Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский: "Беседа на святое Богоявление".

Мужи христолюбивые, страннолюбивые и братолюбивые, окажите и сегодня гостеприимство моему слову и, отверзши слух ваш, как врата, вместите в них мою речь, и приимите от меня спасительную проповедь о погружении Христа, которое было в реке Иордане, чтобы вам более возжелать столько к нам снисходящаго Владыку. Ибо, если и прошло торжество явления Спасителя, однако благодать Его навсегда пребывает. Итак, насладимся его ненасытными душами, ибо прекрасна ненасытимость в спасительных вещах, прекрасна. Приидите же все из Галилеи на Иордан и устремимся вместе со Христом. Блажен спутешествующий пути жизни. Приидите, мысленными стопами достигнем Иордана и увидим Крестителя Иоанна, крестящаго Того, Кто не требует крещения, да дарует нам благодать крещения. Приидите, узрим образ нашего возрождения, сеннописанный в тех водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан креститься от него 1. О, сколь великое смиренномудрие Владыки! Какое снисхождение! Царь небес притек к Предтече своему, не двигая небесных воинств и не предпосылая предтечами безплотных сил; но просто приходя в образе воина, приходит к своему воину; приходит к нему, как один из многих. Искупитель сочисляет себя с пленниками, и судия поставляет себя вместе с виновными; присовокупляет себя к погибшим овцам пастырь добрый, который ради заблудшей овцы снисшел с небес и небес не оставил, и с плевелами смешано небесное семя, безсеменно произрасшее. Посему Иоанн Креститель,
увидевши Его и узнавши [в Нем] Того, Котораго от чрева матери познал и поклонился, и ясно уразумев, что это —Тот, ради Котораго он в утробе Матери превыше возраста взыграл, нарушая пределы естества, он скрыл свою десницу под одеждою, и подклонив голову, как любящий владыку раб, такими словами провещал к Нему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне 2? Что Ты делаешь, Владыко? Зачем изменяешь порядок вещей? Зачем с рабами требуешь от твоего раба того, что свойственно рабам? Зачем хочешь получить то, в чем не нуждаешься? Зачем отягчаешь Твоего раба столь многим снисхождением? Мне надобно креститься от Тебя. Ты же не имеешь нужды креститься от меня; худшее лучшим благословляется, а не лучшее худшим благословляется и освящается. Светильник возжигается от солнца, а не солнце от светильника освещается. Глина скудельником приготовляется, но не скудельник глиной образовывается. Создание создателем возобновляется, а не создатель созданием исправляется. Немощный врачем врачуется, а не врач от немощнаго принимает попечение. Нуждающейся у богатаго заимствуется, - а не богатый от беднаго вспомоществуется. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне. Разве я не знаю, кто Ты и от кого возсиял и откуда пришел? Разве я, поелику Ты соделался сообразным мне, отрину величие Твоего Божества? Разве я, поелику Ты настолько снисшел ко мне, насколько сделался близким по телу, и всего меня носишь в Себе, чтобы спасти всего человека, могу не заметить ради видимаго в Твоем теле умопостигаемаго в [Твоем] Божестве? Разве, поелику ради моего спасения Ты облекся в мой начаток, я не познаю Тебя, одевающагося светом, как одеждою? Разве, поелику Ты носишь сродную мне плоть и являешься людям, чтобы они возмогли видеть Тебя, сокроется от меня cияние блистающаго Твоего Божества? Разве, поелику вижу в Тебе свой образ, отвергну божественное, невидимое и непостижимое существо Твое? Знаю Тебя, Владыко! Знаю Тебя ясно! Знаю Тебя, наученный Тобою; ибо никто не может познать Тебя, если не вкусит Твоего просвещения. Знаю Тебя, Владыко, ясно, ибо видел Тебя духовно, прежде чем увидел сей свет. Когда Ты, будучи всецело в безплотных недрах небеснаго Отца, был всецело и в утробе Твоей рабы и матери, а я во утробе Елисаветы, как в темнице естеством был содержим и связан неразрешимыми узами младенчества, то взыгрався, я торжествовал, предпразднуя рождество Твое. Посему, если прежде рождества Твоего я проповедывал пришествие Твое, разве не познаю явления Твоего после рождества Твоего? Будучи в утробе учителем о Твоем пришествии, неужели ныне, при совершенном познании, буду младенчествовать? Не могу не почитать Тебя, покланяемаго всей тварью; не могу не проповедывать Того, на Кого небо указало звездою и земля чрез волхвов приветствовала, ангельские лики, радуясь по причине снисхождения Твоего к нам, воспели, и пастыри, ночевавшие на поле, воспрославили архипастыря словесных овец. Не могу молчать в Твоем присутствии, ибо я—глас, глас—говорит—вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Я, родившись, разрешил неплодство родившей меня матери и, будучи еще младенцем, сделался врачом безмолвия моего отца, получив от Тебя с детства благодать чуда. Ты же, родившись от Девы Марии, как восхотел и как един ведаешь, не разрушил девства ея, но и сохранил его и ей даровал наименование матери. Ни девство не воспрепятствовало рождеству Твоему, ни рождество не нарушило девства; но две противоположнейшия вещи, рождение и девство, стеклись в единый союз, потому что это возможно для Тебя, Создателя естества. Я только человек, причастный божественной благодати, Ты же Бог и человек, поелику по естеству человеколюбив. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?—Ты, сущий в начале и к Богу и Бог, Ты—сияние Отчей славы, Ты—совершенный образ совершеннаго Отца, Ты—свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир, Ты— сущий в миpe и пришел туда, где был, Ты плотью соделался, но не обратился в плоть, Ты обитал среди нас и рабам Своим явился в образе раба, Ты небо и землю Своим святым именем соединил как бы мостом,—Ты приходишь ко мне? Ты—столь великий к таковому? Царь к предтече? Владыка к рабу? Но если Ты не устыдился родиться в смиренных пределах человечества, однако, я не могу прейти меры естества. Знаю, каково разстояние между землею и Зиждителем; знаю, каково различие между глиной и создателем; знаю, насколько Ты, Солнце правды, выше меня, светильника Твоей благодати. Если и чистое облако тела объемлет Тебя, но я познаю Твое владычество. Исповедую свое рабство, проповедую Твое великолепие, познаю Твое совершенное владычество, познаю свое недостоинство. Я недостоин разрешить ремень сапога Твоего, и как я дерзну прикоснуться к чистой Твоей главе? Как я простру десницу мою на Тебя, простершаго небо как кожу и утвердившаго землю на водах? Как возложу мои рабские персты на божественную Твою главу? Как омыю непорочнаго и безгрешнаго? Как просвещу свет? Какую молитву произнесу над Тобою, принимающим и молитвы не ведущих Тебя?
Крестя других, я крещу их в Твое имя, чтобы веровали в Тебя, грядущаго со славою. Крестя же Тебя, кого воспомяну? В чье имя крещу Тебя? Во имя Отца? Но Ты всего Отца имеешь в Себе и весь Ты в Отце. Во имя Сына? Но нет, кроме Тебя, другого по естеству Сына Божия. Во имя Святаго Духа? Но Он всегда соприсущ Тебе, как единосущный с Тобою, единохотящий, единомысленный, единомощный и единочестный и с Тобою от всех принимает поклонение. Крести, если хочешь, Владыко! Крести меня— крестителя. Возроди того, кто в Тебе имеет причину своего рождения. Простри Твою страшную десницу, которую Ты Сам уготовал Себе, и увенчай главу мою Твоим прикосновением, чтобы поспешая увенчанный впереди Твоего царства, как предтеча, непрестанно благовествовал грешникам, вопия к ним: Се агнец Божий, вземляй грехи миpa 3. Иордан река, воспой и взыграй со мною, стройно подвигни потоки, как игралища, ибо у тебя стоит твой Зиждитель с телом. Видел ты некогда Израиля, переходящаго чрез тебя, и, разделивши воды, остановился, ожидая прохождения народа. Ныне же сильнее разделяйся и теки медленнее и объемли непорочные члены Того, Кто тогда провел иудеев.
Горы и холмы, равнины и стремнины, моря и реки, благословите Господа, входящаго в Иордан реку: ибо Он чрез эти воды посылает освящение всем водам. Иисус
сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду 4. Остави ныне: воздай, креститель, молчание времени Моего домостроительства; научись хотеть того, чего Я [хочу], научись совершать для Меня служение, к которому Я побуждаю. Не любопытствуй о том, чего Я хочу. Остави ныне: не проповедуй еще Моего Божества, не прославляй твоими устами Моего царства, чтобы мучитель, узнавши, не убежал от своего замысла против Меня. Предоставь диаволу подходить ко мне, как ко всякому другому, и сталкиваться и получать благовременное поражение. Предоставь Мне исполнить цель, ради которой Я пришел на землю. То, что совершается ныне в Иордане, есть таинство. Мои тайны—для Меня и для Моих. Таинство есть—не Мою нужду исполнять, но помышлять об уврачевании уязвленных. Таинство есть— в этих водах преднаписать небесные источники пакибытия человеческаго. Остави ныне. Когда увидишь Меня, богоприлично производящаго в Моих творениях то, что Мне угодно, тогда к совершившемуся приспособь [соответствующия] песни; когда увидишь Меня очищающим прокаженных, тогда наименуй меня Зиждителем естества; когда увидишь Меня хромых соделывающим бегающими, тогда с благоподвижными ногами и ты приведи в порядок язык свой для Моего благохваления; когда увидишь Меня словом изгоняющим демонов, тогда поклонись Моему царству; когда увидишь Меня словом мертвых из гробов пробуждающим, тогда и Меня с возставшими прославь, как Подателя жизни; когда увидишь Меня одесную Отца сидящим, тогда богословствуй обо Мне, как сопрестольном и совечном и единочестном Отцу и Святому Духу. Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Я — законоположник и Сын законоположника, и Мне надлежит прежде пройти чрез все установленное, и затем повсюду предложить доказательства Моего дара. Мне надлежит исполнить закон и затем подать благодать. Мне надлежит представить тень и потом истину. Мне надлежит уничтожить ветхий завет и тогда проповедать новый и начертывать на сердцах
человеческих и подписывать Моею кровию и запечатлевать Моим Духом. Мне надлежит взойти на крест и быть пронзенному гвоздями и претерпеть то, что только возможно претерпеть, и страданием исцелить страсти, и древом уврачевать происшедшее для людей чрез древо уязвление. Мне надлежит сойти и до самаго основания ада ради содержимых там мертвых. Надлежит Мне тридневною смертью Моей плоти низложить державу долговременной смерти. Надлежит Мне возжечь светильник Моего тела для сидящих во тьме и сени смерти. Надлежит Мне взойти плотию туда, где есмь Божетвом. Надлежит Мне привести ко Отцу Адама во Мне царствующим. Надлежит Мне это совершить, ибо ради этого Я и поставлен над Моими тварями. Мне надлежит креститься этим крещением ныне, и потом даровать всем людям крещение единосущной Троицы. Одолжи Мне, Креститель, твою десницу для настоящаго домостроительства, как Мария одолжила Мне для рождения утробу Свою. Погрузи Меня в струи Иордана, как родившая повила Меня младенческими пеленами. Дай Мне крещение, как Дева млеко; прикоснись к Моей главе, которую чтут серафимы; прикоснись к [главе] сродной твоей деснице; прикоснись к [главе], могущей по своему естеству быть удержанной; прикоснись к уготованной Мною и Отцем для этого; прикоснись к Моей главе, благочестно прикасающийся к которой никогда не обуревается. Крести Меня, имеющаго крестить верующих водою и Духом и огнем,—водою, могущею омывать нечистоты грехов, Духом, могущим соделать перстных духовными, огнем, который по естеству сжигает терния беззаконий. Креститель, услышавши эти слова и остановив свою мысль на цели спасения и вмещая в себе таинство, которое принял, повиновался Божию велению, ибо он был благочестив и благопослушлив, и простерши трепещущую слегка и радующуюся свою десницу, крестил Владыку.
Когда же иудеи, присутствующие вблизи и вдали, размышляли и самим себе и другим говорили: разве мы напрасно думали, что Иоанн лучше Иисуса? разве мы напрасно считали его превосходнее того? Само крещение не дает ли о крестителе лучшаго свидетельства? Не крестил ли он, как превосходящий, и не крестился ли тот, как низший. Когда они об этом шумно говорили между собою и не разумели тайны домостроительства, единый Господь и по естеству Отец Единороднаго, единый знающий точно Того, Кого Он един родил безстрастно, исправляя заблуждающееся подозрение иyдеев, отверз небесныя врата и послал Духа Святаго в виде голубя на главу Иисуса, показуя перстным новаго Ноя и Зиждителя Ноя и благого кормчаго для обуреваемаго естества, и Сам с неба вопиет, явственно говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Сей—Иисус, а не Иоанн, крестившийся, а не креститель, — рожденный прежде всякаго временнаго пространства от Меня, а не от Заxapии, от Марии рожденный по плоти, а не от Елисаветы явившийся сверх надежды; ненарушеннаго девства невозделанный плод, а не отрасль нарушеннаго неплодия; с вами обращавшийся, а не в пустыне воспитанный. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих, Сын единосущный, а не иносущный; единосущный Мне по невидимому и единосущный вам по видимому, кроме rpеxa. Сей есть создавший со Мною человека. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих. Не иной есть сей Мой Сын и иной Сын Марии; но сей есть Сын Мой возлюбленный, видимый и умопостигаемый. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих, того послушайте 5. Если Он скажет: Аз и Отец едино есма 6, — того послушайте. Если Он скажет: видевший Меня видел и Отца 7,— Того послушайте. Если Он скажет: пославший Меня больше Меня 8,—согласуйте этот глас с домостроительством. Если он скажет: кого Мя глаголют быти человецы Сына человеческаго,—отвечайте Ему: Ты еси Христос Сын Бога живаго 9. Этими словами, подобно грому сходящими с неба от Отца, просветился род человеческий. [Люди] познали различие Творца и твари, Царя и воина, Художника и художества, и, утвердившись верою, пришли чрез крещение Иоанново к крещающему Духом и огнем Христу, истинному Богу нашему. С Ним Отцу слава со всесвятым животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
____________________
1 Мф.3, 3.
2 Мф. 3, 14.
3 Иоан. 1, 29.
4 Мф. 3, 15.
5 Мф. 3, 17; Мрк. 1, 11.
6 Иоан. 10, 30.
7 Иоан. 14, 9.
8 Иоан. 14, 28.
9 Мф. 16, 13.

(Творения св.Григория Чудотворца и св.Мефодия епископа и мученика. – М., «Православный паломник», 1996).

 
Октябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

31 августа 2017 г. (четверг) – праздник иконы Божией Матери «Всецарица» - Престольный праздник нашей обители

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

3 октября 2017 г. праздновали память благоверного и преподобного князя Олега Брянского и поздравили с днем Ангела протоиерея Олега Криволапа.

Ирина Полякова. Светлая обитель.

Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Хорватии

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

В Московской духовной академии состоялась презентация новейших учебных пособий для студентов духовных школ

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.