Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Святой священномученик Мефодий Патарский: "Слово о Симеоне и Анне. В день Сретения Господня."

Икона Сретения Господня
1. Некогда, по возможности в кратких словах, мы изложили мысли о девстве в творении: «Пир» (или) «о девстве»; а ныне, следуя течению времени, представляем славу девства в самом полном основании и неувядающем венце его на радость питомцам Церкви. Ибо ныне открывается совет божественных определений и священными проповедниками объясняются церковному собранию прообразы и последствия настоящаго славнаго дня. Ныне самыми делами преславно открывается миру исполнение древняго и истиннаго совета (Божия). Ныне мы без покрывала, открытым лицем, как в зеркале, взираем на славу Господа и Его божественнаго кивота (2 Кор. 3, 18). Наш святейший праздник на раменах своих приносит и подает роду человеческому небесную радость, которой ожидали из рода в род. Древнее прошло, и процвело новое и нестареющееся (2 Кор. 5, 17, Ис. 43, 19). Уже не господствует более суровое учение закона, но царствует благодать Господня, обращая к себе всех спасительным долготерпением. Не поражается опять невидимым образом какой-либо Оза, дерзнувший прикоснуться к неприкосновенному (2 Цар. 6, 6—7). Ибо сам Бог призывает, и кто будет бояться? Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, взывает Он: и кто не поспешит? (Матф. 11, 28). Пусть никто из иудеев не противится истине, взирая на прообраз, (этого) в доме Аведара (2 Цар. 6, 10). Господь пришел к своим явно (Псал. 49, 3. Иоан. 1, 11) и, как бы на очистилище, в одушевленном кивоте (плоти) шествует по земли. Мытарь, прикоснувшийся этого кивота, объявляется праведным. Блудница, приблизившаяся к нему, делается целомудренною. Прокаженный, подошедший к нему, снова становится здоровым. Никого он не отвергает; никого не отвращается. Сообщает здоровье, не принимая вреда от больных; ибо Господь человеколюбия пребывает в нем. Таковы дары новой благодати! Это новое совершилось под солнцем (Еккл. 1, 10), не бывшее прежде, и не имеющее быть после. Он предопределил это по милосердию к нам, и пришел, и исполнил по человеколюбию, Ему свойственному. Посему достойно возглашала священная труба: древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Что же я помыслю, или что скажу достойное этого дня, в виду предметов недоступных? Ибо память святой Девы всегда превосходит всякое слово. Посему, если величие достоинств превышает немощь нашу, прибегнем к посильной хвалебной песни, и, прославляя непобедимую победу, с восторгом будет ликовать вместе с паствою, любящею празднества Христовы. Ты же, божественнейшее и священнейшее собрание слушателей, пребывай в молчании, чтобы спокойно при посредстве слуха ввести в пристань ума сокровища истины. Мы совершаем праздник, не представляющий смешного и шумнаго пиршества богов эллинскаго баснословия, а воспоминающий нисшествие (к нам) неприступной славы Того, который есть Бог сущий над всем (Римл. 9, 5).
Фреска Сретения в церкви Святой Троицы в Сопочанах, Сербия. 1265 г.
2. Итак, ты, торжественнейший из проповедников и величайший из пророков, Исаия, поведай Церкви тайну этого славнаго торжества, и предложи доблестным собратиям обильно насладиться неотъемлемыми благами, чтобы и ты, сравнив с твоим зерцалом открытую нам истину, мог, как неложный прорицатель, рукоплескать исполнению пророчеств. Было, говорит он, в год, в который умер царь Озия, видел я Господа, седящаго на престоле высоком и превознесенном, и исполнился дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Его: шесть крыльев у одного, и шесть крыльев у другаго. И взывали друг ко другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился куреньями. И сказал я: горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа, также с нечистыми устами, и царя Господа Саваофа видел я глазами моими. И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих, и сказал: вот это коснулось уст твоих и отымет беззаконие твое, и грехи твои очистит. И услышал я голос Господа, говорящаго: кого Я пошлю? и кто пойдет к народу сему? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал он: иди и скажи народу сему: слухом услышите, и не уразумеете, и (очами) смотреть будете, и не увидите (Ис. 6, 1—9). Таковы предвещания пророка, по внушению Духа. Ты же, возлюбленный, вникни в силу сказаннаго, чтобы понять исполнение тайн и узнать, каково и для чего здешнее собрание наше. При словах пророка, предвещающаго чудо, ты поди и перенесись мысленным взором с пламенным чувством, с радостию и усердием, к славному Вифлеему, и напечатлей в себе ясный образ, сравнив пророчество с исполнением событий; ибо кто пристально посмотрит на тамошния события, для того не нужны будут длинныя речи, чтобы достигнуть познания. Все ясно для разумных и справедливо для приобретших знание (Притч. 8, 9). Ибо вот здесь открыто предстоит Дева-Матерь, как престол для Царя Господа Саваофа, высокий и превознесенный славою Создавшаго его. На нем представь Господа, ныне пришедшаго к тебе во плоти. На этом, говорю, девственном престоле преклонились пред Тем, который предпринял для тебя такой новый и преславный путь. Посмотри вокруг очами веры, и ты найдешь около Него и царское священство Серафимов. Ибо и они обыкновенно сопровождают шествие Царя. Посему там и говорится, что они восхваляли не только хвалами триипостасное существо единаго Божества, но и почитаемую всеми славу, явившуюся ныне на земле Богоявлением одного из лиц Святой Троицы, словами: вся земля полна славы Его. Ибо мы веруем, что вочеловечившемуся для нас по благоволению (Ефес. 1, 5) Сыну присущ по божеству и нераздельный от него Отец с единосущным своим Духом. Потому что Бог, говорит священно-проповедник Павел, был во Христе, примиряя с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5, 19), указывая на Отца в Сыне по причине одного их благоволения.
Св.прав.Симеон Богоприимец
3. Ты же, любитель празднества, представляя столь славныя и для тебя совершаемыя дела в Вифлееме, присоединись с радостию к тем, которые величественно торжествуют на небесах твое спасение. Ликуй пред девственным престолом, как некогда Давид пред кивотом (1 Цар. 6. 14). Прославь Господа, всегда и везде сущаго, и от Фемана, как говорит пророк (Авв. 3, 3), благоволившаго явиться во плоти роду человеческому. Скажи вместе с Моисеем: Он Бог мой и прославлю Его, — Бог Отца моего, и превознесу Его (Исх. 15, 2). Затем после благодарения весьма полезно изследовать, какая была причина явления Царя славы в Вифлееме. Родиться в Вифлееме телесно побудило, Непринуждаемаго, милосердие к нам; какая необходимость могла быть для того, чтобы Безвременный, ставши грудным младенцем во времени, и Невместимый, быв обвит пеленами, сделался изгнанником и переселенцем? Если ты, божественное и богодухновенное собрание, хочешь знать и это, то послушай Моисея, который ясно проповедует народу, и, приводя к познанию сверхъестественнаго рождения, говорит: всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна посвящается Господу (Исх. 15, 2. Лук. 2, 23). О чудо! О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! (Римл. 11, 33). Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному своему закону, и быть не нарушителем, но исполнителем закона, а вместе с тем с окончанием закона соединить начало благодати своей. Посему и высшая закона, Матерь, подчиняется закону, и пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковый день; и свободная от закона, повинуется закону, и приношение делается за Того, Который освятил нас,—пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. А что это рождение было чистое и не подлежавшее очищению, свидетель слов моих об этом Исаия, ясно возвещающий вселенной: еще не мучилась родами, а родила, прежде нежели наступили боли ея, (избегла и), разрешилась сыном, Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому! (Ис. 66, 7). Итак пресвятая Дева-Матерь избегла свойственнаго женам пред рождением, как и зачала без соития, потому что Святый Дух предобручил и освятил ее. Она родила первороднаго и единороднаго Сына Отца, который на небесах возсиял единородно без матери из Отчаго естества и сохранил нераздельною и неразлучною девственность естественнаго единства (с Ним), и на земле, в девственном чертоге, как жених, непреложно соединился с Адамом и сохранил матерную чистоту неповрежденною и непорочною, который на небесах рожден нетленно, и на земле родился неизреченно. Впрочем обратимся к предложенному предмету.
Икона Сретения
4. Итак пророк отвел Деву из Назарета, чтобы спасительный плод родился в Вифлееме, и пророк же, изведши, явил миру надежду жизни. Таким образом воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати), остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшия недра, как на высокий престол превосходящаго человеческое естество, Царя всех, сопрестольнаго Богу-Отцу и неотлучнаго от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею воспринятою от нея плотию. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделеннаго Сына, отверзшаго ложесна девства и не повредившаго ключей девства, стоящаго выше закона и исполняющаго закон, бывшаго прежде рождения и явившагося по рождении, воплотившагося от нея превыше закона природы. Всякое чрево, наперед разверзаемое и оплодотворяемое от соития, воспринимает зачаток рождения, и при последних болезнях производит на свет, по премудрости Создателя, разумный и соответственный плод природы, по Слову Божию: плодитесь и разможайтесь и наполняйте землю (Быт. 1, 22). А ея чрево, не быв наперед разверзаемо и оплодотворяемо, пребыв в одном и том же состоянии девства, произрастило плод сверхъестественный и вместе сродный себе, по нераздельному с ним единству, невредимо, чудодейственно. Итак входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистаго девства и неизреченнаго деторождения, благословением закона и святостию благодати. Посему и говорит тайнозритель: и исполнился дом славы Его и Серафимы стояли вокруг Его, и взывали друг ко другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис. 6, 3). Тоже самое и блаженный пророк Аввакум прекрасно воспел, говоря: посреди двух животных Ты будешь узнан; когда приближатся лета, Ты будешь познан; когда придет время, Ты будешь показан (Авв. 3, 2.) Смотри, с какою ясною точностию говорит Дух. Знание, говорит Он, познание, и показание, которыя означают следующее; слова: посреди двух животных ты будешь узнан —означают осенение божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: там я буду открываться тебе (Исх. 25, 22); равно как и упомянутое ныне Ангельское собрание по поводу преславнаго Богоявления самого Спасителя во плоти, как провозвестил Исаия. А слова: когда приближатся лета, ты будешь познан,—означают, как сказано, преславное познание невидимаго Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего, который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4—5). Следующия затем слова: когда придет время, ты будешь показан — нужно ли объяснять для того, кто внимательным оком приникнет к настоящему празднеству? Ты будешь показан, говорится здесь, в храме, как бы на царском седалище, родившею Тебя пречистою Материю в благолепии воплощения Твоего. Выражая это с большею ясностию, пророк взывал так: Господь во святом храме своем; трепещи пред лицеем Его вся земля (Псал. 10, 5. 95, 9).
Андрей Рублев. Сретение Господне.
5. По истине страшно совершившееся с Тобою таинство, Матерь-Дева, духовный престол, препрославленный и достойный Бога. Ты явила изумительное чудо для небесных и земных. Свидетельством и неопровержимым доказательством этого служит то, что при новом чуде сверхъестественнаго Твоего рождения Ангелы на земле воспевали: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение (Лук. 2, 14), тройственностию песни выражая тройственность святыни. Блаженна Ты между женами, богоблаженная; ибо чрез Тебя земля исполнилась священной славы Божией, как и в псалмах поется: благословен Господь Бог Израилев (71, 18), и наполнится славою Его вся земля; буди, буди (ст. 19). И поколебались, говорит пророк, верхи врат от гласа восклицающих (Ис. 6, 4), чем означается завеса храма, осенявшая прообразовавший Тебя ковчег Завета, чтобы открылась для меня истина и чтобы чрез предшествовавшие образы и подобия мне научиться со страхом и трепетом почитать и поклоняться совершающемуся с Тобою таинству, а вместе с тем, чтобы этою тению закона я был удержан от дерзновеннаго и безстыднаго, не благоговейнаго созерцания Того, кто стоит выше всего в своей непостижимости. Ибо если прообразу Твоей святости воздана была такая честь от Бога, что никто кроме священников не мог подходить или иметь доступ к его созерцанию, так как завеса отделяла и охраняла вход туда, как к царице; то какое и сколь великое почитание от нас уничиженнейших должно быть Тебе, истинной Царице, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сделавшейся по истине вместительным небом для невместимаго Бога? Ибо когда Ты, Пресвятая, явилась миpy, как светоносный день, и явила Солнце правды, то разсеялась ужасная тьма, уничтожилась власть тирана, разрушилась смерть, ниспровергнут ад, и всякая вражда исчезла пред миром, и пагубныя болезни отступили от появившагося спасения, и вся вселенная наполнилась светом чистой истины. На это указывая и Соломон, в книге Песнь Песней, говорил: возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями доколе дышет день прохладою и убегают тени (2, 16. 17). И так, когда, словам праведнаго Давида, явился Бог богов в Сионе (Пс. 83, 8) и великолепие красоты Его явилось во Иepycaлиме (Пс. 95, 6), и свет возсиял на Праведника и на правых сердцем веселие (Пс. 96, 11), то Освятитель и Господь освящаемых призвал Духом Святым учителя и служителя закона на служение и свидетельство совершающемуся.
Икона Сретения
6. Посему старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона подателя закона, самовластнаго учителя, Бога Авраамова, защитника Исаакова, Святаго Израилева, наставника Моисея, обещавшаго открыть ему, как бы сзади (Исx. 33, 23), Божественное воплощение, богатаго в бедности, предвечнаго в младенчестве, невидимаго в видимом, непостижимаго в объемлемом, величайшаго в малом виде, находящагося в храме и на небесах возседающаго на царском престоле и на колеснице херувимской, непрестанно пребывающаго долу и горе, сущаго в образе раба и в o6paзе Бога Отца, повинующагося и царствующаго над всем. Он весь исполнился желания, весь-надежды, весь-радости, и стал уже сам не свой, а Того, кто был предметом его надежды. Святый Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но не заботясь о храме распростирает священныя объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такия слова, приличныя вожделенному торжеству: Тебя я желаю, Владыка Боже Отцев и Господи милости, сподобившаго собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостию снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными; Тебя я ищу, Создателя всех: на Тебя взираю, объемлющаго все Словом Своим; Тебя сретаю, владычествующаго над жизнию и смертию; Тебя ожидаю, законодателя и преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающаго мертвых; Тебя жаждаю, облегчающаго страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя миpa; ты — Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты — святый храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты — законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты — Бог первый, и прежде Тебя не было другаго Бога, родившагося от Бога Отца (Ис. 43, 10), и после Тебя не будет другаго Сына у Отца, Единосущнаго и равночестнаго; знать Тебя, есть полная праведность, и признавать власть Твою — корень безсмертия (Прем. 15, 3); Ты для нашего спасения—камень краеугольный, драгоценный и избранный (Ис. 28, 16, 1 Петр. 2, 6), предвозвещенный Сиону; Тебе подчинено все, как виновнику, приведшему все из небытия в бытие, дающему крепкое устройство неустроенному, держащему и сохраняющему сотворенное, Создателю различных тварей, управляющему всем своею всемогущею и премудрою десницею, приводящему в порядок всякое нестроение и соединяющему всех неразрывными узами согласия и мира. Ибо Тобою мы живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28); посему, Господи Боже мой, я превознесу Тебя, восхвалю имя Твое; ибо Ты совершил дивное, определения древния истинныя (Ис. 25, 1), облекшись славою и величием (Пс. 103, 1). Подлинно, что славнее для царя блестящей порфиры и светлой диадимы? Или что величественнее для милосердаго Бога человеколюбиваго воплощения, светлыми лучами своими озаряющаго седящих во тьме и тени смертной? (Лк. 1, 79). Справедливо временный царь и слуга Твой назвал Тебя Царем веков, сказав: Ты прекраснее сынов человеческих (Пс. 44, 2—3), как Бог и человек между людьми; ибо Ты при божественном воплощении Твоем препоясал чресла свои правдою (Ис. 11, 5), как в самом себе правда и истина и веселие всех. Итак веселись сегодня небо вместе со мною; ибо сжалился Бог над народом своим; кропите облака правду миру (Ис. 45, 8), и основания земли возглашайте мир находящимся во аде; явилось воскресение мертвых; пусть и земля провозглашает милость живущим на ней, ибо я исполнен утешением и преизобилую радостию (2 Кор. 7, 4); потому что я увидел Тебя, Спасителя людей.
Сретение Господне. Икона 16 века.
7. Когда старец ликовал таким образом и радовался Божественным веселием, тогда святая Богоматерь явно исполняла то, что образно описано пророком Иcaиею (6, 6). Она, приняв объятиями святых рук своих, как бы клещами, животворящий и неизреченный уголь, принявший плоть от пречистаго и пренепорочнаго ея жертвенника, подала его праведнику, говоря, мне кажется, и вместе увещевая так: приими, досточимый старец и прекраснейший из священников, приими Господа, и насладись своею неоскудевающею надеждою; приими, доблестнейший, сокровище неисчерпаемое и богатство неизсякаемое; приими, мудрейший в объятия свои крепость неизъяснимую и силу непостижимую, тебя укрепляющую; возьми, служитель храма, величие безпредельное и крепость несравненную. Соединись объятиями, достоуважаемый, с самобытною жизнию и живи; обними, праведнейший, нетление и обновись; это — не дерзновенное дело; не сомневайся, священнейший; насладись желаемым, достоуважаемый, и восхищайся подаваемым тебе, или лучше подающим самаго Себя; просвещайся, благоговейнейший, Солнцем правды, сияющим сквозь чистое зерцало плоти. Не бойся скромности, не страшись кротости Его, блаженнейший; не страшись смирения и не изумляйся уничижению Его, преданнейший; с готовностию прилепись к Нему и не медли повиновением. Изрекаемое и предлагаемое не есть дело дерзновенное; не сопротивляйся, разумнейший. Не опаляет огонь благодати Господа моего, но просвещает, праведнейший. Пусть убедит тебя, законоведущий, купина (Ис. III, 2), прообразовавшая меня в несожигавшем ее пламени. Пусть убедит тебя, детоводитель, росоносная пещь (Дан. III, 21) в домостроительстве этого таинства. Кроме того пусть научит тебя и мое чрево, в котором вместился Невместимый, из котораго и воплотилось безплотное Слово. Уже звуки труб не устрашают приступающих (Исх. XIX,16), и гора дымящаяся уже не внушает страха приближающимся, и закон уже не наказывает нещадно прикасающагося дерзновенно (2 Цар.V, 6); ибо ныне происходящее есть дело человеколюбия, ныне являющееся есть дело снисхождения Божия. С благодарностию приими пришедшаго к тебе Бога; ибо Он истребит беззакония твои и очистит грехи твои. На тебе пусть будет предъизображено очищение (всего) миpa; в тебе и чрез тебя пусть предвозвестится народам благодатное оправдание. Ты достоин быть животворным начатком. Ты пользовался законом? Насладись и благодатию. Ты утомлен письменем? Обновись в духе. Совлеки с себя ветхое и облекись в новое. Ты и сам, я думаю, не незнаешь этого.
Складень с изображением Сретения Господня
8. После всего этого праведник возымев смелость и повинуясь увещанию Богоматери, послужившей Богу для людей, принял в старческия объятия Ветхаго днями в младенчестве (Дан. 7, 13), благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лук. 2, 29—32). Я принял от Тебя безпечальную радость; приими меня, радующагося и прославляющаго милости Твои, Господи. Ты даровал мне веселие; душевно воздаю Тебе благодарностию. Я познал силу любви Божией; ибо для меня Бог, неизъяснимо и нетленно родившийся от Тебя, сделался человеком. Я познал неизреченное величие Твоего о нас попечения; ибо Ты послал собственнаго Сына своего на помощь нам. Я познал наставление Соломона, который говорит: крепка как смерть любовь (Пес. песн. 8, 6); ибо чрез нее сокрушится жало смерти, чрез нее умершие увидят жизнь, чрез нее смерть познает свою смерть, потеряв над нами свою власть; чрез нее и виновник зла змий будет пленен и низвержен. Ты явил нам, Господи, спасение Твое (Пс. 97, 2), даровав нам произрастение мира, и мы уже не будем более блуждать. Ты открыл нам, Господи, что не окончательно Ты презрел рабов Твоих, Благий, и не забыл творений рук Твоих; ибо Ты сжалился над бедственным состоянием нашим, обильно излив на нас свойственную Тебе и неисчерпаемую милость Твою, совершив искупление наше чрез Единороднаго и Неизменяемаго и Единосущнаго Сына Твоего, признав недостойным Твоего величия и благости вверить рабу это благодеяние и спасение рабов Твоих или предоставить служителю примирение с Тобою преступников; но чрез Единосущный Свет ты даровал свет седящим во тъме и тени смертной (Ис. 9, 2. 42, 7. Лук. 1, 79), чтобы они во свете Твоем увидели свет ведения (Пс. 35, 10), и чрез Владыку и Создателя Ты благоволил возстановить нас в нетление; и чрез изгнавшаго из сладостнаго рая даровал нам возвращение в рай; и чрез имеющаго власть прощать грехи (Марк. 2, 10) Ты истребил рукописание на нас (Колос. 2, 14); и чрез возседающаго вместе с Тобою на престоле и неотлучнаго от Божественнаго естества Твоего Ты даровал нам примирение с Тобою и дерзновенный доступ к Тебе, чтобы обетование столь многих и столь великих благ, утвержденное рукописанием верховнаго Владыки и истиннаго и самовластнаго Бога, было несомненно для помилованных и сподобившихся благодати. Об этом и пророк предсказал, говоря: не ходатай, и не ангел, но сам Господь спас их: Он любит их, и щадит их, и воспринял их, и вознес их (Ис. 63, 9). И все это не по делам праведности, которыя бы мы сотворили (Тит. 3, 5), и не потому, чтобы мы возлюбили Тебя (ибо земнородный прародитель наш, удостоенный райской сладостной жизни презрев божественную и спасительную заповедь Твою, признан недостойным этого животворнаго жилища и все потомство сделал бедственным, передав ему пагубные плоды греха), но Ты Сам, Господи, по неизреченной любви к созданию Твоему, умилосердился над нами, и сжалился над отвержением нашим, и оказал сострадание к растлению нашему, чтобы помиловать нас (1 Иоан. 5, 9). Посему у нас, потомков Адама, и составляются празднества, что Создатель Адама добровольно сделался новым Адамом, и благоволение Господа Бога нашего явилось на нас (Пс. 89, 17), так что мы узрели Бога лицем к лицу и спасаемся. Посему, Владыка, я и желаю отпущения от Тебя. Я увидел спасение Твое: да буду избавлен от бремени тяжкаго письмени. Я увидел вечнаго и несменяемаго Царя; да буду избавлен от рабских и тягостных уз. Я увидел Владыку по естеству и Искупителя; да сподоблюсь свободных уз Его. Избавь меня от ига осуждения и подвергни игу оправдания. Избавь меня от ига проклятия и убивающаго письмени (2 Кор. 3, 6) и присоедини к благословенному числу принимаемых в усыновление благодатию сего истиннаго, равночестнаго и равномощнаго Сына Твоего.
9. Такими краткими словами, говорит он, да ограничится ныне благодарение Богу. Но что же скажу я Тебе, Матерь-Дева и Дева-Матерь? Твое дело не человеческое, и хвала Тебе выше человека. Но печальное недоумение мое облегчается славословиями тебе от Духа; посему, принося Тебе Твое, венцом с безсмертных лугов я украшу священную и боговенчанную главу Твою. С отеческими хвалебными песнями я обращусь к Тебе, дщерь Давида и Матерь Господа и Бога Давидова; ибо недостойно и неблагопотребно было бы украшать чуждыми украшениями Тебя, блистающую собственною славою. И так, прими, благосклоннейшая, дары драгоценные и свойственные Тебе одной, высшая всех родов и честнейшая всех видимых и невидимых тварей. Блажен корень Иессеев и треблажен дом Давидов, в котором Ты произрасла. Бог посреди Тебя и не поколеблешься: ибо Всевышний освятил жилище свое (Пс. 45, 3—5). В Teбе заветы и клятвы Бога к отцам нашим получили славное окончание; ибо чрез Тебя Господь, Бог сил, явился с нами. Прообразовавшая Твой боговидный образ неприступная купина неопально (Исх. 3, 2) вмещала Бога, явившагося пророку, как Он благоволил открыться. Твердый и несекомый камень, прообразовавши проистекшую из тебя всемирную благодать и отраду, из сухих недр своих обильно произвел для жаждущаго в пустынe народа (Исх. 17, 6) спасительное врачевство. И жезл священнический (Числ. 17, 8), произрастивший невозделанный плод (Евр. 9, 4)—залог непрерывнаго священства, показал неложное знамение Твоего сверхъестественнаго рождения. Что еще? И великий Моисей, проведши долгое время на горе, не представил ли недоведомыя таинства, совершающияся с Тобою, чистая, в таинственных о Тебе прообразах? Получив повеление устроить ковчег по образу и подобию, Он тщательно исполнил повеление, хотя и случилось нечто печальное пред его нисшествием (Исх. 32, 1), устроил его в размерах пяти с половиною локтей, и прикрыв Херувимами сделал его вместилищем закона, весьма ясно предзнаменующим Тебя, Богородица, непорочно зачавшую и неизреченно родившую нетленный плод в конце пяти с половиной оборотов мира. Ради Тебя и непорочнаго принятия от Тебя Богом Словом плоти, пребывающей с Ним навсегда неизменно и нераздельно, и стамна златая (Евр. 9, 4), как неложный прообраз Твой, хранила внутри себя неизменною и постоянною Манну, которая иначе изменялась и портилась в один день. И пророк Илия, как провидец и соревнователь Твоей чистоты действием Духа, украсился венцом огненоснаго вида (4 Цар. 2, 11), быв поставлен божественным изволением выше смерти. И преемник его Елисей, наученный мудрым учителем, предъизображая Тебя, еще не бывшую, как бы уже присущую, сверхъестественно знамениями (будущих) истин оказывал помощь нуждающимся, то посредством чаши новой и содержащей целительную соль, исправляя нездоровую воду, в знак возстановления миpa чрез совершающееся на Тебе таинство, то незаквашенною мукою, прообразом безсеменнаго рождения (Твоего), истребляя в пище смертную горечь, то сверхъестественными действиями в Иордане, превышая действия естественныя, и тем предвозвещая низшествие Господа нашего во ад и чудесное избавление находящихся в тлении (4 Царст. 4, 20— 41.8, 10). Ибо все уступало и покорялось, быв побеждаемо Твоим Божественным образом.
10. Впрочем, для чего мне слишком распространять свою речь, задерживая ея течение различными прообразованиями, когда пред нашими глазами предстоит совершившаяся на Тебе истина, которою всего лучше и полезнее можно наслаждаться? И так, оставив духовныя повествования и чудеса святых во всех поколениях, к Тебе, приснопамятная, обращаюсь при настоящем торжестве. Благословенна ты, всеблагословенная и всевожделенная. Благословениями Господа преисполнено богоблагодатнейшее имя Твое, Богородительница и просветительница верных. Ты объемлешь, так сказать, необъемлемаго; Ты— корень прекраснейшаго цвета (Ис. XI, 1), матерь Создателя, питательница питающаго, содержащая Вседержителя, носящая держащаго все словом (Евр. I. 3). Ты—врата грядущаго Бога во плоти, клещи очистительнаго угля (Ис. VI, 6), малое вместилище вмещающаго в недрах своих все, руно непостижимой росы (Суд. VI, 37), жизнедательный колодезь Вифлеемский, желанный Давидом (2 Цар. XXIII, 15), из котораго проистекло питие безсмертия, — очистилище (Исх. XXV, 17), из котораго Бог явился людям в человеческом образе,— чистое одеяние одевающагося светом, как ризою (Пс. СIII 2), Ты дала не нуждающемуся ни в чем плоть, которой Он не имел, чтобы Он, Всемогущий, сделался тем, чем благоволил сделаться. Что славнее этого? Что выше этого? Тот, Кто наполняет и небо и землю (Иep. XXIII, 24), которому принадлежит все, сделался нуждающимся в Тебе; ибо Ты сообщила Богу плоть, которой Он не имел. Ты облекла Всемогущаго в благолепное всеоружие плоти, чрез которую и Он сделался видимым и доступным для меня, и я могу приступить к Нему и взирать на Него, и чрез которую все раскаленныя стрелы лукаваго будут угашены (Ефес. VI, 16). Дивно и прекрасно, матерь и раба Божия! Дивно и прекрасно, имеющая заимодавца всех должником своим! Все мы должники пред Богом, а Он делается Твоим должником. Сказавший: почитай отца твоего и мать (Исх. XX, 12) сам благоволив принять на себя это, тем более соблюдет благорасположение и собственную заповедь к послужившей добровольному Его рождению, и боголепно прославит Ту, которую наименовал материю без мужа, сам родившись без отца. Так будет это, будет. Приносимыя нами хвалы Тебе, святейшее и дивное жилище Божие, не суть слова безплоднаго красноречия, и не плод мирской лести и угодливости, это славословие Тебе, Богохвальная и млекопитающая Бога, который дает смертным начало бытия посредством рождения, но свидетельство действительной истины. Впрочем, и нам и будущим поколениям не достанет времени, чтобы по достоинству ублажить Тебя, матерь Царя веков (1 Тит. I, 17), как говорит в одном месте священный пророк, внушая нам непостижимость Твою. Как велик дом Божий, и как пространно место владычества Его! Велик Он и не имеет конца, высок и неизмерим (Варух. III, 24—25). По истине пророческое и по истине неложно это слово о Твоем величии; ибо Ты одна удостоилась уподобиться Богу в делах Божиих, Ты одна родила по плоти Бога, единородно и совечно рожденнаго от Бога Отца. Так по истине исповедуют содержащие правую веру.
11. Обратимся наконец, любомудрые, к старцу Богоприимцу и благочестивому учителю, спасительно переплывшему море (достоинств) Девы, и отпустим Его, получившаго Божественное отпущение и доставившаго нам вожделенное учение о Боге; сами же продолжим слово, неуклонно направляя путь к предположенной цели при вышнем руководстве, чтобы нам не остаться совершенно безплодными и безполезными для должнаго. И так, когда к этому священному событию были призваны священство и пророчество и предстали к этому славному и девственному престолу два богоименитые праведника, т. е. Симеон и Анна, представлявшие действительные образы двух народов (старец — израиля и обветшавшаго закона, а вдовица — вдовствовавшей тогда церкви язычников); то старец, олицетворявший закон, просил отпущения, а вдовица, олицетворявшая Церковь, представила исповедание и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления во Иерусалиме (Лук. II, 38), как все это весьма благовременно и сверхъестественно сказанное ими обоими и соответствующее священнодействию, изложено в Писании. Ибо надлежало, по истине надлежало старцу, знавшему сказанное в законе: его послушайте, и всякий, кто не послушает Его, будет истреблен из народа своего (Втор. XVIII, 15, 19), желать мирнаго отпущения от руководства закона. Ибо оскорблением и дерзостию было бы, если бы в присутствии и при беседе царя оруженосец стал говорить противное и слушатели ему стали внимать. Надлежало и вдовице, получившей дары, превышающие разум, торжественно воздать благодарение Богу, так чтобы совершавшееся здесь было согласно и с законом. Наконец необходимо объяснить, почему между пророческими прообразованиями, которыя имеют, как показано, близкое отношение к этим необыкновенным торжествам, сказано, что дом наполнился курениями (дыма); и это было не случайно, а знаменательно вследствие трисвятаго гласа, как говорит пророк, который взывали небожители (Ис. VI, 4). Если ты, любомудрый, обратишь внимание на повествуемое, то найдешь причину этого. Слухом, продолжает пророк, услышите, и не уразумеете; и очами смотретъ будете, и не увидите (Ис. VI, 9, Деян. XXVIII, 26). Так неблагодарные иудеи, видев славныя чудеса, которыя совершил Бог на земле, по словам песнопевца Давида (Пс. XLV, 9), видев непрерывныя и непрестанныя знамения и в глубине и на высоте (Ис. VII, 11), как предрек Исаия (а что именно? Матерь выше естества и рождение выше разума, матерь земную, а Сына небеснаго, необыкновенное Боговочеловечение и безбрачное деторождение, которых что могло быть славнее и удивительнее между тварями?), видев все это, относились как бы не видевшие, смежая глаза свои и не обращаясь к славословию; посему и наполнился дом тщеславия их дымом.
12. При этом видении они еще и слышали, стоявшаго выше всего видимаго, старца праведнейшаго, мужа достовернаго, мужа достойнаго подражания, мужа вдохновеннаго, законоучителя, почтеннаго священством, украшеннаго даром пророчества, продлившаго жизнь свою надеждой на Христа и (доселе) отложившаго долг смерти, ликующаго, славословящаго, преобразившагося от радости, всецело прекрасным вдохновением вышедшаго из себя для Бога (2 Кор. V,13), изменившаяся в Ангела прекрасным изменением, возносящаго от избытка радости благодарения и возвещающаго свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лук. II, 32), и однако не захотели внять слышанному и дивному для самих небожителей; посему дом тщеславия их и наполнился дымом. А дым есть знамение и свидетельство гнева, как написано: поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий (Псал. XVII, 9); и в другом месте: и в народе непокорном возгорался (огонь) гнева (Сир. XVI, 7). Указывая на это, Господь в св. Евангелии говорит иудеям: се оставляется дом ваш пуст (Mф. XXIIL, 28), и еще: послав войска свои, царь истребил убийц оных и сжег город их огнем (Mф. XXII, 7). Таковы действия иудейскаго неверия, вопреки троичному славословию. Между тем как пределы всей вселенной освящались и величайший дом Церкви наполнился, как бы разлившеюся в обилии водою моря, славою Господнею от трисвятаго славословия (Ис. VI, 3. 4), над ними сбылось возвещенное; и с их концем соединилось начало пророчества, означавшаго, как сказано Духом, провозвестником истины, будущую бедственную перемену с ними в примере, в следующих словах: (и было) в год, в который умер царь Озия, видел я Господа (Ис. 6, 1), где отступник Озия взят в образец всех отступников, которых он есть как-бы глава, который за свое безразсудство и получил наказание, по божественному определению напечатленное на челе, как бы на медной статуе, показывая всем это воздаяние за отвратительное нечестие. Посему богомудро провидец (ныне) совершающагося, в противоположность отвержению неблагодарной синагоги, указал на благодарную Анну, которой самое имя означает Церковь, оправданную благодатию Христа Бога в крещении; ибо Анна значит «благодать».
13. Впрочем, остановим здесь, как бы в пристани, крестоносный корабль слова, по надлежащему собрав паруса и сделав несколько приветствий городу великаго Царя (Пс. XLVII, 3. Mф. V, 35), вместе с народом Церкви, как бы пребывая духом и празднуя вместе с бывшими там достопочтимыми отцами и братьями. Радуйся, град великаго Царя, в котором совершились таинства нашего спасения. Радуйся, земное небо, верный наконец Господу город Сион (Ис. 1, 26). Радуйся и светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой (Ис. LX, 1): Свет присносущий, Свет вечный, Свет высочайший, Свет невещественный, Свет единосущный Богу Отцу, Свет сущий в Духе и в котором (пребывает) Отец. Свет просветивший века, Свет просветивший вышемирное и находящееся в мире, Христос истинный Бог наш. Радуйся, город святый и избранный Господом, торжествуй с веселием праздники свои, которые уже не подвергнутся обветшанию. Радуйся, город счастливейший; ибо славное возвещено о тебе (Ис. LXXXVI, 3); священники твои облекутся в спасение и святые твои радостию возрадуются (Пс. CXXXI,16), и нищиe твои насытятся хлебом. Радуйся и веселись Иерусалим, ибо воцарился Господь посреди тебя (Ис. XII, 6), Господь, чистым и невещественным Божеством вошедший в наше естество и неизреченно воплотившийся от девственнаго чрева, Господь, не соединявшийся ни с чем другим кроме состава Адама, прельщеннаго змием; ибо не Ангелов восприняв (Евр. II, 16), отпадших от дарованнаго им в начале славнаго чина и состояния, Господь явил снисхождение, будучи Словом Божиим, всегда пребывающим с Отцем. И не для призвания или возстановления отпавших от Света преступных демонов, как думают нечестивейшие сообщники лукаваго, Он пришел в мир, но, как говорит божественный Павел, приняв семя Авраамово и чрез него весь род человеческий, Творец и Создатель всех непреложно сделался человеком, чтобы чрез общение Его с нами и соединение нас с Ним прекратился доступ к нам греха, мало по малу теряющаго силу и исчезающаго, как воск от божественнаго огня, который Спаситель пришедши низвел на нашу землю (Лук. XII, 49). Радуйся же и ты, Церковь кафолическая, находящаяся во всей вселенной, и торжествуй вместе с нами. Не бойся малое стадо треволнений врага: ибо Отец благоволил дать Тебе царство (Лук. XII, 32) и (силу) попрать выю врагов твоих. Радуйся и веселись, некогда бездетная и для благочестия безплодная, а теперь имеющая многих чад веры (Ис. LIV,1). Радуйся и ты, народ Божий, род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел; возвещай совершенства призвавшаго тебя из тьмы в чудный свой свет (1 Петр II, 9), прославляй Его за милость Его.
14. Радуйся вечно, нескончаемая радость наша (пресвятая Дева); к тебе опять я обращаюсь. Ты — начало, средина и конец нашего торжества; Ты — драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни. Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, осененная гора Святаго Духа (Авв. III, 3). Ты возсияла, вожделенная родительница Света (духовнаго) Солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце (времен) рожденнаго от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимаго Отца, подателя мира, дивно уничижившагося более всякаго уничижения. Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память твою. И ты, досточтимый старец Симеон, первоприемник благочестиваго исповедания нашего и проповедник воскресения верных, также будь ходатаем за род наш пред Спасителем Богом, котораго ты удостоился принять в свои объятия. Ибо и мы вместе с тобою воспеваем Христа, властвующаго над жизнию и смертию, говоря: Ты — Свет истинный от Света истиннаго, Бог истинный от Бога истиннаго, единый Господь прежде воплощения и после преславнаго воплощения, Бог Сам по себе, а не по благодати, для нас же (сделавшейся) и совершенным человеком, Царь по существу своему, не имеющий над собою царя, для нас же и нашего спасения непорочно и пречисто явившийся в образе раба. Будучи нетленным, Ты пришел разрушить тление, чтобы сделать все нетленным. Тебе принадлежит слава и держава, величие и великолепие с Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

(Творения св.Григория Чудотворца и св.Мефодия епископа и мученика. – М., Православный паломник, 1996).

 
Декабрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

18 декабря 2017 г. (понедельник), в день памяти преподобного Саввы Освященного, литургия в обители будет совершена ночью (часы 17 декабря с 23.45), утром литургии не будет

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

7 декабря 2017 г., в день памяти великомученицы Екатерины, после литургии в монастырь «Всецарица» прибыла чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение»

На подворье идет подготовка к престольному празднику храма прп.Саввы Освященного, он состоится 18 декабря.

Митрополит Киевский Онуфрий почтил память ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС

Секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям ознакомился с научными и образовательными проектами в Татарстане

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил ряд монастырей на Афоне

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.