Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Святой Климент, епископ Римский: "Cвятого Климента епископа Римскаго к коринфянам послание II".

Глава I.

Не должно думать низко о Христе и спасении нашем, Им совершенном.

Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых 1, так как и о своем спасении мы не должны думать мало 2; ибо если мы мало думаем о Нем 3, то и получить надеемся мало. И если мы слушаем об этом, как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иисус Христос благоволил претерпеть за нас. Какое же дадим Ему вознаграждение или какой принесем плод достойный того, что Он даровал нам? Сколько священнейших преимуществ, которыми мы обязаны Ему? Он даровал нам свет; Он привествовал нас как отец детей; Он спас нас погибающих. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим за то, что от Него получили мы,— мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревам, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим,—мы, коих вся жизнь была ни что иное, как смерть? Окруженные тьмою, и имея такое помраченное зрение, мы по воле Его прозрели, и отогнали облегавший нас туман. Ибо Он сжалился над нами, и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели, и что для нас не осталось никакой надежды ко спасению, кроме как от Него. Он призвал нас не сущих и воззвал от небытия к бытию 4.



___________
1 Иоан. V, 22. 27. Деян. X, 42. XVII, 31. II Тимоф. IV, 1.
2 Как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном.
3 Т.е. об Иисусе Христе. Некоторые думают, что автор здесь имел в виду евионеев, почитавших Христа за простого человека. Но слова его о Христе – Спасителе так общи, что не дают основания для такого мнения; напротив, они весьма идут к цели автора – возбудить к истинному исповеданию Христа и презрению мира.
4 См. Римл. IV, 17. Осии II, 23. Римл. IX, 25.


Глава II.

Церковь, прежде неплодная, сделалась чрез призвание язычников весьма плодоносною.

«Возвеселись неплодная, не раждающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа»1. Слова: «возвеселись, неплодная, не раждающая» относятся к нам 2: ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. А слова: «громко взывай не мучившаяся родами» означают то, чтобы мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно раждающим. Слова же: «потому что много детей у оставленной,— более, нежели у той, которая имеет мужа» сказаны потому, что народ наш, повидимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога 3. И другое 4 Писание говорит: «не пришел Я призвать праведных, но грешных». Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, — утвердить не то, что стоит, но что падает. Так и Христос восхотел спасти погибающее, и спас многих, пришедши и призвавши нас уже погибавших.
____________
1 Исаии LIV, 1. Галат. IV, 27.
2 Т.е. к язычникам. Из слов автора этого послания (гл. I и II) о своих читателях и о самом себе видно, что он был христианин из язычников.
3 Т.е. иудейскаго народа.
4 Т.е. новозаветное. Матф. IX, 13. Лук. V, 32.


Глава III.

Будем исповедывать Христа, исполняя заповеди Его и всем сердцем почитая Его.

Если же Он сделал нам такую милость, и во-первых тем, что мы живые уже не приносим жертв богам мертвым и не кланяемся им, но познали чрез Него Отца истины, то в чем должно состоять наше ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим» 1. Такова награда нам за исповедание Того, чрез Кого спасены. Но чем исповедаем Его? Тем, если исполняем слова Его, и не пренебрегаем Его заповедями, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслию. У Исаии говорит Он: «народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня» 2.
_____________
1 Матф. Х, 32.
2 Исаии XXIX, 13.


Глава IV.

Кто истинно исповедует Христа?

Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: это не спасет нас. Ибо Он говорит: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но делающие правду» 1. Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимною любовно, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу, и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им: и не должно нам бояться людей более, нежели Бога. Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам 2: подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды» 3.
_______________
1 См. Матф. VII, 21.
2 Этих слов нет в Свящ. Писании.
3 Матф. VII, 23. Лук. XIII, 27.


Глава V.

Будем презирать мир и стремиться к блаженству другой жизни.

Потому, братья, оставивши жительство миpa этого, будем исполнять волю призвавшаго нас, и не убоимся выйти из миpa этого. Ибо Господь говорит: «будете как
агнцы посреди волков» 1. Петр же в ответ на это говорит: а если волки растерзают агнцев 2? Иисус сказал Петру: «агнцы не должны бояться волков после смерти своей 3: и вы не бойтесь убивающих вас, и не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть над душою и телом, власть ввергнуть их в геенну
огненную» 4. И знайте, братья, что странствование плоти нашей в миpe этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущаго царства и вечной жизни. Чем же можем мы достигнуть этого, если не жизнию благочестивою и праведною, миpcкия блага почитая чуждыми для себя и не желая их? Ибо, если мы желаем приобрести их, то отступаем от пути праваго.
________________
1 Матф. X, 16.
2 О таком разговоре Христа с Петром не упоминается в Свящ. Писании.
3 Этих слов нет в Свящ. Писании.
4 Матф. X, 28. Лук. XII, 4, 5.


Глава VI.

Настоящий век и будущий — два врага. Презревши первый, будем любить последний. Иначе нет надежды спасения.

Господь говорит: «никакой раб не может служить двум господам» 1. Если мы хотим служить и Богу и мамоне, то это для нас безполезно. «Ибо что за польза, если бы кто целый мир приобрел, души же своей повредил» 2. Этот же век и будущий — два врага. Этот век проповедует прелюбодеяние, разврат, сребролюбие и обман, а будущий отрицается их. Следовательно, нам невозможно быть друзьями обоих, а должно этот век оста вить и прилепиться к тому. Подумаем, что лучше возненавидеть здешния блага, потому что они малы, кратковременны и тленны, — и возлюбить те блага, как прекрасныя и нетленныя. Ибо исполняя волю Христа, мы найдем покой; иначе, ничто не избавит нас от вечнаго наказания, если мы презрим заповеди Его. И Писание говорит у Иезекииля, «что, если возстанут Ной и Иов и Даниил, то не спасут они детей своих, находящихся в плену» 3. Но если и эти праведники не могут своими правдами спасти детей своих, то какая надежда у нас войти в царство Божие, если не соблюдем крещения в чистоте и не
порочности? или кто будет нашим ходатаем, если не найдут в нас дел благочестивых и праведных?
_____________
1 Матф. VI, 24. Лук. XVI, 13.
2 Матф. XVI, 26.
3 Иез. XIV, 14, 20.


Глава VII.

Должно подвизаться нам, чтобы быть увенчанными.

Итак, братья мои, будем подвизаться, зная, что век в борьбе 1, и что на суетные даже подвиги приходят многиe, но не все увенчиваются, а только те, которые много трудились и славно подвизались. Будем же подвизаться так, чтобы всем быть увенчанными. Вступим на путь правый, подвиг нетленный, и совокупно пойдем и будем подвизаться так, чтобы удостоиться венца. И если всем нельзя быть увенчанными, по крайней мере, будем близки к венцу 2. Мы должны знать, что и тот, кто вступает в суетный подвиг, если окажется портящим дело, с побоями берется и выгоняется с ристалища. Как вам кажется: что должен потерпеть тот, кто не выдержит нетленнаго подвига? О тех, которые не сохранили печати 3, сказано: «червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они в позор всякой плоти» 4.
_____________
1 Котельер и другие читают: agon (подвиг), вместо: eon (век), как стоит в рукописи. Дрессел не находит нужным отступать от последнего чтения, представляя, что выражение: en chersin ine значит: сражаться, быть в битве.
2 Здесь говорится об увенчании не в общем смысле будущей награды, но в частном, именно – о венце мученическом, которого, конечно, не все подвизающиеся христиане могут достигнуть.
3 Т.е. Крещения.
4 Исаии LХVI, 24.


Глава VIII.

Пока мы в этом мире, должны каяться и хранить плоть в чистоте.

Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках искривится или распадется, может возстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться, или покаяться. Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни. Ибо Господь говорит в евангелии: если вы не сохраните малаго, кто вам даст великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет» 1. Это значит: сохраните плоть в чистоте и печать без повреждения, чтобы получить жизнь вечную.
____________
1 Подобное читаем у Луки ХVI. 10. 11. У св.Иринея также приводятся слова: «если вы не были верны в малом, кто даст вам великое?», которых нет в Свящ.Писании.


Глава IX.

Мы будем судимы во плоти; итак приготовимся во время.

Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти
же. Как 1 Христос Господь, спасший нас, хотя прежде был духомъ 2, соделался плотию, и, таким образом, призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти. Итак будем любить друг друга, чтобы всем войти в царство Божие. Пока имеем время для врачевания, предадим себя врачующему Богу давая Ему плату. Какую? Покаяние от искренняго сердца. Ибо Он наперед знает все, и видит все, что есть в нашем сердце. Дадим Ему хвалу не только от уст, но и от сердца, чтобы Он принял нас, как сынов. Ибо Господь сказал: «братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего 3.
_____________
1 В рукоп. стоит is единый Христос, но Фрей, Шэнеман, Гефеле, Дрессель и др. читают os, в соответствие второй части периода. Начинающейся utos ke…
2 Под духом здесь разумеется чистая духовность божеской природы во Христе. См. Петр. I, 11. Ермы. Паст. Кн. III. Simil. V, 5. Феофила ad Autolyc, II, 14.
3 Матф. ХII, 50.


Глава X.

Оставивши порок, будем стремиться к добродетели, и обещанныя блага предпочтем мирским утехам.

Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшаго нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность, как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой-то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Не знают они, какую муку имеет в себе здешнее наслаждение, и какую сладость—будущее обетование. И если бы они только одни это делали, то было бы сносно; но они постоянно внушают худыя учения свои невинным душам, не зная того, что вдвойне примут осуждение, — и сами они, и слушатели их.


Глава XI.

Веруя в божественныя обетования, будем служить Богу, и будет нам вечное блаженство.

Итак, будем служить Богу сердцем чистым, и да будем праведны; если не будем служить, по неверию нашему в обетование Божие, то будем несчастны. Ибо и пророческое слово говорит: «несчастны двоедушные, колеблющиеся сердцем, которые говорят: все это мы слышали и во время отцов наших, а мы, ожидая со дня на день, ничего такого не видали. Неразумные! сравните себя с де ревом. Возьмите в пример виноградную лозу: сперва она теряет лист, потом образуется отпрыск, после этого незрелый, наконец, спелый виноград 1. Так и народ мой терпел безпокойство и скорби, а потом получит благо». Итак, братья мои, не будем сомневаться, но останемся тверды в надежде, чтобы получить воздаяние. Ибо верен Тот, Кто обещал воздать награды каждому по делам его. Если мы будем творить правду пред Богом то войдем в царство Его, и получим те обещанныя блага, «которых ухо не слыхало и око не видало и на сердце человеку не приходило» 2.
_____________
1 Эти слова приводятся приводятся и в 1-м посл. Климента к кор. Гл. ХХIII. См. выше примеч. 75, на стр. 126.
2 1 Кор. II, 9. См. I посл. Клим. к Кор.


Глава XII.

Будем постоянно ожидать царства Божия.

Итак, будем ежечасно ожидать царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия. Сам Господь на вопрос одного о том, когда придет Его царство, отвечал: когда двое будут одно, и внешнее будет как внутренее, мужеский пол вместе с женским будет ни мужеский, ни женский» 1. Но двое бывают одно, когда мы говорим друг другу истину, и когда в двух телах непритворно бывает единая душа. И внешнее как внутреннее, значит следующее: внутреннее означает душу, а внешнее означает тело. Поэтому как тело твое видно, так и душа твоя да будет явна в добрых делах. И мужеский пол с женским ни мужеский, ни женский—это...2.
______________
1 Эти слова заимствованы не из канонических книг евангелия, но из апокрифического евангелия египтян, свидетельствует Климент Александрийский (Strom. I I I, 13), Приведенный вопрос Спасителю приписывается Соломии.
2 Здесь оканчивается дошедший в александрийской рукописи текст этого послания. Недостающее объяснение последнего пункта можно дополнить из Климента Александр Strom. I I I, с.9), где под мужеским разумеется гнев или ярость (fimos); под женским – пожелание (epitimia), которые должны прекратиться.


(Писания мужей апостольских. – Латвийское библейское общество. – Рига, 1994).

 
Август 2017
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

19 августа 2017 г. (суббота), в праздник Преображения Господня, в обители будет совершена ночная литургия. Начало чтения часов 18 августа в 23.45.

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

14 августа - праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Воскресные богослужения на подворье.

В праздник Преображения Господня Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию в Киево-Печерской лавре и передал подарки детям из малообеспеченных и многодетных семей

Святейший Патриарх Кирилл посетит Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в праздничном мероприятии по случаю Дня города Выборга

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.