Святитель Илия Минятий Кефалонитский: "Слово 22. На Благовещение Богоматери."
Се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется.
Лк. 1, 31-32.
|  | | | Устюжское Благовещение. икона XII в. | |
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для изследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, решил наконец, что в мире, под солнцем, нет ничего нового – ничтоже ново под солнцем (Еккл. 1, 10). Но Бог сотворил теперь дело совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие; это – дело, совершившееся в Благовещении благодатной Марии, Деве и Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое, величайшее действие Божия всемогущества, возвышеннейшая тайна нашей православной веры. Дева и Матерь! Что более невероятное природа может увидеть в творении? Дева – Матерь Божия! Что более чудесное может совершить Божественная благодать? Одно превышает пределы природы, и еще не было подобнаго ему; другое восходит на вершины Божественной благодати, и подобнаго ему быть не может. То – великое чудо, а это – выше чуда; оба непостижимы, и оба вполне божественны. Се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иису.; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется; и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его (Лк. 1, 31-32). Об этом новом чуде или лучше об этих двух чудесах, одном о Деве и Матери, другом – о Деве и Матери Божией я хочу сегодня возвестить, слушатели мои. Вот как по Евангельской истории они совершились.
I.
Когда настало исполнение времени, в которое Бог Отец определил ниспослать на землю Единороднаго Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, Гавриил, предстатель Ангелов, был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами: радуйся, благодатная, и сказать Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Материю Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1, 31). В начале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк. 1, 34). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет совершенно сверхъестественным образом, именно силой всемогущей благодати Св. Духа, Она склонилась сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38), - и тотчас сошел на Нее Св. Дух, боголепно приготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось в Ея чистой утробе, и осенила Ее сила Всевышнего, «укрепив Ее, учит Афанасий Великий (в сл. на Благ.), чтобы запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько это возможно, чревоносимаго в Ней невидимаго Бога и образовала зачинаемаго Младенца». Вот то новое чудо, которое явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть предмет нынешняго празднества. Все обстоятельства вполне соответствовали этому божественному Благовещению: во первых, соответствовало лицо благовестника, Архангела Гавриила, так как эта тайна есть не что иное, как сверхъестественное соединение двух естеств - Божескаго и человеческаго - в единую ипостась Божественнаго Слова, – совершеннаго Бога и совершеннаго Человека; а (имя) Гавриил переводится (словами): «человек Бог». Приличествовало место, – город Назарет, - так как следствием этого таинства было освящение человеческаго рода причастием Божественнаго естества, - а Назарет значит «освящение». Приличествовало и время – месяц Март; в это время совершилось творение мира, в такое же совершается и возсоздание мира. Тогда ненасеянная земля в первый раз произвела (растения), и теперь в первый раз неискусомужная Дева зачала. Все события нынешняго таинства чудесны, но выше всего чудеснаго – это Сама Дева, приявшая благовестие, Дева и Матерь, и это в особенности приличествует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было, и осталось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, и осталась, какою была, сделавшись Матерью и пребыв Девой, как прежде. Божественное Слово стало Сыном, родившись без Отца, и Мария стала Матерью без мужа, родив неискусомужно. Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны дева и матерь! Но Дева, ставши Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, - неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная (природа) усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной и тот же Человек сделался совершенным Богом. Точно также, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которыя странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная, как луна, как называет Ее в Песни Святый Дух (см.: П.п. 6, 9). Чревоношение с другой стороны дало девству благословение, которое должна была иметь Дева (сообразно тому), как приветствовал (Ее) Архангел: благословена Ты в женах. Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, так же чудесное, - Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», (возглашает небоявленный Василий). У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, которая родила Сына и не перестала быть Девой. И это таинство не могло совершиться иначе; один и тот же Богочеловек - тот Сын, Который вечно раждается от присносущнаго Отца, и во времени раждается от жены. Один Сын, - и знает на небе Отца, а на земле Мать, но на небе, где Он имеет Отца, нет места матери, и на земле, где Он имеет Мать, нет места отцу. Нет места матери на небе – и (Сын) раждается безстрастно; нет места отцу на земле – и раждается безсеменно; таким образом отношение Лиц сохраняется совершенным. Един Сын, и у Единаго Сына Един Отец, одна Мать, по естеству неискусомужная Дева. Теперь, христианин, и я тебе говорю, как Исаия говорил царю Ахазу: «попроси себе знамения в глубину или высоту»; посмотри сюда вниз, на землю, взгляни вверх, на небо, изследуй настоящие и прошедшие века, и не найдешь другого знамения, как это, за много веков открытое Богом устами того же пророка (в словах): се Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7, 14) – и сеннописанное во многих прообразах: в неопалимой купине, в прозябшем жезле, в нерукосечном камне, в заключенных вратах, обращенных на восток, чрез которыя вошел и вышел один Господь. Как же Соломон говорит, будто нет ничего новаго под солнцем? Вот новое чудо, подобнаго которому еще не было. Дева и Матерь, но Матерь Божия. И это новое чудо такое, подобнаго которому не может быть. Матерь Божия! Исповедую истину, что не могу ни помыслить, ни объяснить высоту этого достоинства. Обращаюсь к святым отцам, чтобы (хотя) некоторым образом понять, но нахожу, что и святые отцы так же недоумевают и обходят это молчанием. Сами ангелы, если бы и хотели объяснить нам, остаются безгласными; и даже Дева, ум Которой был просвещен для созерцания несравненно более, чем у всех ангелов, (Дева), исполненная Св. Духа, чревоносящая Божественное Слово, объясняет его нам общими словами: сотвори Мне величие Сильный (Лк. 1, 49), и ничего более. Если бы Она была матерью Мессии (как в Него веровали евреи), то есть только человека, а не Бога, и если бы родила чаяние веков, Сына благословения, Избавителя Израиля, то и тогда, как мать такого славнаго царя, вследствие этой чести и счастья, Она превосходила бы всех матерей мира, и по одному этому Ее должны бы были ублажать все роды. Но быть Матерью Бога, родить Спасителя всего мира, родить во времени Того именно Единороднаго Сына, Котораго Бог и Отец раждает вне времени, – это честь, которая делает Ее богоподобной. Денница, увидевши эту честь, когда в начале веков ангелам было открыто великое таинство домостроительства о воплощении, тотчас был поражен завистью, помыслил суетное, отступил от Бога и, как молния, ниспал с небес. Таково мнение Максима исповедника, основанное на известном изречении апостола Павла: егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему вси ангели Его (Евр. 1, 6; вопросоответ 42 на Евр. 30). Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь, тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это – безпредельное величие, которое возводит Ее до высочайшаго престола Трисиятельнаго Божества и приближает Ее к Богу и Отцу. Подымитесь созерцанием на высоту, о христиане, и помыслите с одной стороны предвечнаго Отца, с другой – благодатную Марию и по средине Единороднаго Сына, воплощеннаго Богочеловека. Он имеет две природы: Божескую и человеческую; Божеская – это рождение Отца, человеческая – рождение Марии; Сын Божий, как Бог, Сын Марии, как богомужное чадо. Но этот Сын имеет одну только ипостась, которая содержит неслиянными две природы. Ипостась нераздельна, поэтому не два Сына, один – (Сын) Бога и Отца, а другой – (Сын) Марии Девы. Это – единое Лицо, в Котором, хотя неслитно и различаются особенности двух естеств, однако в этой различимости сохраняется нераздельность, и в двойстве – единство; один только Иисус Христос: вместе Бог и тот же - человек. Отец (есть) Отец Христа и Отец Бога и человека; Мария – Матерь Христа и Матерь человека и Бога; так что какое отношение к Единородному Сыну имеет Бог Отец, такое же к Тому же Сыну (имеет) и Дева Мария, Которая поэтому в рождении Богочеловека Сына имеет славу, подобную (славе) Бога Отца. Это Гавриил хочет выразить словами: се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Той бо спасет люди Своя и будет велий, и Сын Вышняго наречется (Лк. 1, 31.32); (Мф. 1, 51). Может ли ум помыслить более высокое величие?! Теперь перенесите ваш взор с такой высоты в дольний мир, на все прочия разумныя создания, столь далеко от Нея отстоящия, насколько отстоит небо от земли, и посмотрите, какой малой и недостаточной является вся благодать, вся слава и Пророков и Апостолов и Мучеников по сравнению с благодатью и со славою Богоматери. Что говорит Соломон, будто нет ничего новаго под солнцем? Но вот новое чудо – Дева и Матерь; (вот чудо), подобнаго которому еще не было. Дева – Матерь Божия – чудо новое, подобнаго которому не может быть. Дева и Матерь – чудо, которое для Девы есть величайшая благодать. Матерь Божия – чудо, которое для Матери есть высочайшая честь. Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая другая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств.
II.
Богоневестной Владычице, восприявшей благодать быть Девой и Матерью и честь - быть Матерью Божией, вполне свойственно быть и Матерью христиан. Одесную божественного величия возседает Царица неба и земли, как видел Ее Пророк: предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена (Пс. 44, 10). Она – Матерь Бога, Который Ея Сын естественно по рождению, и Матерь христиан, которые суть так же Ея чада по всыновлению. Ходатайствуя пред Богом за христиан, Она ходатайствует пред Своим Сыном за Своих (же) чад; итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое прилично Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей прилично питать к Своим чадам. Но дерзновение, но любовь такой Матери безпредельны: что может Она когда нибудь попросить и не получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные, больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете матерью – Матерь Бога! То, что сказал Александр Великий Антипатру, разговаривая о своей матери Олимпиаде, именно, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», скажем мы с большим правом о благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи пред Богом, велик гнев Божий на нас; но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий. Такую веру, такую надежду мы имеем на Тебя, всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и Матерью; проповедуем (о Тебе, как) о Матери Бога, признаем Тебя Матерью христиан, началом и посредницей нашего спасения. О Матерь Божия и Матерь нас христиан! Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь.
(Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902).
|