Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский: "Похвальное слово в честь первомученника и диакона святаго Стефана".

I. Досточестный Стефан как признан был достойным дивнаго сияния божественной славы, созерцания и радости, так прославленный и исполненный благ, именно светоносным излиянием даров Святаго Духа, возвышен подвигоположником Христом и увенчанный сидит превыше верховных апостолов, поелику он был первым и первородным из мучеников. Он возвышался своею дивною чистотою как тела, так и души, и не только чистотою, но и превосходным украшением своей крепкой веры, лучше которой не было ничего. Теперь я снова буду говорить о преславных деяниях, которыя он совершил и посредством которых, сокрушая врага правды и противника всего добраго, наполняет святую кафолическую церковь благоуханием веры и покаяния.

II. Стефан—первый пример мучеников и вождь девственников в трудном состязании против врага человеческаго! Стефан—начало борьбы апостолов и для всех святых и праведных причина царствования со Христом Богом в безконечные века! Стефан, которому некогда вверено было попечение о вдовах и служение, как диакону возвышенной благодати, теперь, сопричисленный к воинству духов, не только как слуга вчиняется в лики ангелов, но сделался причастником того же царства со Христом, с неизреченною радостью поднимает главу в возвышенном сиянии славы, как равными муками соделавшийся подобным самому Христу и как прежде всех мучеников увенчанный! Стефан, который некогда вне врат земного Иepyсалима убит был как свидетель истины, теперь, в вечном блаженстве, украшенный высочайшими и безконечными радостями, прославляется всеми ангельскими силами! Прославлять его подвиг есть откровение, даже более—только назвать его подвиг есть проповедь между ангелами и у людей! Ибо имя Стефана на еврейском языке значит венец: венец правды, которым его увенчала мать (1). Он увенчан был Иудеями и принесен [в жертву] за церковь язычников, поелику, когда увенчали его завистливые богоубийцы, враги христианскаго благочестия, они невольно принесли его [в жертву], как посредника надежды и жизни в пользу церкви из язычников. У иудеев, конечно, была причина для ревности и зависти, у церкви же — для прославления и отрады. Он первый убивается местью того врага, который от начала был человекоубийцей, но сиянием веры он сделался надежным мечом кафолической церкви. Убили его, как совершающаго дело благоговения ко Христу, и по силе Святаго Духа, которая в нем пребывает, он венец радости для народа новаго во Христе. Поспешили изъять его из среды [живых] надеющиеся уничтожить проповедь веры, но Стефан сделался могучей стеной церкви, камнем несокрушимым волнами и вратами для всех почитающих Христа, дерзновенно моля виновника жизни, да дарует спасение и надежду жизни всем чтущим Христа, силою креста, обагреннаго кровию Христа.

III. Стефан—первое семя пророческаго Духа и древо апостольской благодати, сопровождаемое всякими молитвами! Приятный плод радости церкви из язычников! Стефан— ученик апостолов, но учитель мучеников и ликование кафолической
церкви! Стефан—подобие прекраснейшей розы, цветущей среди терновиков иудейскаго народа и вставленной в тиаре венца небеснаго Жениха! Изгнанный за врата [города] в мир, он предал самого себя властелину миpa, дракону, украшенному многими головами и чешуею, погибели, смерти, всем мукам; но таким образом он сделался во всем подобным Спасителю всех, кроткому, благому, тому непорочному Агнцу, который подъял грехи миpa и который как овца пришел на заклание (2). Во время смерти он молился за побивающих его камнями врагов истины, говоря: Господи, не вмени им греха сего (3), и воззревши на небеса, куда спешил достигнуть, ставши на колена, сказал: Господи Иисусе, приими дух мой (4), и после того, как будто с удовольствием принявши воздаяние, испустил дух свой. Когда уснул во Христе, перенесенный от смерти к жизни вышняго миpa и обвитый треблаженным сиянием божественной славы, блистая, подобно солнцу, дивным светом, жизнью почивших праведников, приложился к душам древних патриархов, где, в царстве небеснаго Иерусалима, сделавшись причиною радости для ангелов и для всех верующих во Христа начатком награды, держит скипетр.

IV. Стефан, котораго, как глашатая благочестия, чтобы подавить Eвaнгeлиe, стремились изъять из среды [живых], подражая деяниям богоубийц, теперь поставлен в высшей чести, между ангельскими чинами, с Павлом и со Святым святых царствует в обителях вышняго царства, радуясь и ликуя со всеми святыми в безконечные века!
Стефан, как неподвижный фундамент и непоколебимое основание, предпоставлен в церкви кафолической не только по своей дивной доблести и непобедимому духу, проявленному им, когда он, с надеждою на небесную помощь, поборал врага правды, но также и тогда, когда исполненным богословия опровержением тех, которые по зависти возставали на Бога, и обличением иудеев, которое имел пред синедрионом, он, просвещаемый светом благодати Святаго Духа, чрез подъятые в борьбе за Христа труды, явился для жаждущих жизни виною никогда неувядающаго венца. Стефан—венец приятности, рукою Господнею, и диадема царства, рукою Божьего избранная! Поэтому драгоценная, как бисер, или блестящая, как жемчуг, она вставляется в тиapy Царя славы, поднимается из глубины безчисленных испытаний бурнаго миpa и сопричисляется к украшению вышняго Иерусалима.

V. Стефан по [своим] мукам и терпению первый явился подобным Спасителю, на подобие Иова. Он подражал Ему в кротости и невинности, молясь и говоря: Господи, не вмени им в грех (5). Плодом молитвы его, между прочим, было спасение и призвание Павла, и не только это, но (и спасение и призвание) разсеянных народов, чрез сообщенное всем прощение и чрез венец, дарованный прежде всего тем, которые измученные умерли за Христа. Чрез него толпы вдов, по вере во Христа, получили от веры утешение; полки святых, возвышенные в своем желании, возрадовались в церкви, наслаждаясь сиянием благодати Святаго Духа.

VI. Таким образом, все добродетели, наподобие света и соединенной с ним красоты, при содействии божественной руки, блистают, и толпы всех мучеников в надежде на первоначальную духовную красоту увенчаны дивным сиянием.
Удостоенные чрез Стефана апостольской чести радуются священники. От него и с ним получили начало диаконы, как причастники его диаконства и с ним поставленные слугами Слова жизни вместе с священниками, но ниже священническаго достоинства.
Чрез него церкви сияют, верные умножаются и ангелы, празднуя с людьми праздничные дни, возсылают к небесам небесному Отцу приятное пение и мелодии разных гимнов. Чрез него радуются чины мучеников и ликуют сонмы святых.

VII. Ныне открываются светлыя скинии, чтобы принять в своих обителях ревностно стремящихся к высшей жизни. Сатана со стыдом удаляется. Потрясенные и устрашенные демоны приходят в отчаяние! Заклейменные безславием и ужасным стыдом еретики убегают. А благочестивые верные, прославляя Бога, с ангелами совершают праздник.
Посему, достигши столь высокой степени славы, великий первомученик признан был от Всесвятаго Духа достойным светлейшей высоты божественнаго сокровища, и так над всем, как сказано, возвышен, что простым умом видел славу Божию. Видел, конечно, Иисуса и великий между апостолами, но по образу тела Адамова; первый же из мучеников Стефан (видел Иисуса) преображеннаго и возвышеннаго до славы Божества, поелику видел Его преображеннаго, сидящаго одесную Всевышняго: грубаго изменившагося в утонченнаго, смертнаго в безсмертнаго, тленнаго в нетленнаго, перстнаго в духовнаго, влажнаго в огненнаго, земного в небеснаго, когда Он проник в высоту вышняго миpa, где снова удостоивается высочайшей чести одесную Отца светов. Бог устроил храм света, поставивши над всеми, как чувственными, так и духовными тварями смертнаго человека.

VIII. Итак, тогда от всей кафолической церкви, чрез неусыпную ревность и неотлучную от Бога любовь, как сказано, он ушел духом к первому небу и в месте духов упокоился. Если бы кто после этого захотел вспомнить боголюбезные и светом Христовым облитые лики младенцев, которых убили в Вифлееме иудейском, то никто не возражал бы [против этого], поелику поистине за Христа и во Христе умерли первородные из мучеников и первые мученики за истину. Вместе с тем они являются вождями святых и праведных, которые произошли из новаго народа, поелику они проникли на небеса прежде рождения миpy спасения чрез крест. Но безсмертная и нетленная жизнь начала процветать в мире чрез крест, и потому они, насильственно умерщвленные, положены были среди на век уснувших, пока солнце правды пошлет туда лучи божественнаго света. Что это, далее, так, научись от величайшаго между рожденными женами, от Иоанна Крестителя, который уже пред самою смертью говорил Христу: Ты ли грядый, или нам ожидать другого (6)? Здесь совершенно ясно, что дело идет о преисподней (куда Христос намерен был идти) для совершения спасения тех. А если Иоанн мог говорить это о себе самом и о восхождении праведных, которые предшествовали ему, то насколько более можно говорить это о младенцах, которых, хотя они были невинны, убил Ирод! Почему, раскрывая эту мысль, немного после Спаситель сказал: Истинно, одно говорю вам, что из стоящих здесь есть некоторые, кои не вкусят смерти, прежде чем увидят царство небесное (7). Но, говоря о царствии Божием, Он не разумеет ничего иного, как Свое воскресение, которое для всех святых имело быть залогом всеобщаго воскресения и нетления. А что Христос сказал: не вкусят смерти, то этим Он разумел не разрушение настоящаго тела, а схождение во ад после освобождения душ святых, совершеннаго крестом.

IX. И теперь, как Христос возвышен до небес и с тем же телом, сидя одесную славы Божией, для всех сделался образцом всеобщаго воскресения, безсмертия и нетления; так и души праведных, которыя со Христом воскресли и которыя стремились к небу, конечно, не по телу, но по духу должны почитаться образцами для всех праведных, которые во Христе сделались великими или в Ветхом, или в Новом Завете. Откуда ясно, что все души, последовавшия заповедям и воле Господа, после исхода не погружаются в преисподнюю, но устремляются к небу, где, благоговея пред возвышенной славой, приобщаются к свету живых и полагаются среди ангелов и душ святых. Заступничеством также и сего первомученика очищенный воздух сияет, освещенные облака посылают росу, обильные дожди щедрыми излияниями орошают земныя поля, земля украшается и насаждения, произрастая, приносят приятные благоухания цветов и приятность плодов, служа радости и наслаждению всех живущих. Отверстыя вверху небеса вливают во всех грешников дерзновение к Богу спасением, надеждой покаяния, освобождением от греха и надеждой жизни во век.

X. Адам, первый человек, был началом тварей Божиих; Ной—второй отец миpa и изобретатель возделывания полей; Авраам—таинство свасения и первый из патриархов: Моисей—основатель закона, глава пророков и вождь в землю обетований; Давид—пророк Божий, начинатель царства израильскаго; Петр — вождь апостолов и камень веры кафолической церкви; Дионисий — первый епископ Афин, венчанный среди мучеников; блаженная Фекла—девственнаго воинства апостол и первомученица. Таким образом, между возвышенными увенчанными, Стефан был первый, после страданий Бога богов, жаждущий распятия, и поэтому он первый увенчан и сделался и назван началом мучеников кафолической церкви; одетый светлым сиянием, наподобие звезды, блистающей божественным светом, он между светилами, своим разлитым светом приводя разсеянных сынов Божиих от мрака идолослужения к свету, и располагая их среди множества ангелов, чтобы они получили наследие со всеми святыми вышняго Иepycaлима, то-есть, с воинством мучеников, которые имели часть в страданиях Христовых, и со всеми верными, которые поистине возлюбили Бога. Будем и мы молить Стефана, чтобы, с духом мудрости и страха и с спасением, даровал (нам) по благодати получить часть в наследии, и чтобы, избегая дурной славы, и те, которые следуют нечестивым и богопротивным таинствам, вместе с нами, с радостною ревностью о благочестивой и православной вере, сделались достойными воздавать славу Отцу, Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, во веки веков. Аминь.
_________
1 Песн. песн. 3, 11.
2 Иса. 53, 2.
3 Деян. 7, 60.
4 Деян. 7, 59.
5 Деян. 7, 59.
6 Мф. 11, 3.
7 Мф. 16, 28.


(Творения св.Григория Чудотворца и св.Мефодия епископа и мученика. – М., «Православный паломник», 1996).

 
Август 2017
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

9 июля 2017 г. (воскресенье), в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в центральном монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» литургия будет совершена ночью (часы в 23.45, литургия в полночь)

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

9 августа 2017 г. в женском монастыре «Всецарица» в 15-й раз торжественно отметили праздник великомученика и целителя Пантелеимона.

Один день в Благовещенском храме

В Республике Алтай завершила работу VII Всесибирская школа православного молодежного актива

Новоназначенный управляющий приходами Московского Патриархата в Италии совершил первую Литургию в храме вмц. Екатерины в Риме

Фестиваль православной культуры, посвященный 100-летию восстановления Патриаршества, пройдет в Москве

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.