Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Святитель Илия Минятий Кефалонитский: "Слово 22. На Благовещение Богоматери."

Се, зачнеши во чреве
и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус;
Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется.


Лк. 1, 31-32.


Устюжское Благовещение. икона XII в.
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для изследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, решил наконец, что в мире, под солнцем, нет ничего нового – ничтоже ново под солнцем (Еккл. 1, 10). Но Бог сотворил теперь дело совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие; это – дело, совершившееся в Благовещении благодатной Марии, Деве и Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое, величайшее действие Божия всемогущества, возвышеннейшая тайна нашей православной веры. Дева и Матерь! Что более невероятное природа может увидеть в творении? Дева – Матерь Божия! Что более чудесное может совершить Божественная благодать? Одно превышает пределы природы, и еще не было подобнаго ему; другое восходит на вершины Божественной благодати, и подобнаго ему быть не может. То – великое чудо, а это – выше чуда; оба непостижимы, и оба вполне божественны. Се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иису.; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется; и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его (Лк. 1, 31-32). Об этом новом чуде или лучше об этих двух чудесах, одном о Деве и Матери, другом – о Деве и Матери Божией я хочу сегодня возвестить, слушатели мои. Вот как по Евангельской истории они совершились.

I.

Когда настало исполнение времени, в которое Бог Отец определил ниспослать на землю Единороднаго Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, Гавриил, предстатель Ангелов, был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами: радуйся, благодатная, и сказать Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Материю Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1, 31). В начале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк. 1, 34). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет совершенно сверхъестественным образом, именно силой всемогущей благодати Св. Духа, Она склонилась сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38), - и тотчас сошел на Нее Св. Дух, боголепно приготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось в Ея чистой утробе, и осенила Ее сила Всевышнего, «укрепив Ее, учит Афанасий Великий (в сл. на Благ.), чтобы запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько это возможно, чревоносимаго в Ней невидимаго Бога и образовала зачинаемаго Младенца». Вот то новое чудо, которое явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть предмет нынешняго празднества.
Все обстоятельства вполне соответствовали этому божественному Благовещению: во первых, соответствовало лицо благовестника, Архангела Гавриила, так как эта тайна есть не что иное, как сверхъестественное соединение двух естеств - Божескаго и человеческаго - в единую ипостась Божественнаго Слова, – совершеннаго Бога и совершеннаго Человека; а (имя) Гавриил переводится (словами): «человек Бог». Приличествовало место, – город Назарет, - так как следствием этого таинства было освящение человеческаго рода причастием Божественнаго естества, - а Назарет значит «освящение».
Приличествовало и время – месяц Март; в это время совершилось творение мира, в такое же совершается и возсоздание мира. Тогда ненасеянная земля в первый раз произвела (растения), и теперь в первый раз неискусомужная Дева зачала.
Все события нынешняго таинства чудесны, но выше всего чудеснаго – это Сама Дева, приявшая благовестие, Дева и Матерь, и это в особенности приличествует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было, и осталось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, и осталась, какою была, сделавшись Матерью и пребыв Девой, как прежде. Божественное Слово стало Сыном, родившись без Отца, и Мария стала Матерью без мужа, родив неискусомужно.
Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны дева и матерь! Но Дева, ставши Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, - неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная (природа) усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной и тот же Человек сделался совершенным Богом. Точно также, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которыя странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная, как луна, как называет Ее в Песни Святый Дух (см.: П.п. 6, 9). Чревоношение с другой стороны дало девству благословение, которое должна была иметь Дева (сообразно тому), как приветствовал (Ее) Архангел: благословена Ты в женах. Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, так же чудесное, - Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», (возглашает небоявленный Василий). У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, которая родила Сына и не перестала быть Девой.
И это таинство не могло совершиться иначе; один и тот же Богочеловек - тот Сын, Который вечно раждается от присносущнаго Отца, и во времени раждается от жены. Один Сын, - и знает на небе Отца, а на земле Мать, но на небе, где Он имеет Отца, нет места матери, и на земле, где Он имеет Мать, нет места отцу. Нет места матери на небе – и (Сын) раждается безстрастно; нет места отцу на земле – и раждается безсеменно; таким образом отношение Лиц сохраняется совершенным. Един Сын, и у Единаго Сына Един Отец, одна Мать, по естеству неискусомужная Дева.
Теперь, христианин, и я тебе говорю, как Исаия говорил царю Ахазу: «попроси себе знамения в глубину или высоту»; посмотри сюда вниз, на землю, взгляни вверх, на небо, изследуй настоящие и прошедшие века, и не найдешь другого знамения, как это, за много веков открытое Богом устами того же пророка (в словах): се Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7, 14) – и сеннописанное во многих прообразах: в неопалимой купине, в прозябшем жезле, в нерукосечном камне, в заключенных вратах, обращенных на восток, чрез которыя вошел и вышел один Господь. Как же Соломон говорит, будто нет ничего новаго под солнцем? Вот новое чудо, подобнаго которому еще не было. Дева и Матерь, но Матерь Божия. И это новое чудо такое, подобнаго которому не может быть.
Матерь Божия! Исповедую истину, что не могу ни помыслить, ни объяснить высоту этого достоинства. Обращаюсь к святым отцам, чтобы (хотя) некоторым образом понять, но нахожу, что и святые отцы так же недоумевают и обходят это молчанием. Сами ангелы, если бы и хотели объяснить нам, остаются безгласными; и даже Дева, ум Которой был просвещен для созерцания несравненно более, чем у всех ангелов, (Дева), исполненная Св. Духа, чревоносящая Божественное Слово, объясняет его нам общими словами: сотвори Мне величие Сильный (Лк. 1, 49), и ничего более.
Если бы Она была матерью Мессии (как в Него веровали евреи), то есть только человека, а не Бога, и если бы родила чаяние веков, Сына благословения, Избавителя Израиля, то и тогда, как мать такого славнаго царя, вследствие этой чести и счастья, Она превосходила бы всех матерей мира, и по одному этому Ее должны бы были ублажать все роды. Но быть Матерью Бога, родить Спасителя всего мира, родить во времени Того именно Единороднаго Сына, Котораго Бог и Отец раждает вне времени, – это честь, которая делает Ее богоподобной. Денница, увидевши эту честь, когда в начале веков ангелам было открыто великое таинство домостроительства о воплощении, тотчас был поражен завистью, помыслил суетное, отступил от Бога и, как молния, ниспал с небес. Таково мнение Максима исповедника, основанное на известном изречении апостола Павла: егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему вси ангели Его (Евр. 1, 6; вопросоответ 42 на Евр. 30).
Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь, тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это – безпредельное величие, которое возводит Ее до высочайшаго престола Трисиятельнаго Божества и приближает Ее к Богу и Отцу. Подымитесь созерцанием на высоту, о христиане, и помыслите с одной стороны предвечнаго Отца, с другой – благодатную Марию и по средине Единороднаго Сына, воплощеннаго Богочеловека. Он имеет две природы: Божескую и человеческую; Божеская – это рождение Отца, человеческая – рождение Марии; Сын Божий, как Бог, Сын Марии, как богомужное чадо. Но этот Сын имеет одну только ипостась, которая содержит неслиянными две природы. Ипостась нераздельна, поэтому не два Сына, один – (Сын) Бога и Отца, а другой – (Сын) Марии Девы. Это – единое Лицо, в Котором, хотя неслитно и различаются особенности двух естеств, однако в этой различимости сохраняется нераздельность, и в двойстве – единство; один только Иисус Христос: вместе Бог и тот же - человек. Отец (есть) Отец Христа и Отец Бога и человека; Мария – Матерь Христа и Матерь человека и Бога; так что какое отношение к Единородному Сыну имеет Бог Отец, такое же к Тому же Сыну (имеет) и Дева Мария, Которая поэтому в рождении Богочеловека Сына имеет славу, подобную (славе) Бога Отца. Это Гавриил хочет выразить словами: се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Той бо спасет люди Своя и будет велий, и Сын Вышняго наречется (Лк. 1, 31.32); (Мф. 1, 51).
Может ли ум помыслить более высокое величие?! Теперь перенесите ваш взор с такой высоты в дольний мир, на все прочия разумныя создания, столь далеко от Нея отстоящия, насколько отстоит небо от земли, и посмотрите, какой малой и недостаточной является вся благодать, вся слава и Пророков и Апостолов и Мучеников по сравнению с благодатью и со славою Богоматери. Что говорит Соломон, будто нет ничего новаго под солнцем? Но вот новое чудо – Дева и Матерь; (вот чудо), подобнаго которому еще не было. Дева – Матерь Божия – чудо новое, подобнаго которому не может быть. Дева и Матерь – чудо, которое для Девы есть величайшая благодать. Матерь Божия – чудо, которое для Матери есть высочайшая честь. Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая другая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств.

II.

Богоневестной Владычице, восприявшей благодать быть Девой и Матерью и честь - быть Матерью Божией, вполне свойственно быть и Матерью христиан. Одесную божественного величия возседает Царица неба и земли, как видел Ее Пророк: предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена (Пс. 44, 10). Она – Матерь Бога, Который Ея Сын естественно по рождению, и Матерь христиан, которые суть так же Ея чада по всыновлению. Ходатайствуя пред Богом за христиан, Она ходатайствует пред Своим Сыном за Своих (же) чад; итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое прилично Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей прилично питать к Своим чадам. Но дерзновение, но любовь такой Матери безпредельны: что может Она когда нибудь попросить и не получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные, больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете матерью – Матерь Бога!
То, что сказал Александр Великий Антипатру, разговаривая о своей матери Олимпиаде, именно, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», скажем мы с большим правом о благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи пред Богом, велик гнев Божий на нас; но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий.
Такую веру, такую надежду мы имеем на Тебя, всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и Матерью; проповедуем (о Тебе, как) о Матери Бога, признаем Тебя Матерью христиан, началом и посредницей нашего спасения. О Матерь Божия и Матерь нас христиан! Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь.

(Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902).

 
Декабрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

18 декабря 2017 г. (понедельник), в день памяти преподобного Саввы Освященного, литургия в обители будет совершена ночью (часы 17 декабря с 23.45), утром литургии не будет

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

7 декабря 2017 г., в день памяти великомученицы Екатерины, после литургии в монастырь «Всецарица» прибыла чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение»

На подворье идет подготовка к престольному празднику храма прп.Саввы Освященного, он состоится 18 декабря.

Церковь и Минздрав реализуют в Калининграде совместный проект по реабилитации наркозависимых

Посетители сайта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ могут задать вопросы митрополиту Калужскому Клименту

Вышла в свет новая книга Синодального отдела по благотворительности, посвященная реабилитация детей с ДЦП

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.