|
|
Святитель Феофан из Вышенского затвора: "Мудрые советы".
Монастырь
...Монастырь лучшее место спасения, кто с разумом поступит в монастырь и разумно жить будет в нем. Монастырь точно есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один внутренний, а другой внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре, все касаются сей внешней жизни. Не знающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою и тело и что дело спасения душ должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их не соответствующими своим целям и своему настроению, или... все дело монашества ограничивать только сими послушаниями... и потрудиться напрасно... В монастырь тянет не грамота, а особое Божие звание. О покое в обители не мечтайте... Зрите путь тесный и прискорбный... Это настоящий.
Все, что можете делать для ближних, пребывая в сожительстве с мирянами, касается пяти, десяти, редко пятнадцати человек. А в монастыре всегда есть больше ста... а есть до тысячи. Таким образом, для ближних в монастыре в десять и сто раз больше можно делать, чем в мирянской жизни; и то, что духовная жизнь там раскрывается в недосягаемой для мирян жизни, есть придаток новый,— незаменимый... Монастырь — общество борющихся с собою Царствия ради Небесного... В монастыре которые живут духом и сильны нравом не видны и бегают показности, а которые полегче нравом — всегда видны и держатся наружи. Игуменство ничего вам не прибавило; но если подумаете, что значит оно, то самоохотно кое-что сами себе прибавите не внешно, а внутренно: побольше ревности и неустанности богозреня: отчего в душу будет изливаться мудрость. Монастырская жизнь не так трудна, как вам кажется. Не труды там тяжелы, а неимение своей воли: делать что прикажут, и сестрам, и начальницам, и распорядительницам надо покорствовать... За это в награду Бог дает внутренний мир, покоющийся в лоне смирения. Повидали теперь монастыри — и видите, что на них есть еще благодать Господня. Да - есть и много, много у нас настоящих обителей, где под добрым надзором зреют чада Божии. А плода сколько от них на окрестность?! Ведь кричат все те, которые не видели монахов... только сборщиков и сборщиц, что в Питере и в Москве. При всем том, однако ж, надо сознаться, что если бьют нас, монахов, то потому, что мы сами подставляем бока. Надо бы пугнуть немного. Но Господь есть, Всеправящий.
Кончил я устав святого Пахомия, берусь за святого Василия Великого устав, и тот и другой строгоньки... Сказать прокурору, чтоб не вооружался против монастырей, а настаивал бы только, чтоб строго были исполняемы древние уставы. Половина монахов разбежится. Но вместе думаю, что в пять раз более прибавится новых ревнителей; ибо многие не идут в монастырь потому, что слабенько в них. Когда же станет строгонько, жизнь понравится и монахов прибудет. Пришло мне на мысль, что многое не ладно в обителях оттого, что нет у нас авторитетного устава, на который могли бы опираться настоятели и настоятельницы, желая вести дело управления, якоже подобает. Оттого они кричат негромко, будто робея, а монах — братство смущает будто мимоходом. Если б был устав, всякий видел бы, что настоятель, крича, прав и что он обязан слушать, а не слушая, штраф нести.
Почаще освежайте душу свою посещением обителей. Если можно где увидеть ныне свет Божий, то только в обителях. ...Церковь да келлия — закон неотложный; без крайней нужды никуда не выходить; по братским келлиям не ходить, а по лесу можно пройтись, чтоб вместе со всяким дыханием восхвалить Господа; особенно же чтобы испытать, твердо ли душа стоит вниманием в сердце. И для здоровья это не худо. Самому на беседу не навязываться, а когда кто в нужде духовной заведет речь, надо поговорить с ним добре. Это то же, что капитал пустить в оборот; а все молчать, когда даже спрашивают, есть то же, что деньги в сундуке запрятать и беречь без всякой от них прибыли.
Монашество ...Кто из монахов и ныне возьмется с ревностию за дело... в конце выходит не хуже древних ревнителей богоугождения в иноческом чине. Обрекайте себя на жизнь, где руки и ноги будут одно делать, а душа должна быть занимаема другим, если хочет спастись. Многое из того, что вы чаете увидеть в монастыре, не увидится, а иное и увидится. Но с внутренней стороны все почти найдете, если будут глаза... Монастыри и постриг сильно возбуждают, но не сами по себе, а теми помышлениями, какие при сем неизбежны... Келейное уединение есть дело Марии, а хлопоты по сборам есть дело Марфино. Эти дела одно с другим вместе жить не могут.
Апостол Павел решил, что кто хочет спастись, пусть не женится и не связывается семейными делами. Потому что бессемейному удобнее угодить Богу. А семейному в мире есть много соблазнов. Ты и хорошо сделаешь, если укроешься в монастырь.
Монастырские порядки все исполняй добросовестно, почитая великое дело, которое предлежит... делать по этим порядкам, как бы лично тебе посланным от Самого Бога, и труд дел монастырских посвящай Господу, как бы Он Сам стоял пред тобою и смотрел на тебя. Надо иметь не развлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние (отшельники, подвизавшиеся в Египте.—Ред.) весь день сидели за рукоделием, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил; по временам только клали поклоны.
Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело... И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами придумайте и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или, сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего.
Четочки носите, как носите,— ничего... если при этом не имеете суеверных загадок... А лучше держите их под образами для правила... Погашение страстных помыслов и движение до совершенного их исчезновения... и есть цель подвижничества. Потому — чего бы страстного вы не замечали, вооружайтесь против того без жалости к себе.
...Скит есть обиталище живущих исключительно внутренней жизнью. Скитник, как перевалился через ограду внутрь скита, пусть считает себя похороненным. Мирянки думают, что в монастыре только и думать следует, что молиться! И забывают, что вступающие в монастырь не оставляют желудка за оградой монастыря, а берут с собою. А где желудок, там и забота о пище, где кожа, там требуется прикрытие ее одеждою и хата для жилья; где трудом добывают потребное, там надо работать, продавать... и покупать... Все такое не есть монашеское по духу, но как без этого жить нельзя, а без жизни и монашествовать, то все такое необходимо и для монахов. Но можно все это делать по-монашески, и таким образом и это вовлекать в круг монашеских дел по духу...
...Лучший и удобнейший путь спасения есть монашество — жизнь в отречении от мира. ...Велика ли вещь мантия?! Мантия — мундир. Она ничего ни прибавляет, ни убавляет в духовной жизни. Посмотрите на получивших теперь мантию: стали они святей? Все такие же. А если стали фонфаронить мантиею, то стали хуже. Можно ведь и без монастыря вести жизнь монашескую, и без монашеской одежды.
Вы порываетесь посмотреть монастыри. Добрые порывы! Но подготовьтесь. Ведь в монастырях... не все небо... Встречается земля — и очень недобрая. Небо в монастырях спрятано Надо уметь его увидеть. Есть правило старцев: сиди в келлии, и она всему тебя научит. В келлии велят отцы — молиться, читать, рукодельничать, переходя от одного к другому. Устройтесь так и будете жить как в раю... госпожею над собою и над всеми делами своими... а далее над мыслями и чувствами... Главное тут навыкнуть всегда быть в том, что есть едино на потребу.
Сила пострига не от лиц, совершающих его, а от усердия приемлющих и от веры их в Господа Бога присущего при сем. С пострижением волос да отрежутся и все земные помышления, чувства и движения... Всяко, однако ж, блюдение порядка надо иметь благоразумное, соображая средства с целями, и всегда имея готовность уступить нужде, когда снисхождение безвредно, а строгость не необходима... Внешние труды и подвиги суть средства: они ценны только тогда, как приводят к цели и ею требуются. И мысли на них не останавливайте, как бы они что значили. Главное в чувствах и расположениях. На них и обратите все внимание, если уж установились во внешнем порядке жизни.
Благослови вас Господи подготовиться — принять достойно постриг. Хоть он малый еще, но все принять его надо со вниманием и благоговением. Имя, выбранное вами, хорошо. Даруй вам, Господи, слезы Магдалины и любовь ее ко Господу. Смотрите, одевшись в рясофор, не думайте, что все кончено и можно сложить иные оружия. Нет. Тут-то, может быть, и начнется буря. Теперь враг вас еще не совсем различает; а когда оденетесь, виднее станете, и ему удобнее намечать на вас стрелы. Со страхом убо приступайте.
Келлия — гроб; а мы — мертвые. Когда же придет оживление? Господи, спаси и помилуй! Приятельница ваша боится монашества? В самом деле ведь мы, монахи, страшное дело берем на себя. Разберите ка, что есть монах? Того не надо, другого не надо, и конца нет — всего не надо. Один Бог да душа — вот монах. Как дойти до этого? Как хочешь, а доходи; ибо коль скоро не таков кто, то и не монах. Но как это ни трудно, приходит дух ревности и разгоняет все страсти. Этот дух неудержим. Он находит, принимается сердцем и производит великие внутри повороты. Таково происхождение всех истинных монахов! Стало, прямее сказать, что монахи не сами себя делают монахами.
Постриг придет в свое время. Он есть знак. И, конечно, гораздо лучше принимать его тогда, когда в душе твердо установится все им означаемое. Малый постриг не есть еще настоящий постриг. Есть ангельский образ — схима: она идет к тем, кои совсем уже умерли миру и живут, будто воскресшие для будущей жизни. Ниже сего — обыкновенный наш постриг монашеский, что у вас называется — сделаться манатейного (мантийною.— Ред.); этот означает достигших известной меры чистоты, искусных в борьбе со страстьми, никогда не поддающихся искушениям и препобеждающим все наветы врага. Первоначальный же чин — рясофорие есть не более как пометка на овце, что она нашего стада. А что из нее выйдет, кто знает.
Мне думается, вы все же вступите в монастырь и будете птички, поющие Богу хвалу и благодарение; а далее, очистившись скорбями и лишениями, станете ангелами, присно славословящими Триипостасного Бога. Ничто не мешает иметь брата и с ним держать откровение помыслов. Исповедь же надо держать по монастырскому порядку. По временам, впрочем, можно исповедаться у кого угодно. Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может.
Схима — не подтверждение обетов Крещения, а на них новых наложение... Схимник — мертвый, не стремящийся к умертвению... а мертвый. Цель трудов монаха — стяжание подвижнических добродетелей и внешних и внутренних, и телесных и духовных; цель стремления схимы — достижение или построение того, что на основании подвижнических добродетелей может быть достигнуто духовного или построено. Сознание схимницы должно поступить в другую область — духовную... а монах еще борется и бьется в обычной среде... Вот все такое - и подобное составляет разницу... но не в существе духа, а в степени...
Келлия — могила. Из сей могилы мысленно постройте лестницу на небо... и ходите по ней, восхождение в сердце своем полагая; а около обведите ограду толстую-толстую, и столь высокую, чтоб она заходила за область воздушную и не давала духовом злобы перелетать через нее к вам. В обетах, конечно, разумеются дела, или деятельная сторона... Но главное — душевный строй. Если сей цел, то изменение какое-либо во внешнем течении дел никакого вреда и ущерба не делает. Надо бы приподнять дух монашеский.— Но как? Великие старцы — основатели монастырей — предвидели это... Делать нечего... Дух мира берет силу! — Всех охватывает. И вот где корень. Противодействовать ему должен Синод... Если хочешь Господу себя посвятить, то незачем тебе водиться с миром, в котором нет духа Христова. Если же не хочешь — как хочешь. Господь любит доброхотно к Нему идущих невест. Без послушания быть в обители стыдно. И вам дано послушание во избежание сего стыда, и при том такое, которое вам подручнее всякого.
|
|
21 сентября 2023 г. будет видеотрансляция в прямом эфире Божественной Литургии праздника Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре «Всецарица». Начало в 7:45.
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
27 сентября празднуется Воздвижение Животворящего Креста Господня
23-25 сентября 2023 г. подворье монастыря «Всецарица» в Динском районе посетили 5 паломнических групп
Рейдеры под охраной полиции захватили храм Украинской Православной Церкви в селе Старая Жадова Черновицкой области Украины
В Ташкенте прошло заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа
Свыше 600 тысяч верующих приняли участие во всероссийском молебне о Победе
|
|