Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









Преподобный Серафим Саровский - день памяти 15.01 н.ст.(02.01 ст.ст.), 01.08 н.ст. (19.07 ст.ст.)

Преподобный Серафим Саровский 19 июля 1754 года родился в г. Курске в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Во святом Крещении был наречен Прохором, в честь святого Прохора, апостола от 70-ти (память 4 января и 10 августа). Исидор Мошнин брал подряды на строительство каменных зданий; под конец жизни начал постройку церкви во имя преподобного Сергия Радонежского в г. Курске, но скончался до окончания работ. Трех лет святой Прохор лишился отца, завещавшего своей супруге окончить строительство храма.
С младенчества святой Прохор был под особенным покровительством Промысла Божия. Однажды Агафия Мошнина взяла с собой сына на строительство храма и он, оступившись, упал с колокольни; но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Святой Прохор с детских лет любил посещать церковные службы и читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил он молиться в уединении.
На десятом году святой Прохор тяжело заболел; в сонном видении ему явилась Божия Матерь, обещая исцелить его от болезни. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла святого Прохора приложиться к святой иконе, после чего он быстро поправился.
Еще в отрочестве святой Прохор решил посвятить свою жизнь служению Богу и уйти в монастырь. Мать благословила его на иноческий путь медным распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Незадолго до того святой Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Схимонах старец Досифей, которого посетил святой Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, святой Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем был мудрый старец отец Пахомий. Определив юношу в послушники, он назначил ему в духовники старца Иосифа. Под руководством старца святой Прохор проходил многие монастырские послушания: был келейником, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием. Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».
По примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, святой Прохор испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.
Через два года послушник святой Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие святого Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы хотели вызвать к нему врача, на что святой Прохор
сказал отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...»,— и попросил, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же святому Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем Она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Престол для придела святой Прохор соорудил из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, он принял иноческий постриг с именем Серафим (евр.— пламенный), столь удачно выражающим его подлинно пламенную любовь к Богу и стремление ревностно Ему служить. Через год преподобный Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме. Господь сподобил преподобного благодатных видений: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной Литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после пения тропарей преподобный произнес: «Господи, спаси благочестивыя»,— и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим в духовном восторге не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. После кончины настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля отца Исаии и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь он стал предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и возвращаясь к себе в келлию после Литургии, за которой причащался Святых Тайн. Свое келейное молитвенное правило преподобный Серафим совершал по уставу древних пустынножителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.
Святой старец в уединении иногда настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением удалялись. Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный прекратил к себе доступ мирянам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его.

Видя подвиги преподобного Серафима, диавол навел на святого мысленную брань — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии на другом камне, который принес из леса. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал разбойников. У преподобного, работавшего на огороде, был в руках топор, но он не стал обороняться, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Разбойники нещадно били преподобного, проломили ему голову, сломали несколько ребер. Все сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, мучительно страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран. Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого преподобный Серафим провел около пяти месяцев в обители, а затем вновь ушел в пустынную келлию. Оставшись согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества.
Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав посещать обитель в воскресные дни. Плодом великого подвижничества явилось для преподобного стяжание мира души и радости о Святом Духе. Преподобный Серафим впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Новый настоятель отец Нифонт предложил отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в Богослужении, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после пятнадцатилетнего пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями — Климентом Римским и Петром Александрийским— явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора.
Преподобный Серафим открыл двери своей келлии для всех. Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму за назиданием чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое». Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлию. Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку, где лежало Евангелие и груз из камней и песка. На вопросы, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».
В последний период своей жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного заботиться о «дивеевских сиротах». Ученики и духовные дети помогали святому окормлять Дивеевскую общину: Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер дивеевских; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.
Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. С 1831 года преподобный многим предвозвещал о предстоящем голоде, и, по его совету, в Саровской обители сделали запас хлеба на шесть лет, вследствие чего спаслись от голода. За год и девять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимче Мой, будешь с нами»...
Преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В то время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Желая дать возможность почитателям прощаться со старцем, лежащим уже во гробе, целые восемь суток оставляли почившего непогребенным; он лежал в Успенском соборе, и в это время ко гробу его стекались тысячи жителей из окрестных мест и соседних губерний.
В 1891 году над гробницей преподобного Серафима была выстроена часовня. У раки с его святыми мощами совершались многочисленные знамения и исцеления. 19 июля 1903 года совершилось торжественное прославление великого угодника Божия —
преподобного Серафима.

____________

Икона прп.Серафима Саровского в иконостасе монаст.храма «Всецарица» г.Краснодар
…В 1903 году в июле, через 70 лет после смерти Серафима, состоялось первое прославление мощей святого. В торжествах прославления преподобного Серафима Саровского участвовали от 300 до 500 тысяч паломников. В них приняли участие и члены Императорской Семьи. В течение первых месяцев после канонизации в монастыре ежедневно находились 20-30 тысяч богомольцев. Некоторое ослабление потока людей здесь стали ощущать, только начиная с 1906-1907 года. О значении Саровской обители для русского народа один писатель образно сказал: «Оптина пустынь и Саров были в начале века двумя центрами духовной жизни, двумя кострами, у которых отогревалась замершая Россия».
Разрушительные волны революционного боготворчества не пощадили и Саров. В 1927 году монастырь был окончательно разграблен новыми властями и закрыт. В кострах на монастырской площади горели чудотворные иконы. Мощи прп. Серафима Саровского были изъяты и тайно вывезены из обители. Тюрьмы, лагеря и ссылки ожидали братию – гонимую, но не предавшую Христа. На территории монастыря разместили около 4 тысяч беспризорников, свезенных со всей страны, затем, исправительно-трудовую колонию, с 1939 года – завод боеприпасов. В апреле 1946 года Саров был выбран для организации здесь ядерного научного центра и превратился в недоступный богомольцам город – невидимку на слиянии рек Сатис и Сарова. Уничтожение саровских православных святынь происходило особенно беспощадно в середине минувшего века. До 1946 года была разобрана церковь во имя прпп. Зосимы и Саватия Соловецких чудотворцев, в которой причащался батюшка Серафим. В 1951 году разрушили до основания храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который называли одним из великолепнейших русских соборов. У его стен в 1833 году был похоронен прп. Серафим, а с 1903 года в храме пребывали его мощи. В 1953 году взорвана соборная церковь, именуемая в честь иконы «Живоносный Источник». Величественная церковь во имя прп. Серафима Саровского, которой в 2004 году было 100 лет, и сегодня украшает сохранившийся монастырский комплекс Сарова.
11 января 1991 г. Церкви была возвращена Великая святыня, а 30 июля святые мощи прибыли в Дивеево. Вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафима Дивеевской обители встречали крестный ход со святыми мощами прп. Серафима.


Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4:

           От юности Христа возлюбил еси, блаженне, / и, Тому Единому работати пламенне вожделев, / непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, / умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, / избранник возлюблен Божия Матере явился еси. / Сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобие отче наш.


(Минея январь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002;.
Православный Церковный календарь. 2008 год. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007)
Сергиево-Казанский собор. г.Курск.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский
монастырь
Рака с мощами прп.Серафима в
Троицком Соборе
Святейший Патриарх Алексий у мощей
преп.Серафима Саровского.
Икона прп.Серафима Саровского в стиле флорентийской мозаики над южным порталом монаст.храма «Всецарица» г. Краснодар
Канавка Божией Матери
Святейший Патриарх Алексий на месте
молитвенного подвига прп.Серафима
Саровского
Источник прп.Серафима Саровского
в Дивеево
Группа краснодарских паломников
в Дивеево
Монастырское кладбище в Дивеево.
Могила Н.А.Мотовилова.
Икона прп.Серафима Саровского на среднем
колоколе. Колокольня монаст.храма "Всецарица" г.Краснодар.
Храм прп.Серафима Саровского в г.Тула

 
Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В конце первой седмицы Великого поста есть два уставных праздника

В субботу первой седмицы Великого поста на подворье

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2023.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.