Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Святитель Феофан из Вышенского затвора: "Мудрые советы".

Монастырь

...Монастырь лучшее место спасения, кто с разумом поступит в монастырь и разумно жить будет в нем.
Монастырь точно есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один внутренний, а другой внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре, все касаются сей внешней жизни. Не знающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою и тело и что дело спасения душ должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их не соответствующими своим целям и своему настроению, или... все дело монашества ограничивать только сими послушаниями... и потрудиться напрасно...
В монастырь тянет не грамота, а особое Божие звание.
О покое в обители не мечтайте... Зрите путь тесный и прискорбный... Это настоящий.

Все, что можете делать для ближних, пребывая в сожительстве с мирянами, касается пяти, десяти, редко пятнадцати человек. А в монастыре всегда есть больше ста... а есть до тысячи. Таким образом, для ближних в монастыре в десять и сто раз больше можно делать, чем в мирянской жизни; и то, что духовная жизнь там раскрывается в недосягаемой для мирян жизни, есть придаток новый,— незаменимый...
Монастырь — общество борющихся с собою Царствия ради Небесного... В монастыре которые живут духом и сильны нравом не видны и бегают показности, а которые полегче нравом — всегда видны и держатся наружи.
Игуменство ничего вам не прибавило; но если подумаете, что значит оно, то самоохотно кое-что сами себе прибавите не внешно, а внутренно: побольше ревности и неустанности богозреня: отчего в душу будет изливаться мудрость. Монастырская жизнь не так трудна, как вам кажется. Не труды там тяжелы, а неимение своей воли: делать что прикажут, и сестрам, и начальницам, и распорядительницам надо покорствовать... За это в награду Бог дает внутренний мир, покоющийся в лоне смирения.

Повидали теперь монастыри — и видите, что на них есть еще благодать Господня. Да - есть и много, много у нас настоящих обителей, где под добрым надзором зреют чада Божии. А плода сколько от них на окрестность?! Ведь кричат все те, которые не видели монахов... только сборщиков и сборщиц, что в Питере и в Москве. При всем том, однако ж, надо сознаться, что если бьют нас, монахов, то потому, что мы сами подставляем бока. Надо бы пугнуть немного. Но Господь есть, Всеправящий.

Кончил я устав святого Пахомия, берусь за святого Василия Великого устав, и тот и другой строгоньки... Сказать прокурору, чтоб не вооружался против монастырей, а настаивал бы только, чтоб строго были исполняемы древние уставы. Половина монахов разбежится. Но вместе думаю, что в пять раз более прибавится новых ревнителей; ибо многие не идут в монастырь потому, что слабенько в них. Когда же станет строгонько, жизнь понравится и монахов прибудет.
Пришло мне на мысль, что многое не ладно в обителях оттого, что нет у нас авторитетного устава, на который могли бы опираться настоятели и настоятельницы, желая вести дело управления, якоже подобает. Оттого они кричат негромко, будто робея, а монах — братство смущает будто мимоходом. Если б был устав, всякий видел бы, что настоятель, крича, прав и что он обязан слушать, а не слушая, штраф нести.

Почаще освежайте душу свою посещением обителей. Если можно где увидеть ныне свет Божий, то только в обителях.
...Церковь да келлия — закон неотложный; без крайней нужды никуда не выходить; по братским келлиям не ходить, а по лесу можно пройтись, чтоб вместе со всяким дыханием восхвалить Господа; особенно же чтобы испытать, твердо ли душа стоит вниманием в сердце. И для здоровья это не худо. Самому на беседу не навязываться, а когда кто в нужде духовной заведет речь, надо поговорить с ним добре. Это то же, что капитал пустить в оборот; а все молчать, когда даже спрашивают, есть то же, что деньги в сундуке запрятать и беречь без всякой от них прибыли.


Монашество

...Кто из монахов и ныне возьмется с ревностию за дело... в конце выходит не хуже древних ревнителей богоугождения в иноческом чине.
Обрекайте себя на жизнь, где руки и ноги будут одно делать, а душа должна быть занимаема другим, если хочет спастись. Многое из того, что вы чаете увидеть в монастыре, не увидится, а иное и увидится. Но с внутренней стороны все почти найдете, если будут глаза...
Монастыри и постриг сильно возбуждают, но не сами по себе, а теми помышлениями, какие при сем неизбежны...
Келейное уединение есть дело Марии, а хлопоты по сборам есть дело Марфино. Эти дела одно с другим вместе жить не могут.

Апостол Павел решил, что кто хочет спастись, пусть не женится и не связывается семейными делами. Потому что бессемейному удобнее угодить Богу. А семейному в мире есть много соблазнов. Ты и хорошо сделаешь, если укроешься в монастырь.

Монастырские порядки все исполняй добросовестно, почитая великое дело, которое предлежит... делать по этим порядкам, как бы лично тебе посланным от Самого Бога, и труд дел монастырских посвящай Господу, как бы Он Сам стоял пред тобою и смотрел на тебя.
Надо иметь не развлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние (отшельники, подвизавшиеся в Египте.—Ред.) весь день сидели за рукоделием, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил; по временам только клали поклоны.

Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело... И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами придумайте и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или, сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего.

Четочки носите, как носите,— ничего... если при этом не имеете суеверных загадок... А лучше держите их под образами для правила...
Погашение страстных помыслов и движение до совершенного их исчезновения... и есть цель подвижничества. Потому — чего бы страстного вы не замечали, вооружайтесь против того без жалости к себе.

...Скит есть обиталище живущих исключительно внутренней жизнью. Скитник, как перевалился через ограду внутрь скита, пусть считает себя похороненным.
Мирянки думают, что в монастыре только и думать следует, что молиться! И забывают, что вступающие в монастырь не оставляют желудка за оградой монастыря, а берут с собою. А где желудок, там и забота о пище, где кожа, там требуется прикрытие ее одеждою и хата для жилья; где трудом добывают потребное, там надо работать, продавать... и покупать... Все такое не есть монашеское по духу, но как без этого жить нельзя, а без жизни и монашествовать, то все такое необходимо и для монахов. Но можно все это делать по-монашески, и таким образом и это вовлекать в круг монашеских дел по духу...

...Лучший и удобнейший путь спасения есть монашество — жизнь в отречении от мира.
...Велика ли вещь мантия?! Мантия — мундир. Она ничего ни прибавляет, ни убавляет в духовной жизни. Посмотрите на получивших теперь мантию: стали они святей? Все такие же. А если стали фонфаронить мантиею, то стали хуже.
Можно ведь и без монастыря вести жизнь монашескую, и без монашеской одежды.

Вы порываетесь посмотреть монастыри. Добрые порывы! Но подготовьтесь. Ведь в монастырях... не все небо...
Встречается земля — и очень недобрая. Небо в монастырях спрятано Надо уметь его увидеть.
Есть правило старцев: сиди в келлии, и она всему тебя научит. В келлии велят отцы — молиться, читать, рукодельничать, переходя от одного к другому. Устройтесь так и будете жить как в раю... госпожею над собою и над всеми делами своими... а далее над мыслями и чувствами... Главное тут навыкнуть всегда быть в том, что есть едино на потребу.

Сила пострига не от лиц, совершающих его, а от усердия приемлющих и от веры их в Господа Бога присущего при сем.
С пострижением волос да отрежутся и все земные помышления, чувства и движения...
Всяко, однако ж, блюдение порядка надо иметь благоразумное, соображая средства с целями, и всегда имея готовность уступить нужде, когда снисхождение безвредно, а строгость не необходима... Внешние труды и подвиги суть средства: они ценны только тогда, как приводят к цели и ею требуются. И мысли на них не останавливайте, как бы они что значили. Главное в чувствах и расположениях. На них и обратите все внимание, если уж установились во внешнем порядке жизни.

Благослови вас Господи подготовиться — принять достойно постриг. Хоть он малый еще, но все принять его надо со вниманием и благоговением. Имя, выбранное вами, хорошо. Даруй вам, Господи, слезы Магдалины и любовь ее ко Господу. Смотрите, одевшись в рясофор, не думайте, что все кончено и можно сложить иные оружия. Нет. Тут-то, может быть, и начнется буря. Теперь враг вас еще не совсем различает; а когда оденетесь, виднее станете, и ему удобнее намечать на вас стрелы. Со страхом убо приступайте.

Келлия — гроб; а мы — мертвые. Когда же придет оживление? Господи, спаси и помилуй!
Приятельница ваша боится монашества? В самом деле ведь мы, монахи, страшное дело берем на себя. Разберите ка, что есть монах? Того не надо, другого не надо, и конца нет — всего не надо. Один Бог да душа — вот монах. Как дойти до этого? Как хочешь, а доходи; ибо коль скоро не таков кто, то и не монах. Но как это ни трудно, приходит дух ревности и разгоняет все страсти.
Этот дух неудержим. Он находит, принимается сердцем и производит великие внутри повороты. Таково происхождение всех истинных монахов! Стало, прямее сказать, что монахи не сами себя делают монахами.

Постриг придет в свое время. Он есть знак. И, конечно, гораздо лучше принимать его тогда, когда в душе твердо установится все им означаемое. Малый постриг не есть еще настоящий постриг. Есть ангельский образ — схима: она идет к тем, кои совсем уже умерли миру и живут, будто воскресшие для будущей жизни. Ниже сего — обыкновенный наш постриг монашеский, что у вас называется — сделаться манатейного (мантийною.— Ред.); этот означает достигших известной меры чистоты, искусных в борьбе со страстьми, никогда не поддающихся искушениям и препобеждающим все наветы врага. Первоначальный же чин — рясофорие есть не более как пометка на овце, что она нашего стада. А что из нее выйдет, кто знает.

Мне думается, вы все же вступите в монастырь и будете птички, поющие Богу хвалу и благодарение; а далее, очистившись скорбями и лишениями, станете ангелами, присно славословящими Триипостасного Бога.
Ничто не мешает иметь брата и с ним держать откровение помыслов. Исповедь же надо держать по монастырскому порядку. По временам, впрочем, можно исповедаться у кого угодно.
Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может.

Схима — не подтверждение обетов Крещения, а на них новых наложение... Схимник — мертвый, не стремящийся к умертвению... а мертвый.
Цель трудов монаха — стяжание подвижнических добродетелей и внешних и внутренних, и телесных и духовных; цель стремления схимы — достижение или построение того, что на основании подвижнических добродетелей может быть достигнуто духовного или построено. Сознание схимницы должно поступить в другую область — духовную... а монах еще борется и бьется в обычной среде... Вот все такое - и подобное составляет разницу... но не в существе духа, а в степени...

Келлия — могила. Из сей могилы мысленно постройте лестницу на небо... и ходите по ней, восхождение в сердце своем полагая; а около обведите ограду толстую-толстую, и столь высокую, чтоб она заходила за область воздушную и не давала духовом злобы перелетать через нее к вам.
В обетах, конечно, разумеются дела, или деятельная сторона... Но главное — душевный строй. Если сей цел, то изменение какое-либо во внешнем течении дел никакого вреда и ущерба не делает.
Надо бы приподнять дух монашеский.— Но как? Великие старцы — основатели монастырей — предвидели это... Делать нечего... Дух мира берет силу! — Всех охватывает. И вот где корень. Противодействовать ему должен Синод...
Если хочешь Господу себя посвятить, то незачем тебе водиться с миром, в котором нет духа Христова. Если же не хочешь — как хочешь. Господь любит доброхотно к Нему идущих невест.
Без послушания быть в обители стыдно. И вам дано послушание во избежание сего стыда, и при том такое, которое вам подручнее всякого.

 
Сентябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

31 августа 2017 г. (четверг) – праздник иконы Божией Матери «Всецарица» - Престольный праздник нашей обители

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

11 сентября 2017 г., в великий праздник Усекновения главы св.Иоанна Предтечи, в нашей обители совершен молебен о страждущих недугом винопития, а также другими страстями

Ирина Полякова. Светлая обитель.

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с разрушительным землетрясением в Мексике

Издательский Совет передал книги детям из многодетных и малообеспеченных семей Владимирской и Муромской епархий

Состоялась встреча главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан с Православным ординарием Войска Польского

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.