэтому они не были ни «панцирем» для державной столицы, ни ее «шлемом». Но «забралом» — были.
В доспехах древнерусского воина забрало являлось элементом более символическим, нежели боевым. Будучи хрупким, забрало не могло защитить от сильного удара, избегать же царапин воину было не к лицу. К тому же у варягов, как и у народов древнего мира, прорези для глаз не делались в виде железной решетки, но повторяли очертания глаз. Это был идеализированный лик воина, бесстрастный, олицетворяющий десницу судьбы в неизбежной борьбе между людьми. По преданию, забралом было закрыто лицо Александра Невского, когда он ворвался в лагерь шведов и «возложил острием копья печать на челе» их предводителя Биргера.
«Забрало Москве», согласно тексту богослужения XVI века, — это сам преподобный Савва, основатель и первый игумен Сторожевского монастыря. Итак, речь идет не о военном значении крепости, хотя и стоящей на «Сторожевой горе», но о духовной защите самого «лица» русской столицы. Вот почему Смутное время, разорившее Москву, не подорвало веру в него, а укрепило: при Романовых монастырь стал «собственным государевым богомольем», которым ведал учрежденный царем Алексеем Михайловичем «приказ тайных дел».


«Всем грешным прибежище»

Из жития прп.Саввы
Эти слова означают, что, по слову Господа (Ин. 6, 37), никого из приходящих к нему преподобный Савва не отвергал: но любой человек, независимо от возраста и состояния, осознающий себя согрешившим перед Богом, мог рассчитывать на сострадательное внимание святого игумена. Всему научился преподобный Савва у своего наставника, преподобного Сергия Радонежского, а в одном превзошел его: сам Сергий поставил Савву духовником братии, сам исповедовался у него.
Благодать совершения Таинств, и в том числе Таинства Исповеди, есть у каждого священника. Но не ко всем одинаково стремится народ, не у всех спрашивают совета в сложных жизненных ситуациях, когда потребна глубокая мудрость.
Преподобные Сергий и Савва обладали не только мудростью, приходящей с опытом, но и даром прозорливости от Бога. Им были открыты глубины душ человеческих. Успокоить, утешить грешника, обещать ему прощение — великое дело. Но ошибочно видеть в этом потакание греху, как некоторые говорят: «У православных легкая жизнь: согрешил — покаялся». Не таков был дух Преподобного. Он знал, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6, 36), но произвольное коснение в грехе не могло найти у него оправдания.
«Домострой» — религиозный текст, по которому жили русские люди в век прославления преподобного Саввы, — указывает необходимые условия для спасения человека в Судный день Христов: «Кто не по-Божьи живет, не по-христиански, чинит всякую неправду, насилие и обиду… или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложносвидетельствует… всякие непотребные дела творит: блуд, распутство, сквернословие, срамословие… точно будут все в аду и прокляты будут на земле, ибо за все грешные дела хозяин такой Богом проклят, и обиженные им вопиют к Богу. И своей душе погибель, и дому запустение… и милостыню их от неправедного богатства не приемлет Бог ни при жизни их, ни после смерти. Если хочешь от вечной муки избавиться, отдай неправдой захваченное обиженному и впредь обещай не поступать так».
Много было ктиторов и жертвователей у Саввино-Сторожевского монастыря, много имен поминали монахи в своих синодиках. Но только тех из них поминал и прозорливец Савва своими устами, кто имел «желание каятися», по слову молитвы. Такой человек, если еще и не мог отстать от прежних дел, то всей душой желал этого и томился, и не оправдывал себя ни в чем. Такому человеку был святой Савва «прибежищем», будь он царь или простолюдин.
Благодаря этой всеохватности своей любви был назван Звенигородский игумен «всея России Чудотворцем». За то, что он не чуждался власть имущих, общение с которыми всегда является испытанием как для смирения монаха, так и для его твердости, а при этом оставался простым русским мужиком, таскавшим дрова и воду на перетруженных плечах.

«Всея России Чудотворец», преподобный Савва во время своего прославления, в грозный XVI век уже стал символом единения Руси. Хотя народ церковный чтил Савву всегда, его имя периодически выпадало из памяти общественной: между временем князя Юрия и царя Ивана, между правлениями царя Феодора и царя Алексия, после 1917 года и до наших дней. Но это имя всегда чудно возрождалось, как весеннее солнце является после зимы.
«Единение» на церковно-славянском языке значит «собор». Собор как православный храм есть символ единения. Символами монолитного единства в духе стали Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря и Троицкий собор Сергиевой Лавры. Как икона духовного единства народа «от мала до велика» был построен Покровский собор на Красной площади в Москве. Как памятник ратного единения русских людей в войну 1812 года возведен на народные деньги храм Христа Спасителя. История готовит новые испытания действительного единства нашей страны, и если цели людей не укоренены в вечности, связи между ними едва ли окажутся достаточно крепкими.


Молитвенник о царях Богоизбранных

Русские православные Государи особо почитали обитель на Сторожах и ее основателя преподобного Савву как молитвенника за Богом избранных царей.
Первый русский царь Иоанн IV Васильевич Грозный (1533-1584) обращался к молитвенной помощи преподобного Саввы. Он неоднократно посещал обитель, щедро жертвовал на монастырь. Государь уповал на помощь святого, приезжая в обитель вместе со своей любимой, тяжко больной супругой Анастасией Романовой.
При нем на Первом Макариевском соборе 1547 года Преподобный был канонизирован как общерусский святой, с положенным ему общецерковным празднованием. В Житии и Службе преподобному Савве отразились особая роль и значение монастыря в утверждении Московского Царства. О нем говорилось, как о «забрале Москве» и «утверждении Царствию».
Сохранились четыре царские грамоты, относящиеся к монастырю. В царствование Иоанна Грозного монастырь был многолюдным (около сотни монахов) и щедро украшенным благодаря царским милостям. Однако в известном послании игумену Кирилло-Белозерского монастыря 1578-го года царь сетует на неправедное житие иноков, разоряющее обитель.
Примеру первого царя из династии Рюриковичей следовал первый Государь династии Романовых — царь Михаил Федорович (1613-1645). Вместе со своим отцом Патриархом Филаретом он неоднократно посещал обитель, способствовал ее возрождению после жестокого разорения Смутного времени.
Эпоха расцвета обители, ее второго рождения связана со вторым Государем из династии Романовых царем Алексеем Михайловичем (1645-1676), который, по монастырскому преданию, был спасен от лютого медведя преподобным Саввой. При царе Алексее Михайловиче были обретены святые мощи основателя обители (1652), обновлен древний Рождественский собор (1649), возведен новый монастырский ансамбль (1650-е годы). Монастырь стал одним из самых многолюдных (150–300 монахов), имел 19 приписных монастырей по всей стране, был единственной до 1688 года Лаврой. Обитель была царской резиденцией и находилась в управлении личной канцелярии царя — приказа Тайных дел. Ей принадлежали огромные земельные владения, соляные варницы и рыбные ловли.
Духовником царя был архимандрит монастыря Никанор, который по царскому указу участвовал в походе на польского короля, везя перед войском чудотворные образы Иверской иконы Богоматери и преподобного Саввы. Частыми были богомольные выходы в монастырь царя Алексея Михайловича со всем семейством.
Много сделал для обители его сын царь Феодор Алексеевич (1676-1682), при котором мощи прп. Саввы были переложены в серебряную раку, изготовленную мастерами Оружейной палаты. При царе Федоре Алексеевиче монастырь называли «комнатным государевым и первостатейным», «собственным государевым богомольем». Государь вникал во все области монастырской жизни, был автором записок, в которых размышлял об устройстве внутренней жизни обители на основании устава древних российских монастырей, а также уставов Иерусалимского и Святой горы Афон.
В правление царевны Софьи при малолетних Государях Иоанне и Петре Алексеевичах монастырь стал пристанищем царей во время стрелецкого Хованского бунта.
В первое десятилетие правления царевича Петра Алексеевича (1682- провозглашен царем, с 1689 – царствовал, 1696-1725 – император) он не утратил своих владений и привилегий, а даже несколько увеличил владения за счет мудрой политики своего настоятеля архимандрита Сильвестра, имевшего большое влияние на Петра.
Дочь Петра I Императрица Елизавета Петровна (1741-1761) посещала обитель дважды в 1740 и в 1749 гг. Как свидетельствует камер-курьерский журнал о поездке Государыни 1749-го года, 13 июля она из села Знаменского «изволила шествие иметь по утру в 12-м часу в город Звенигород в Савин монастырь… и не доходя Савина монастыря изволила кушать обеденное кушание… и в монастыре изволила указать служить молебен чудотворцу, и по молебне из Савина монастыря изволила шествие воспринять в Воскресенский монастырь». Государыня пожаловала тысячу рублей архимандриту и столько же на раздачу братии.
Об особом ее расположении к обители свидетельствует назначение ее настоятелем в 1757 г. близкого ко Двору придворного проповедника Гедеона Криновского.
Императрица Екатерина II Алексеевна Великая (1762-1796) впервые посетила обитель вскоре после коронационных торжеств в 1762 г., затем — в 1775 г., когда была встречена у Святых врат обители Московским митрополитом Платоном.
В ее царствование в 1778 г. разрабатывался проект грандиозного переустройства древней обители и постройки в ней по проекту архитектора Н. Леграна огромного двухэтажного здания, наподобие архитектурной перепланировки кремлевских построек В.И. Баженова, в соответствии с принципами классицистической архитектурной концепции.
Некоторые архимандриты обители были членами Синода, в своем монастыре имели право служить с рипидами на коврах, сам монастырь был отнесен к первоклассным ставропигиальным обителям.
В 1818 г. монастырь посещали супруга Императора Павла I вдовствующая Императрица Мария Федоровна (1759–1828) и жена Императора Александра I Императрица Елизавета Алексеевна (1779–1826 г.).
Императоры Александр I (1877–1825, император с 12.03.1801) и Николай I (1796–1855, император с 19.11.1825) жертвовали на возобновление монастыря после событий Отечественной войны 1812 г.
Наиболее пышный и торжественный визит царствующей фамилии в обитель был в 1839 г., когда праздновалось 25-летие Бородинского сражения. Тогда обитель посетили Император Николай I, его дочь Великая княгиня Мария Николаевна со своим женихом герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, наследник престола Великий князь Александр Николаевич, будущий Император Александр II, и Великий князь Михаил Павлович. По высочайшей воле Государя Императора Николая I на устроение монастыря из казны было выдано 100 тыс. рублей, а наследник пожаловал из личных средств 300 рублей серебром на устройство новой сени над мощами прп. Саввы.
Особую любовь к обители и Скиту питали Государь-освободитель Император Александр II (1818–1881, император с 19.02.1855) и его супруга Императрица Мария Александровна (1824–1880). Будущий Государь, впервые посетил обитель в возрасте 19 лет в 1837 г. во время 8-и месячной поездки по империи, названной В.А. Жуковским «всенародным обручением наследника с Россией». В 1861 г., год начала Великой реформы, царственные супруги посетили обитель 8 июня и провели в ней около четырех часов. Неоднократными были и позже царские приезды в обитель. Особое к ней внимание Государя проявилось в том, что он взял под свой личный контроль проведение больших ремонтных работ в Рождественском соборе.
Последние русские императоры Александр III (1845–1894, император с 01.03.1881) и Николай II (1868–1918, император с 20.10.1894 по 02.03.1917, коронован 14.05.1896) со всем семейством посещали лишь великокняжескую усадьбу Ильинское — Усово Звенигородского уезда и расположенный на территории Звенигородского уезда Ново-Иерусалимский монастырь, хотя известен особый интерес Николая II к эпохе царствования Алексея Михайловича и обители прп. Саввы.
Последним царственным покровителем обители был шестой, порфирородный сын Императора Александра II Московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович (1857–1905). Со своей супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной (1864–1918), ныне причисленной к лику святых. Он совершал из Ильинского постоянные паломничества в обитель на Сторожах. Братия считала Великого князя своим высоким земным покровителем.
В 1896 г., в память о коронации последнего русского Императора Николая II, супруги преподнесли знаменательный дар — драгоценную лампаду к мощам прп. Саввы с надписью: «Сооружена лампада сия Великим Князем Сергеем Александровичем и Великою Княгинею Елисаветою Федоровною, в память 14 мая 1896 года, святому молитвеннику о царях Богом избранных».


Тропарь, глас 8:

           Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.


Молитва:

           О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.


(При подготовке статьи использованы материалы официального сайта Савино-Сторожевского монастыря - www.savvastor.ru; иллюстрации - www.savvastor.ru; www.sedmitza.ru; udel3.narod.ru).
Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря
В Саввино-Сторожевском монастыре
Рака с мощами прп.Саввы Сторожевского
Памятник князю Юрию и прп.Савве Сторожевскому в Звенигороде

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Весна постная в монастыре «Всецарица»

Архиерейская Литургия престольного праздника в Благовещенском храме подворья

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.