Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества







По вопросам паломничества обращайтесь на сайт http://palomnikirina.ru


Святитель Игнатий Брянчанинов "Поучение в Неделю о Самаряныне"

О ПОКЛОНЕНИИ БОГУ ДУХОМ И ИСТИНОЙ

Истиннии полонницы поклонятся Отцу Духом
и Истиною: ибо Отец таковых ищет
поклоняющихся Ему 1.


Беседа Христа с самарянкой у колодца. Центральная Россия. XVI в.
Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то, очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всей любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиной.
Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмь путь и истина и живот 2. Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть 3. Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово — Бог; это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого 4. Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины 5. Бога никтоже виде нигдеже, но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда 6. Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. От исполнения Его мы вcu прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть 7. Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но самая благодать, самая истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества 8.
Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины 9. Он — Дух, от Отца исходящий 10. Он — Дух Святый Божий 11. Он — Дух Сына 12, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святаго Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святаго Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину 13. Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся елика имать Отец, Моя суть 14. Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына, — Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие 15; Он во внутренном человеке изображает и вселяет Христа 16. Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы 17. Человеки, усыновленные Богу, в молитвах своих относятся к Нему, как к Отцу: потому что Дух Святых вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека 18 о соединении этого человека с Богом, о усыновлении его Богу. Понеже есте сынове, — говорит апостол, — посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче 19. Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни Богопознания, ни Богослужения.
Никтоже приидет ко Отцу токмо Мною 20, — сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать 21, иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем 22. Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святаго Духа! Никто же может, — сказал апостол, — реши Господа Иисуса, точию Духом Святым 23. Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Христов 24. Вне христианства нет добродетели, достойной неба! «Благое, — сказал преподобный Марк Подвижник, — не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе» 25. Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как Сам Бог засвидетельствовал: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его 26. Вы зли суще, умеете даяния благая даяти чадом вашим 27. Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нее истекаюцих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения.
По этой причине Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того, видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасения необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души 28, отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых. Аще вы пребудете в словеси Моем, — сказал Господь, — воистину ученицы Мои будете. И уразумеете Истину, и Истина свободит вы 29. Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло.
Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает 30, — сказал Господь. Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным иудеям, отвергшим и Господа, и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! Усвоим себе образ мыслей, предлагаемый вам Господом в Его Святом Евангелии! Последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, — выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него 31. Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным пророком: Путь заповедей Твоих текох, егда разширил ecu сердце мое. Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим 32. Такая душа непременно соделывается причастницей Святаго Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиной вещает о себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя 33.
Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться 34, он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; эта вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святаго Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах 35. Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, покланяющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь.
________________
1 Ин. IV, 23.
2 Ин. XIV, 6.
3 Ин. XVII, 17.
4 Ин. I, 1.3; Кол. I, 16.
5 Ин. I, 14.
6 Ин. I, 18.
7 Ин. I, 16. 17.
8 2 Пет. I, 4.
9 Ин. XV, 26; XVI, 13.
10 Ин. XV, 26.
11 Ин. XIV, 26.
12 Гал. IV, 6.
13 Ин. XVI, 13.
14 Ин. XVI, 14. 15.
15 Еф. II, 22.
16 Еф. III, 16. 17.
17 Ин. XIV, 6.
18 Рим. VIII, 16.
19 Гал. IV, 6.
20 Ин. XIV, 6.
21 1 Ин. II, 23.
22 Ин. III, 36.
23 1 Кор. XII, 3.
24 Рим. VIII, 9.
25 Добротолюбие, ч. 1. О законе духовном, гл.2.
26 Быт. VII, 21.
27 Лк. XI, 13.
28 Мф. X, 39.
29 Ин. VIII, 31.32.
30 Ин. VIII, 43.
31 Пс. CXVIII, 29.
32 Пс. СХШ, 32-34.
33 Пс. CXVIII, 63, по объяснению преп.Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике.
34 Рим. VIII, 26.
35 Пс. CXVIII, 131.

(Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Собрание сочинений. Том IV. – М., «Ковчег», 2005).

 
Декабрь 2018
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

18.12.18, в день памяти преподобного Саввы Освященного, литургия в обители будет совершена ночью (17.12.18 с 23:45), утром литургии не будет (все священники и хор уедут на архиерейскую службу престольного праздника)

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

12 декабря 2018 г. игумения Неонилла посетила ежегодное собрание духовенства Екатеринодарской епархии

18 декабря 2018 г. епископ Дионисий возглавил службу престольного праздника на подворье монастыря «Всецарица»

В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

В Виннице состоялась торжественная встреча новоназначенного правящего архиерея Винницкой епархии архиепископа Варсонофия

Состоялось итоговое заседание Оргкомитета XXVII Международных Рождественских чтений

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.