Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский - день памяти 30.11 н.ст. (17.11 ст.ст.)

Повесть о славных деяниях блаженнаго Григория, епископа Неокесарийскаго.

1.Различные виды духовной жизни. Братья мои, восхвалим Бога, Который имеет блaговoлениe к жизни всех людей [и хочет], чтобы они достигли познания истины и жили и образом своего поведения духовно восходили к величественной небесной высоте, так, чтобы в то время, как кажется, что они по плоти ходят на земле, однако пребывали как ангелы пред величием Божиим. Ибо не на горах только и в пещерах и в ущельях и в пропастях земных многие ожидали спасения Божия, но также и в мирное для Церкви время обретались исполненные силы подвижники, облеченные оружием духа и победоносно ведущие борьбу с врагом силою Креста,—как мы разскажем о блаженном Григории, епископе Неокесарийском.

2. Поставление отшельника Григория во епископа Неокесарийскаго. До этого времени он был отшельником и находил радость в пустыне гор, чтобы там обретать мир творения. И в то время, как душа его всецело предавалась этой блаженной радости и стремилась к совершенной жизни, слава о нем распространилась во многих городах. И именно в это время, по особому устроению Божию, от труда временной жизни вошел в вечный покой епископ, возседавший на апостольском престоле города Неокecapии. Клирики собрались и пришли к знаменитому Григopию Назианзскому и просили его дать им пастыря, возвестив ему о преставлении только что умершаго. Когда праведник Божий услышал это, он отпустил их в то время в миpе, чтобы они ушли от него, сказав: «Господь печется о вас, и Он поставит пастыря для вашего стада по Своей воле». Блаженный Григорий, святитель Божий, немедленно отдался все превозмогающей молитве; и он пал на колени и молился и говорил: «Господи, всемогущий Боже! Твои суть небеса и ангелы на них, пред Твоим сиянием трепещут херувимы и пред Твоим велением устрашаются крепкие серафимы; Ты от начала создал вселенную и в ней расположил Твоим повелением миры; Ты, мой Господи, прежде сего спас Твою Церковь и стяжал ее драгоценною Твоею кpoвию,—Ты избери также и Твоему стаду пастыря по воле Твоей».
И когда он так молился, тогда пришел на него сладкий и приятный сон; и услышан был им голос, который го ворил: «не избирай никого на это служение, кроме отшельника Григория». И он (сир. я?) сказал: «Господь мой! Кто же сообщит мне о местопребывании Григория? Ибо, вот, он— обитатель гор, он даже не имеет постояннаго местопребывания. Ибо кто может гоняться за орлом, если он, поднявшись в воздух, весело парит на крыльях эфира»? И снова был голос к нему, во второй раз, и сказал ему: «пошли, пусть приведут клириков; и возьми в руки святое Евангелие и войди в алтарь Божий, в святое место искупления, и помяни там его имя и назначь его, хотя бы его даже не было там! И мое уже (дело) гоняться за орлом и привести его оттуда, где он находится. Ибо Я знаю всех птиц небесных и дикие обитатели полей Мои».
И когда дивный муж Божий, епископ Григорий, услышал это, тогда призвал он клириков, как ему было повелено, и пошел с ними к алтарю Божию. И он воскликнул и сказал: «мы нарицаем имя отшельника Григория, котораго Бог избрал на епископский престол в городе Неокеcapии». И сказавши это, благословил их и отпустил их в мире.

3. Посещение Григорием Назианза, вступление в епископское служение и откровение истиннаго учения. Ибо Бог, Который во все времена творит чудеса в своих святых и попечение Котораго открывается во всем человеческом роде, послал одного из огненных ангелов, которые стоят в служении Его славе, к Григорию на гору и повелел сказать ему: «вот, ты должен быть святителем Божиим в городе Неокесарии! встань, иди туда и вступи (в служение). Но прежде пойди в город Назианз и получи благословение от избранника Божия Григория, и потом в мире иди в твой город»! Услышав это, он сказал: «Ты, Господи, содержащий все в Своей власти, Ты знаешь, что рабу Твоему не по сердцу преходящая слава; но если так угодно Тебе, Господи, то да будет Твоя воля на нас, как и на небе».
И тотчас он встал и отправился в город Назианз и возвестил епископу Григорию то, что ангел сказал ему. Григорий также удержал его у себя и возвестил ему о тайнах Божиих, которыя совершились с ним. И так он благословил его и отпустил его в мире.
Когда избранный Григорий сошел в город, он нашел его пламенеющим почитанием идолов. Увидевши великую честь, какую они оказывали чуждым божествам, он горько плакал и молился и говорил: «Господи Боже, творец и хранитель тварей! Так как Ты послал ученикам Твоим, апостолам, Святаго Духа, Параклита, и их неведение просветил Твоим познанием истины, то яви твои чудеса и в cие время и дай нам посредством Твоего писания образ сокровенных тайн Твоей веры»! И тотчас сделались видимыми на стене буквы, которыя гласили так: «три лица, Отца, Сына и Святаго Духа, единое божественное естество».
В ту ночь Григорий заснул и увидел во сне юношу, который имел в своей руке книгу, и деву, которая облечена была в драгоценныя одежды, и он держал ее за руку, именно (он увидел) Иоанна Евангелиста, сына Зеведея, и Mapию, Матерь нашего Господа. Они сказали ему: «заметь то, что ты видишь, муж! Ибо, вот, ты удостоен ныне, увидеть веру, которая явилась с неба. Однако встань, как высокий рог, и проповедуй пред народом». И он учил их безпрестанно днем и ночью.

4. Обман иудеев, их наказание и милосердие Григория. И после того, как он пробыл у них некоторое время, тогда вышел, чтобы посетить свой диэцез. И когда он шел своею дорогою, вот, тогда сказали два человека из народа иудейскаго друг к другу свойственным им коварным образом: «вот проходит Григорий; обманем его немного и получим от него милостыню». И они сказали: «каким образом»? И один сказал другому: «ты ложись как бы мертвым, а я буду плакать над тобою»! И случилось: когда Григорий подошел к ним, то муж, который [там] стоял, бросился пред ним ниц и сказал: «прошу тебя, господин, сжалься надо мною. Мы шли своим путем, когда этот мой товарищ лег [мертвым]. Удели мне столько, сколько необходимо для его погребения». Григорий тотчас отрезал половину своего плаща и бросил ее на него; и тотчас вышла его душа из его тела. И таким образом ложь их ясно обнаружилась.
Когда Григорий ушел от них далеко, тогда подошел муж к [только что] умершему, дотронулся до него и сказал: «ну, вставай! Вот мы посмеялись над мужем и получили от него милостыню». Но когда он увидел тело, которое теперь действительно сделалось трупом, то побежал к блаженному Григорию и сказал: «имей милосердие ко мне, господин, ученик Христа», сообщивши ему наперед о всей своей лжи. И он сказал: «по бедности своей, господин, он сделал это. И как твой Господь, господин, Который Свою благость показал по отношению к негодному нашему народу, так яви и к нам свою благость. Ибо он имеет жену и детей, и они ожидают его». И когда муж Божий услышал это, он возвратился с ним и стал над умершим, и молился ко Господу и сказал: «Христе, Спасителю миpa! Так как Ты добровольно пришел в царство мертвых, чтобы Адама, Твой образ, возбудить от тления смерти, и избавил его от греха преступления заповеди в Эдеме и вывел его плененнаго, сидевшаго плененным уже с [перваго] поколения миpa; также и Лазаря, мой Господи, когда Ты воззвал его, смерть вынесла, положила пред Тобою,—Ты, Господи, также и теперь умилосердись над этим юношей и повели его душе возвратиться в его тело». И когда он окончил свою молитву, он взял его за руку и сказал ему: «тебе, душа, творение Божие, я говорю во имя Господа Иucyca Христа: возвратись в свое место и снова обитай в своем теле; подобно тому, как ты прежде сего была в нем». И тотчас встал юноша, и всякий, кто там был, прославил Бога за чудеса, которыя он совершает в людях чрез своих избранников. Также и эти иудеи тотчас приняли крещение и сделались верными монахами (буквально: обитателями монастыря).

5. Изгнание демона-прорицателя и обращение языческаго жреца. И случилось: когда блаженный Григорий пришел к одному городу, он увидел вне его идольское капище, и он вошел и ночевал в нем, и оставался в нем целую ночь бодрствующим. Демон, который был почитаем в капище, устрашился пред молитвою блаженнаго Григория и ушел оттуда. Лишь только блаженный окончил ночное служение, он пошел дальше своею дорогой. При наступлении дня пришел в капище языческий жрец, который обычно совершал служение этому богу (правильнее: имел попечение о культе этого бога), и когда он по своему обыкновению много молился и плакал, то не было бога, который должен был явиться ему. От великой печали, объявшей его, он разорвал свои одежды; и когда он [еще раз] много молился, он явился ему и сказал ему: «отныне ты не можешь больше желать, чтобы я являлся сюда! Григорий именно, ученик Христа, вошел сюда, помолился здесь и изгнал меня, и таким образом я не могу более приходить сюда». Говорит ему жрец: «значит, если бы Григорий приказал тебе, то ты вошел бы сюда»!? И он сказал: «если он прикажет мне, я войду сюда». Услышав это, жрец побежал к блаженному Григорию в горы и сказал ему: «если ты прикажешь богу, который почитается жителями этой страны, а теперь твоею молитвою изгнан, и он [снова] войдет в свое место, то я приду и сделаюсь учеником Бога, Котораго ты проповедуешь». Когда блаженный Григорий услышал это, он так написал ему на дощечке: «Григорий, ученик Христа, идолу. Войди в твое место». Жрец взял дощечку, вошел в капище и положил ее в нем; и тотчас явился бог. И сказал ему жрец: «теперь, когда ты получил на это приказание, ты возвратился на свое место»!? И он сказал ему: «да»! Тогда ответил жрец и сказал: «так, значит, Григорий сильнее тебя, так что ты подчиняешься его приказанию»!? И ответил демон и сказал ему: «нам невозможно противостоять силе Креста, потому что ему подчинены легионы ангелов и людей и демонов». Тогда ответил жрец и сказал: «итак, если ученик настолько сильнее тебя, то насколько более его учитель! Поэтому мой долг уйти, чтобы служить тому, кто более тебя»! И тотчас он бросил его на произвол судьбы и пошел к блаженному Григорию и сделался учеником его.

6. Сомнение жреца в разсказе Григория о мученической смерти юноши. И случилось однажды: когда Григорий сидел и объяснял (Писание), он стал прислушиваться и слушал что-то и видел как бы очами духа. Жрец сказал: «открой мне, господин, что ты видишь, и почему ты прислушиваешься, как будто ты что-то слышишь»! Блаженный Григорий сказал: «я вижу, как именно теперь в городе юноша стоит пред судьей и дает свидетельство и умерщвляет сатану благостью Божиею». Жрец сказал: «господин, позволь мне пойти и посмотреть, чтобы таким образом утвердиться в вере». И он сообщил ему силу своей молитвы и сказал: «иди в мире, и Господь наш да идет с тобою». И тотчас жрец направился в город и вошел в него и увидел, как ему было сказано, и мученичество того юноши было совершено огнем. И жрец воскликнул громким голосом удивления и сказал: «благословен Господь наш, освободивший нас от оболыцений идолов чрез своего ученика Григория».

7. Победа жреца над демоном в бане помощию молитвы Григория. Но, далее, была в городе баня, и сильный демон обитал в ней и не допускал никого войти в нее, кроме как только от третьяго часа до девятаго. И если кто отваживался войти туда не в это время, то он умерщвлял его. Но жрец, уставший от напряжения пути, захотел войти вне этого времени, чтобы помыться. Тогда хозяин бани сильно удерживал его и отклонял от этого, говоря: «муж, ты хочешь своей смерти»? Но жрец, так как он твердо надеялся на молитву блаженнаго Григopия, смело вошел туда; и когда демон увидел его, то завыл и потряс двери, и баня едва не разрушилась; и он сказал жрецу: «муж! еще жертвенное мясо между твоими зубами (т. е. ты только что еще был языческим жрецом),—как смеешь ты так презирать меня? Ибо, что же я могу причинить тебе, когда молитва блаженнаго Григория сопровождает тебя»? Но жрец исполнил свое желание и потом вышел и поднялся и разсказал блаженному Григорию все, что произошло.

8. Отведение реки Лика от угрожаемаго ею города. Был в той стране город, и река протекала в городском районе, и вода постоянно причиняла большия повреждения, так что они называли ту реку за ея большую свирепость «Волком» (т. е. LIKOS). Когда люди города услышали о чрезвычайных чудесах, которыя Господь наш совершал руками блаженнаго Григория, тогда они направились к нему, чтобы сообщить ему об этом, говоря ему: «молим тебя, господин! Сжалься над нами! Положение города, господин, в котором мы живем, прекрасно; однако река, которая всегда протекает подле него, причиняет болышия повреждения и уносит, господин, наше имущество и наш скот; также она разрушает наши дома до оснований и уносит их и умерщвляет людей, которые живут в домах. Но подобно твоему Господу, великому зодчему миротворения, Который пришел, чтобы возсоздать разрушенное (Иезек. 36, 36) и запустевшим жилищам чад Адамовых снова дать мир, так можешь также и ты, господин, возвратить мир городу, который опустошен повреждениями реки». Когда блаженный Григорий услышал от них об этом, он встал и пошел с ними. И когда он увидел многия рытвины, которыя окружали реку в средине города, также большия повреждения, которыя она причинила, тогда он взял свой посох и воткнул его в пределах города в землю и сказал: «говорю тебе, немая природа, и вам, влажныя воды, во имя нашего Господа Иисуса Христа, Бога всего миpa: ты не должна снова вторгаться в него (т. е. в город) и причинять в нем какой-либо вред. И тотчас распустился его посох и сделался большим деревом; и всякий раз, когда приходили воды и наталкивались на него, они должны были снова поворачивать от пределов города и делали углубления в другом месте, протекая теперь к югу от города.

9. Осушение озера для примирения двух братьев. В то время в городе жил знатный муж, и по повелению Божию он преставился от жизни телесной и оставил двух сыновей. Когда эти наследники разделили все свое наследство, осталось у них озеро, которое приносило большой доход своему обладателю, ибо в нем была необычайная масса разных рыб. И потому относительно него дело дошло у них до большого разлада. Они спорили так много и горячо, что даже своих слуг держали вооруженными и готовыми к борьбе друг против друга. Друзья их известили блаженнаго Григория о таком положении дела. Муж Божий без замедления пошел к ним, чтобы примирить их, сказавши им: «мужи, вы ведь братья! Зачем вы хотите доставлять удовольствие сатане? Один пусть удержит за собою oзepo, a другой—возьмет деньги, какия придутся за него!" И один из них говорит: «я не выпущу его». И другой: «до смерти я не отступлюсь от него». Блаженный повелел вместе пойти к озеру; и когда все стояли подле него, тогда блаженный сказал к ним: «люди, что вы спорите о том, что вам не принадлежит? Воды принадлежат Богу; пруд также принадлежитъ Богу. [Значит] что же вы спорите о том, что вам не подчинено? Хотите ли вы установить мир между собою, или же я должен показать вам, что озеро не принадлежит вам»? Но они сказали: «нет»! Когда блаженный Григорий увидел, что они не поддавались убеждению заключить мир, и сатана подстрекал их к тому, чтобы они напоили своею кровию землю, тогда простер он свои руки над водами и сказал: "говорю вам, влажныя воды, подвластныя Христу! Во имя Господа нашего Иисуса Христа, повелением Котораго вы собраны в это место, в это [именно] имя Христа я говорю вам, чтобы вы удалились с этого места и поглощены были бездной земли, чтобы из-за любви к вам не разрушался образ Божий (т. е. человеческое тело)». И тотчас высохли эти воды, и дно и грунт земли сделались видимыми. И блаженный сказал к этим братьям: «видите вы теперь, что воды не вам принадлежали!? Были ли они в чем-нибудь подчинены вашему повеленью? Могли ли вы как-нибудь приказать им, чтобы они оставались в вашем пруде? Посему идите в мире»! Братья, хотя [прежде] и не хотели, заключили мир друг с другом и ушли.

10. Избрание кузнеца Александра во епископа. В той стране был маленький город, который также подчинен был [епископской власти] Неокесарии. В эти дни по повелению Божию отошел из жизни миpa изнуренный [трудами своей жизни] епископ, который был в нем. Клирики по обычаю, который господствовал в городе, пошли в Неокесарию, чтобы там получить для себя пастыря. Явившись к Григорию, они дали ему список имен, которые [при этом] должны были быть приняты во внимание. Но когда список был прочитан, то оказалось, что там было имя мужа, который имел много недостатков и имя котораго поставлено было в списке ради его богатства. Между клириками был один ревнитель; когда он услышал его имя в списке, тогда ревность Божия возбудила его, и он сказал: «не ставьте никого, кроме кузнеца Александра». Блаженный Григорий, услышав это слово, понял, что история с кузнецом Александром всплыла не случайно, и таким образом он отпустил клириков, и они ушли. Он тотчас разостлал свою мантию пред Господом и преклонил колена в молитве и сказал: «Господи Боже, сидящий на херувимах, прежде начала всех времен Ты основал землю, и Твои персты создали небо, Ты не преходишь с поколением и не изменяешься с временем и не исчезаешь как дни, но Ты всегда тот же, [уже] прежде начала миров, и небо и земля и глубины вместе с воздушным пространством как ладони пред Тобою и как капля из бадьи. И ныне, Господи, мановением Которого люди пришли к бытию, благоволи избрать теперь себе мужа, который благоугоден воле Твоей». И когда он окончил свою молитву, тогда был небесный голос к нему и сказал ему: «никого ты не должен ставить там во епископа, кроме кузнеца Александра». Но Григорий сказал: «о, Господи, кто же покажет мне этого мужа»? И второй раз был божественный голос к нему и сказал ему: «пошли, пусть приведут мужа, который с ним работает, и от него ты можешь получить сведения об его превосходных качествах». И тотчас он послал скоро за мужем; и когда кузнец появился в комнате пред Григорием, он поднялся и сказал к нему: «скажи мне, мой брат, кто тот Александр, который работает с тобою, и что он (за человек)»? Кузнец ответил и сказал: «он хочет заставить нас непременно верить, о господин, что он глупый человек; но я, о господин, не считаю его за глупца, ибо его дела не дела глупца. Его заработок составляет более 150 грошей (собственно nummus) в день, но он не берет от меня больше 50 грошей и на эти деньги он питается небольшим количеством хлеба; а то, что остается, он дает бедным. И мяса он не ест и вина не пьет, и еще никто не видел, чтобы он мылся в бане, и его вечерней снеди достаточно ему от вечера и опять до вечера. Но когда он говорит, то из уст его исходят слова мудрости, подобных которым не говорили никогда мирские философы». Услышав это, блаженный Гри горий сказал кузнецу: «Бога ради, брат мой! Как знаешь,—смотря по тому, что тебе подскажет хитрость ремесла,—так приведи его сюда». Кузнец пошел назад в свой дом и сказал Александру: «у нас недостает железа. Пойдем в город Неокесарию». И когда они пришли в город, он привел его пред Григория. Но Александр, лишь только вошел, стал ребячески притворяться и говорить вздорныя слова. Однако, при своем появлении в дверях, он показался тому, пред кем он явился, как сияющая звезда. И епископ Григорий воскликнул и сказал: «Вот, это— муж, лице котораго сияет как утренняя заря и душа котораго просвещена сиянием небесной славы». И он поста вил его пред народом и заклинал его и сказал: «заклинаю тебя Тем, Кто небо простер, как ковры, и на нем воздвиг престол Своей славы и поселил там в служение Своему величию ангелов огня и духа: заклинаю Тем, Кто землю на водах основал от начала и на них положил круг земной и определил в жилище для человека; заклинаю Тем, Кто Свои руки распростер на кресте и привлек землю в познание истины,—не полагай покрова на твои истинныя качества (сир. «творение», т. е. твое нравственное состояние; или может быть вм.. GENESIS = npoисхождение),—но я хочу видеть тебя таким, каков ты для Бога,—если ты мудр, то как мудраго, если ты безумен, то как безумнаго». И когда Александр услышал это, он убоялся пред чрезвычайною силою его заклинания, и он сказал: «О господин, для чего это необходимо, что ты [так основательно] испытываешь твоего раба. Ибо насколько было в моих силах, Бог был для меня [целью моего] познания». Но Григорий сказал ему: «скажи мне, откуда ты, и какое твое занятие»? Александр открыл ему всю суть дела и сказал: «я, господин, был сыном Максимилиана из города Рима. И когда мой отец умер, тогда я много думал о том, чтобы приблизиться к Богу. И я увидел, что для души, которая любит Бога, нет предпочтительнее образа существования, как тот, чтобы она в этом миpe находилась в бедности. Когда я разсудил так, тогда я продал все имение, которое родители мои оставили мне в наследство, золото и серебро и поместья и одежды, и отдал это бедным; также и рабов, которых я имел, семьсот [по числу |, я в один день отпустил на свободу. И Христос, мой Господь, откроет твоей святости—Он, Который владычествует над мыслями души и Которому ведомы помышления людей—откроет, что я разсказал это не для тщетнаго самохвальства, но из страха пред клятвою». Григорий далее сказал ему: «Бога ради, брат мой! [скажи] почему ты избрал себе этот путь юродства»? Александр сказал ему: «потому что я видел, как мир неразумно поставил безжалостность на место любви и немилосердие на место милосердия,—ныне люди почитают и завтра презирают ее, ныне прославляют ее и завтра поносят ее, этот благословляет и другой проклинает,—видел, как люди чувствуют себя увлеченными трояким образом тем, чтобы проявить себя в творении Божием: или чтобы быть прославляемыми от людей, или чтобы иметь материальную (собств. нар. телесно) выгоду или чтобы обладать властью правящаго положения. Поэтому я избрал для себя бедность, чтобы чрез нее победить сатану. Если случается, что бедняк находится на пути и приходят разбойники и видят, что он совершенно беден, то они [даже сами] удовлетворяют его нужды из того, что имеют.
И когда Григорий услышал это, пришел в иэумление и удивился и сказал: «слава тебе, Боже, даровавшему это сокровище в земном сосуде, так как это—Святый Дух Божий, Который обитает в избранном (Им) сосуде (т. е. в одном из) людей». И тотчас он возвел его в священный сан, сказавши: «иди, брат мой; паси отныне стадо Христово». И он просил его и говорил: «взойди, изъясни на кафедре (Писание) и удовлетвори народ своими божественными изречениями». И, действительно, своими изречениями он привел в удивление народ; и он привлек его к страху Божию, так что каждый прославлял нашего Господа за мудрость, которую Он даровал людям.
Но когда Григорий отпустил его, чтобы он ушел в мире, дабы возсесть на кафедре своего святительскаго служения, тогда он возблагодарил и сказал: «слава Тебе, о Боже! Как много, однако, святых Ты имеешь в мире, и они неведомы и сокрыты от людей вследствие своего уничиженнаго положения, но великими стоят они в Твоих глазах». Когда Александр со своими клириками отослан был в мире, тогда блаженный Григорий остался один со своею душею и собрал всю свою душу вместе с своими мыслями, чтобы излить ее пред Богом в обильном слезами порыве, плача и говоря: «О Господи, мой Боже! От запада (resp. от вечера, по Быт. I, 5?) Ты призвал землю [в бытие] до концов миpa, и все существа ангелов и людей получили бытие, о Господи, по мановению Твоей воли, также и дикия животныя, которыя резвятся в уединении пустыни, и птицы, которыя в силу своей легкости (resp. быстроты), резвятся в воздухе, носят на себе обраэ Твоего Креста [своими распростертыми крыльями] и таким образом отваживаются парить высоко на вершинах; также и толпа рыб, о Господи, которая движется в глубине моря, воспринимает от Твоего дыхания, чтобы не задохнуться в дико бушующем потоке вод; и, когда Твоей воле угодно было, Ты, о Господи, сорок лет питал в пустыне жестоковыйный народ хлебом, который испечен был не руками, и далее, когда благодать Твоя открылась над родом чад Адамовых и захотела сделать явными сокрытыя силы земли, Ты пятью хлебами насытил семь тысяч в пустыне, при чем им на вечерю осталось двенадцать коробов,—и ныне, Господи, благодарю Тебя, что Ты точно так же, как Твоя благость всем существам дарует то, в чем они нуждаются, и мне послал мужа Александра, который должен смирить мою бедную душу, чтобы она не превозносилась в самодовольстве».

11. Оклеветание Григория блудницей, ея наказание и помилование. И когда блаженный Григорий окончил свою молитву, то уснул вследствие напряжения и изнеможения от слез тихим сном. И он увидел во сне, как некто в образе мужа стал по правую сторону его, и он сказал ему: «мужайся, муж Божий Григорий; ибо многое ты должен будешь претерпеть от своих врагов, и [в конце концов] ты победоносно устоишь [в борьбе], и они упадут в яму, которую копают для тебя». И тотчас он поднялся от своего сна и благодарил Господа за это видение, которое он видел. А враг праведности, который от начала умерщвляет людей, когда увидел, что из населения города Неокесарии, между которым [в начале] находилось только семнадцать верующих, он безчисленныя тысячи привел к истинной вере, — тогда ненавистник (т. е. сатана) захотел осыпать его стрелами злобы и научил рабов лжи, как они могли бы оклеветать Григория. Эти ученики порочности, подхвативши совет своего учителя, послали привести блудницу; и потом они сказали ей: выполни с нами тайный план, а именно, возьми себе двадцать золотых и говори с Григорием то, что мы тебе скажем, и в то время, как он будет сидеть между старейшими города, иди и стань перед ним и скажи ему: «дай мне мою плату за эту ночь, потому что ты спал у меня». Она взяла деньги; и случилось: когда Григорий в своей невинности сидел и изъяснял народу (Писание), и его архидиакон стоял рядом с ним, тогда блудница протиснулась и остановилась пред ним и сказала ему: «дай мне мою плату, потому что ты в эту ночь имел со мною любовную связь». Григорий со всем народом, который стоял возле него, удивился этой речи; а Стефан, его архидиакон, когда увидел позорную клевету, просил своего владыку молчать долгое время, чтобы он мог открыть обман лжецов; потом он поднялся и сказал блуднице: «я не знаю, что ты хочешь сказать, моя дочь». Но она сказала ему: «именно так, Григорий! И я не прощу тебе моей платы». Стефан поднялся во второй раз и сказал к ней: «женщина, иди от меня прочь своею дорогой; я не понимаю, что ты хочешь сказать»? Но так как блудница не умела отличить их лица друг от друга, именно лица Григория и лица Стефана, то простерла свои руки к Стефану и сказала: «дай мне мою плату, потому что ты ведь имел со мною любовную связь. Ты не смеешь обманывать меня, Григорий». Тогда весь народ, увидевши, что она не умеет распознать лица Григория, признал, что это великая клевета. И Григорий сказал: «этого достаточно для лжецов».
Когда Стефан увидел, что таким образом обман лжецов и блудницы обнаружен, тогда Стефан сказал к ней: «ты наверно в союзе с демонами: зачем ты свои уста посвятила на служение сатане, так что он чрез них высказал постыдную ложь на раба Божия. Да, порочная (соб. дочь греха), зачем ты составила тайный план с этими безбожниками и хотела бросить грязь в безпорочное солнце? Зачем ты подняла свои руки, чтобы бросить камень в небо, когда уже твоя праматерь в раю лишила эдемскаго блаженства нашего отца Адама? И ты хотела по этому клеветническому плану бисер предать (соб. ввергнуть) погибели; и твоя сестра, жена Сампсона, в коварном союзе с филистимлянами связала назорея и сделала его посмешищем пред своим на родом, а твоей родственницей был верховный совет (в сир. сущ. женск. рода) неправеднаго народа [который осудил Христа]. Точно так же ты посмеялась над Ветхим родов (т. е. Христом, ср. Дан. 7, 9 комбинированное с мессианским местом Мих. 5,1), Который отпустил вину Адама, бывшую вследствие его преступления, и отреклась от Него пред лицом Пилата». Когда Стефан произнес это, Григорий сказал ему: «дай этой женщине ея плату, сколько она хочет получить, и прикажи ей уйти, чтобы она не отвлекала нас от занятия словом Божиим, и чтобы и я также не удерживал у себя мзды угнетеннаго» (ср. Иак. 5, 4 и др.). Стефан подал ей плату ея, сколько она хотела получить.
И случилось: когда она простерла свои руки и взяла греховныя деньги, тогда демон тотчас поверг ее на землю, и она сказала, чтобы они все-таки не обирали ея совершенно ради превосходных качеств Григория. Когда муж Божий увидел, что она ограблена демоном, сжалился над нею и простер свои руки над демоном и сказал: «тебе, нечистый дух, говорю! Ты подчинен Христу, и я также служу Христу. Во имя нашего Господа Иисуса Христа, выйди из этой девушки, не причиняя ей вреда». Демон тотчас удалился из женщины, и она стала здоровой; и Григорий отослал ее, чтобы она ушла в мире, приказавши ей не объявлять об обмане лжецов.

12. Оклеветание Григория мальчиком. Когда Григорий в один день стоял и учил народ, вот, закричал юноша из толпы народа громким голосом и сказал: «не страшитесь, люди! ибо Григорий говорить это не от себя (собств. не от своей воли), но [некто] другой стоить по правую сторону его, и этот учит его, что он должен говорить». Услышав это, Григорий сказал к тем, которые стояли возле него: «этот юноша не чист от демонов». И тотчас демон поверг юношу на землю. Но Григорий, услышав это, взял лоскут от верхней одежды, которая была наброшена на плечи юноши, вдунул в него порицание из своих уст, и бросил его на юношу, и сказал: «не я повелеваю тебе,— Христос повелевает тебе, Он, Который тебя со свиньями вверг в море (ср. Mф. 8, 32): выйди из этого юноши». Когда демон услышал имя божественнаго величия, он закричал громким голосом и сказал: «горе мне из-за Иисуса, горе мне из-за учеников Его, что мы здесь изгнаны из всего творения и что мы там сохранены для палящаго огня преисподней, вследствие вражды, которая возникла в Эдеме между прародителями нашего рода и
Юноша же, когда опять стал здоровым, сказал: «теперь я более не вижу мужа, который стоял возле Григория и учил его, что он должен говорить». Когда демон вы шел из юноши, тогда раздался голос в воздухе, который говорил: «теперь я должен пойти к языческому царю, и он отомстит за меня Григорию».

13. Гонение на христиан и бегство Григория. В эти дни, когда в церкви Божией всюду раздавались вести об успешном распространении веры, враг, который—уже от сотворения миpa—не питает расположения к нашему спокойствию, внезапно открыл гонение на нее; и послал тиран-царь судью в ту страну, который нес с собою угрозы и проклятия против всех, любивших Христа. Когда Григорий увидел [угрожав шее] наказание, то тотчас стал жаждать мученичества, как драгоценнаго камня, чтобы ему прежде всего сделаться его жертвой и вместе с тем примером для принадлежащих к его церкви; но потом он принял также во внимание слабости человеческой природы и сказал: «я боюсь, что, если я оставлю пастбище (т. е. диэцез) на произвол судьбы, может ворваться волк и уничтожить стадо Христово». И он молился пред Господом и говорил: «о Господи, седящий на херувимах, Который возсел на осляти и вошел в Иерусалим, Ты, крепкий Боже, десница Котораго распростерла небо, и Который в смирении явился в мире, и распинатели пригвоздили на древо, потому что ты добровольно, о Господи, претерпел страдание смерти ради нас, - так умилосердись над страданиями раба Твоего в этот час и возвести мне жребий, который я по воле Твоего Божества должен принять на себя». И тотчас раздался голос подле него и сказал ему:
« собирайся, возьми свой народ и уходи, иди в пустыню и скрывайся, пока пройдет ярость». И тотчас он собрался, взял с собою церковь и ушел.

14. Чудесное cnaceниe Григория и его диакона. Но когда судья услышал, что случилось, он послал мужей, которые должны были преследовать Григория и привести его. И они отправились и нашли его у пещеры, вместе с языческим жрецом, который сделался его учеником, и они приняли их за деревья и не знали, что это—люди. И слуги, которые были посланы, возвратились к судье, сказав ему: «мы прошли по всей пустыне и в пещерах и в ущельях и в пропастях земли и искали (их) и никого не нашли, кроме двух деревьев, которые посажены возле пещеры». Но слуги из воинов судьи, в которых покоилась сокрытая вера во Христа, знали, что это было чудо и прославили Бога.

15. Возвращение Григория, успех его деятельности и его кончина. Но в скором времени после того умер царь-мучитель и наступило спокойствие на земле. Григорий и весь народ Божий с почетом возвратились к своей цер кви. И он обозрел весь народ города и увидел, что в нем было только не более семнадцати неверующих, и он возблагодарил Господа и сказал: «благодарю Тебя, Господи, что некогда, когда Ты привел меня в этот город, я нашел в нем [только] семнадцать верующих, а теперь, вот, в нем остается еще [только] семнадцать неверующих. Присоедини их вместе с их братьями к твоему стаду, о Христе! И после всего этого блаженный оставил этот мир страданий и отошел победоносно к своему Господу. Да царствует его молитвами милосердие над землею и над ея обитателями до века. Аминь.





Святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, глас 8:

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, / тезоимение стяжал еси исправления; / но молися Христу Богу, отче Григорие, / просветити души наша, // да не когда уснем в смерть.










Русский перевод «Повести о славных деяниях блаженного Григория епископа Неокисарийского сделан в ХIХ веке с оригинала VI века, сохранившегося только на Сирийском языке. (Творения св.Григория Чудотворца и св.Мефодия епископа и мученика. – М., Православный паломник, 1996. – С. 1-17).



ПРОЧИТАТЬ "СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ", СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА, ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ НАЖАВ НА ЭТУ ССЫЛКУ.

ПРОЧИТАТЬ ТВОРЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА -"12 ГЛАВ О ВЕРЕ" ВЫ МОЖЕТЕ, НАЖАВ НА ЭТУ ССЫЛКУ.

ПРОЧИТАТЬ ТВОРЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА -"СЛОВО О ВОПЛОЩЕНИИ ГОСПОДА" ВЫ МОЖЕТЕ, НАЖАВ НА ЭТУ ССЫЛКУ.

ПРОЧИТАТЬ ТВОРЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА -"БЕСЕДА НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО" ВЫ МОЖЕТЕ, НАЖАВ НА ЭТУ ССЫЛКУ.

ПРОЧИТАТЬ ТВОРЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА -"ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ" ВЫ МОЖЕТЕ, НАЖАВ НА ЭТУ ССЫЛКУ.

ПРОЧИТАТЬ ТВОРЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА -"БЕСЕДА НА СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ" ВЫ МОЖЕТЕ, НАЖАВ НА ЭТУ ССЫЛКУ.


 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

Весна постная в монастыре «Всецарица»

Архиерейская Литургия престольного праздника в Благовещенском храме подворья

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.