Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Пасха. Светлое Христово Воскресение.

Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.


Тропарь праздника Пасхи


Сошествие во ад.
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. икона из иконостаса соборного храма монастыря "Всецарица"
Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, - говорит святой Амвросий Медиоланский, - означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)".
В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.
Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с Крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые поутру пошли ко гробу, обходят вокруг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.
Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.
Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его...», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых...»
Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»
Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе!», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.
При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» - все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.
Икона Воскресения Христова в мон-ре св.Марии Магдалины в Гефсимании. Пасха, 2009 г.
Икона Воскресения Христова в храме Святых Праотцев в Хевроне. Святая Земля.
Затем читается слово свт.Иоанна Златоуста.
После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.
К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» - греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе».
Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

(www.pravoslavie.ru)



Иконография праздника. Об изображении Воскресения Христова.

Сошествие во ад. Роспись храма Преображения Господня на горе Фавор.
Древнейшим изображением Воскресения Христова является икона «Сошествие во ад». Спаситель только что спустился в преисподнюю, сокрушенные Им врата ада – у Его ног. О них издавна известно как о вратах смерти, за которыми нет света, нет выхода, нет памяти о Боге. Это место мрачной богооставленности, о которой Давид говорил: «Во аде же кто исповестся Тебе?» (Пс. 6, 6).
Но врата смерти повержены Спасителем. Открылся доступ к Свету и жизни во Христе. Потому в пасхальном каноне так ликующе звучит: «Снисшел еси в преисподняя земли».
Господь изображен на иконе как Светодавец в окружении священного сияния, называемого мандорлой. Оно имеет форму либо окружности, либо миндалевидного овала. Если мандорла круглая, она воспринимается как образ Солнца Правды («Слава Божия»). Если же мандорла – миндалевидная, этим усиливается динамизм происходящего: «Днесь ад, стеня вопиет». Врата его разрушаются нисходящим Божественным Светом.
Одежды Христа будто из золотой нити, лишены земной объемности и тяжеловесности. За этим образом – духовность тела Воскресшего Спасителя и открытая для нас истина: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», и «тление не наследует нетления» (1 Кор. 15, 50). Именно поэтому тела находящихся во аде тяжелы и темны. Они еще причастны ко греху, и потому становятся телами мрака и частью мрака. Лишь свет Воскресения, по учению преподобного Макария Египетского, преображает душу и тело человека. Для просветления Церковь зовет: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресение Христа блистающася».
Духовный смысл события Воскресения Христова непостижимо глубок, и его нельзя выразить однозначно. Этим объясняется множество иконографических вариаций темы. Иногда, например, ад представляется в виде чудовища или человеческой фигуры в цепях. Это «князь мира сего», скованный духовной силой Спасителя.
Однако сколько бы ни было вариантов иконы «Сошествие во ад», каждый из них обязательно соответствует церковному канону. Он возник из живого опыта Церкви, стал плодом соборного постижения Воскресения. Глядя на икону, мы понимаем, что именно этот сюжет наиболее ярко свидетельствует о победе Иисуса Христа над мраком греха и бездной отчаяния.
Свет воссиял во тьме — Христос Воскрес!
Другой часто встречающийся образ — "Явление Воскресшего Христа женам-мироносицам". На иконе кроме Спасителя, стоящего во "славе" у гроба, — ангелы и женщины (жены): Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломея, Сусанна и другие. Они пришли рано утром ко гробу с благовониями, чтобы завершить погребальный обряд над Господом. Композиция иконы может включать ряд деталей, например, спящих или поверженных ниц воинов, поставленных сторожить могилу Христа; пустую гробницу с сидящим в ней ангелом, оставленные белые погребальные пелены Христа. В руке Воскресшего Христа может находиться хоругвь, крест или пальмовая ветвь.
К воскресному циклу относится и икона «Уверение Фомы». Сюжет иконы восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующему о явлении Христа ученикам и уверении Фомы, дотронувшегося до ран Спасителя и тем самым уверовавшего в истинность Его воскресения.

paskha.ru
Храм Воскресения Христова на карте Святаго Града Иерусалима
Часовня Ангела в Храме Воскресения Христова. Вход в часовню Гроба Господня и мраморн.хранилище камня, "отваленного от гроба".
Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме.
Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме. Вид с востока.
Пасхальная служба в Храме Воскресения Христова. Иерусалим.
Пасхальная служба. Храм Воскресения Христова. Иерусалим.
Пасхальное Богослужение в храме Воскресения Христова в Иерусалиме.
Пасхальная литургия в Храме Христа Спасителя. 2007 г.
Начальник РДМ в Иерусалиме архимандрит Исидор зачитывает Пасхальное послание. Пасха-2009, Троицкий собор РДМ.
Пасхальная литургия в Св.-Троицком соборе РДМ в Иерусалиме. Апрель 2009 г.
Пасхальное Богослужение в Свято-Троицком соборе РДМ в Иерусалиме. Апрель 2009 г.
Пасхальные куличи. Пасха-2009. У Св.-Троицкого собора РДМ, Иерусалим.
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г.Санкт-Петербурге.
Мозаика Воскресения Христова (художник М.В.Нестеров) . Храм Воскресения Христова (Спас на Крови), г.Санкт-Петербург.
Собор Воскресения Христова в Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, г.Санкт-Петербург (фото Сидорова Г.)
Храм Воскресения Христова в г.Нижнекамске, Татарстан.
Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме (Подмосковье).

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Весна постная в монастыре «Всецарица»

Архиерейская Литургия престольного праздника в Благовещенском храме подворья

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.