Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









По итогам всероссийского фестиваля православных певческих традиций выпущен сборник «Церковное пение: традиции и современность»

По итогам всероссийского фестиваля православных певческих традиций выпущен сборник «Церковное пение: традиции и современность»

16 сентября 2020 года в храме Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге состоялась презентация сборника «Церковное пение: традиции и современность». Весной-летом 2020 года в Северной столице прошел Всероссийский фестиваль православных певческих традиций «Истоки». Одним из его мероприятий стала дискуссия, по материалам которой и выпущен сборник.

Открылась презентация благодарственным молебном о завершении фестиваля, который возглавил настоятель храма Державной иконы Божией Матери протоиерей Димитрий Кулигин.

В ходе презентации протоиерей Димитрий Кулигин сообщил, что работа над сборником заняла более трех месяцев. Руководитель проекта Елена Олехнович представила всех авторов, среди них — доктора искусствоведения Марина Рахманова и Зивар Гусейнова, протоиерей Димитрий Кулигин, руководитель детско-юношеского хора при соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге Ирина Болдышева, руководители певческих коллективов, регенты хоров, преподаватели музыкальных учебных заведений.

Протоиерей Димитрий Кулигин рассказал, что фестиваль вырос из проводимого в течение многих лет концерта знаменного пения и колокольного звона «Мироносицкие встречи». Концерт носил локальный характер, а фестиваль позволил расширить не только географические, но и музыкальные рамки: были затронуты не только русская, но и византийская, сербская, грузинская музыкальные традиции. Авторы сборника в основном из Санкт-Петербурга, хотя были участники из других городов и из-за рубежа. Помимо текстов в сборнике есть иллюстративный материал: таблицы, цветные вкладки, ноты.

Ирина Болдышева рассказала об особенностях звукоизвлечения, вокальных школах, представив статью из сборника «Произнесение богослужебного слова: по следам византийской и древнерусской певческих традиций». Первоначально доклад на эту тему она подготовила для съезда регентов в Москве, но в текст внесены дополнения. Как сделать, чтобы слово, которое является главным, не «потонуло» в распеве? В партесной музыке ему «потонуть» легко, но и при исполнении песнопений древних традиций это может происходить. Подход связан с закономерностями фонетики. Молитва — это всегда две личности: внимающая — Господь, Богородица, святые, ангелы — и личность, изливающая молитву, поэтому опасна утрата интонации обращенности.

Елена Олехнович отметила, что в сборнике есть еще одна статья о византийской музыке московского автора Ирины Стариковой о преподавании византийского распева для детей. Можно сравнить московский и петербургский подходы.

Стиль раннего русского строчного многоголосия вызывает большой интерес у исполнителей, в рамках фестиваля исполнялась строчная Литургия. В сборник вошла статья Романа Поимцева. Исполнителей этой традиции много, есть авторитетные московские коллективы, например, ансамбль «Сирин». Теоретическая и историческая базы строчного многоголосия расширяется, и это отражено в статье. Известно, как оно сложилось, откуда пришло, но вопросы исполнительства остаются открытыми. Автор продолжает расшифровку, работает с рукописями. Последняя строчная рукопись датируется 1730-ми годами. Староверы сохранили только традиции знаменного пения, а в традиции многоголосия работали в свое время элитарные музыканты — певчие архиерейских хоров, и, судя по всему, по царскому приказу они все перешли на партесное пение. Может быть, где-то традиции строчного многоголосия существовали и дольше, пока это неизвестно.

Елена Олехнович рассказала, что ее статья «Преподавание знаменной нотации и монодических распевов» возникла в результате работы с клиросом храма Державной иконы Божией Матери. На приходе была создана школа знаменного пения. Принимали всех желающих, независимо от образования и музыкальных способностей, намеренно избегали перевода на современную нотацию, делали упор на изучение по слуху. На «Мироносицких встречах» учебный коллектив представлял свою программу. Участвовали и в фестивале.

Протоиерей Димитрий Кулигин отметил, что его статья, открывающая сборник, не претендует на научность, это скорее его личное отношение к происходящему: «То, что я переживал с середины 1990-х, — это боль за древнерусские распевы и радость, когда кто-то вдохновлялся ими».

В завершение был показан фильм о фестивале «Истоки».

Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru

 
Октябрь 2020
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

На подворье монастыря «Всецарица» с 28 июля 2020 временно прекращается прием паломнических групп с экскурсиями, обедом и ночлегом

Заказать требы в нашей городской обители можно в разделе сайта «Заказать требы».

Монастырю требуются певчие православного вероисповедания в женский хор. Стиль пения – византия. Требования: наличие музыкального образования, чтение богослужебных текстов, знание церковного устава, чистая интонация

В 2020 г. Краснодарский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» отметил свое 15-летие

14 октября 2020 г. в Благовещенском храме монастырского подворья совершены богослужения великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы

В рамках XVII кинофестиваля «Лучезарный ангел» состоится показ более 150 картин из 12 стран

Учебный комитет провел вебинар, посвященный особенностям нового порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования

В Издательском Совете состоялась презентация четвертого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского»

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.