Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Святой апостол Иаков - день памяти 05.11 н.ст. (23.10 ст.ст.)

Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти (Мф. 13, 55, Гал. 1, 19), был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первой жены. Он же известен под именем Иакова «малого», или «меньшего» (Мк. 15, 40). Его должно отличать от Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30 апреля, и от Иакова Алфеева, память которого 9 октября.
Св. Иаков, принадлежащий к лику семидесяти апостолов Христовых, называется братом Господним по плоти как сын Обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа. Предание к этому прибавляет, что, когда еще Иисус Христос был отроком, Иосиф Обручник разделял землю свою между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть, но сыновья Иосифа не согласились на это, и только Иаков взял Христа сонаследником к своей части, после чего и стал известен под именем «брата Господня». Еще ранее этого Иаков вместе со своим отцом и святым семейством находился в Египте, когда, по повелению ангела, Иосиф удалился туда для сохранения божественного Младенца Иисуса от преследований царя Ирода.

Св. апостол Иаков был назореем от самого рождения. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в молитве и посте. На сон он употреблял очень малое время и целые ночи проводил в молитвенном бдении, так что от частого коленопреклонения кожа у него на коленах огрубела и стала, как верблюжья. Св. Иаков носил на теле своем жесткую власяницу, пил одну только воду, и то в малом количестве, никогда не употреблял вина и сикера, не ел ничего мясного, не вкушал даже масла и молока, а только один хлеб, не стриг полос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту своего девства он непорочно соблюл до самой кончины своей.
Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, — Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом. В продолжении страстей Христовых св. Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. По воскресении Своем Господь удостоил Иакова Своим особенным явлением (1 Кор. 15.7). Он явился ему, как повествуют, в той самой пещере, в которой св. апостол постился, с верою ожидая воскресения Христова.

Поэтому впоследствии, в первые века христианства, пещера та была обращена в храм, и теперь ее еще показывают благочестивым поклонникам, посетившим Святую землю.
После вознесения Господа Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа св. апостол Иаков на 34-м году своей жизни был поставлен первым епископом Иерусалимской церкви, по свидетельству предания избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни. По словам древних христианских писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климент Александрийский), по вознесении Спасителя Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали Иакова, брата Господня, прозванного за его добродетельную жизнь праведным, епископом и предстоятелем Иерусалимской церкви. В этом случае они действовали, конечно, не без воли Господа. Отсюда можно видеть, как Христос любил праведного Иакова и как его уважали св. апостолы. И в последующей истории апостольской церкви мы видим св. Иакова, брата Господня, во главе апостолов, несмотря на то, что он не принадлежал к числу двенадцати учеников Христовых. Каким глубоким уважением пользовался в первенствующей церкви св. Иаков, брат Господень, — можно видеть из свидетельств Нового Завета. Ап. Павел называет его вместе с апостолами Петром и Иоанном «столпами церкви» и между ними первым поставляет Иакова (Гал. 2, 9). Именем Иакова отличен брат его, апостол Иуда, называвшийся «Иаковлевым» (Лк: 6, 16. Деян. 1, 13), который соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1, 1) и тем показывает особенную важность апостола Иакова в церкви апостольской. На соборе апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Рождестве Христовом для решения вопроса, должно ли обращающихся принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский. После долгих споров и рассуждений, после речи ап. Петра и рассказа Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников св. Иаков заключил соборные рассуждения своей речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение по поднятому вопросу. «Мужи братия! Послушайте меня, — сказал он собранию. — Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие (Амос. 9, И—12). Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 13—20). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено ощутительным изволением Святого Духа (28 ст.). Около этого же времени св. апостол Павел, желая поверить чистоту своему учения, обратился к апостолам, которых он считал столпами церкви Христовой. Он наедине предложил Петру, Иакову, брату Господню, и Иоанну благовествование, проповедуемое им язычникам. Иаков вместе с Петром и Иоанном не нашли в нем ни излишества, ни недостатка и признали великое достоинство учителя языков (Гал. 2, 10). С таким же глубоким унижением относился ап. Павел к св. Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказать ему как столпу церкви Христовой и предстоятелю старейшей церкви Иерусалимской о том, что сотворил Бог у язычников служением его (Деян. 21, 18— 19). Тогда же собрались у Иакова все пресвитеры Иерусалимской церкви и много верующих.

Но не только среди христиан апостольской церкви пользовался св. Иаков глубоким уважением. Его добродетельная, строго подвижническая жизнь везде стяжала ему славу святого человека; все, даже неверные иудеи, уважали его за святость и необыкновенную красоту. Его называли «праведным», утверждением верующих, защитою и оплотом народа. Об уважении, какое приобрел ап. Иаков у нехристиан, можно судить по тому, что, например, иудейские начальники позволяли ему входить в ту часть храма Иерусалимского, которая называлась Святая святых. Первосвященники иудейские входили туда только раз в год, а Иаков мог во все часы дня и ночи молиться там. Во храм входил он один; и его находили там стоящим на коленах и молящимся об отпущении грехов народу.
Тридцать лет был ап. Иаков епископом Иерусалимской церкви. Многие не только из народа, но и из старейшин и начальников иудейских уверовали в проповедуемое св. Иаковом евангельское учение. К нему постоянно собиралось множество народа: одни желая послушать его учения, другие хотя бы прикоснуться к краю одежды его. Слово Божие чрез проповедь св. Иакова быстро возрастало и множилось. Церковь Христова с каждым днем приобретала множество уверовавших. Наконец распространение Евангелия св. Иаковом возбудило против него ожесточенную злобу фарисеев. Вместе с новым первосвященником Ананием, упорным врагом христиан, они задумали погубить праведного старца и надеялись гонением остановить ревность исповедников Христовых. Недовольные умножением христиан, они начали кричать и говорить, что скоро, пожалуй, и весь народ признает распятого Иисуса за Христа. Св. Иакова предупреждали, чтобы он перестал благовествовать Иисуса Христа и постарался бы отклонить иерусалимлян от этого учения, иначе его убьют.

Настал праздник Пасхи, и в Иерусалиме собралось множество народа. Римский правитель Иудеи Фест, при котором фарисеи боялись приступить к убийствам и жестоким гонениям христиан, в это время умер, а новый правитель еще не был назначен; фарисеи могли безнаказанно совершать свои злодейства. Собравшись к Иакову, они обратились к нему с такою просьбой: «Умоляем тебя, праведный, удержи народ, отврати его от Иисуса, Которым многие прельстились и в заблуждении признают Его Христом, Сыном Божиим. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса». «Мы доверяем тебе, — льстиво добавляли фарисеи, — потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и беспристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, а мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был и слова твои слышны были всему народу». После этого св. ап. Иакова, несмотря на его сопротивление, силою втащили на кровлю храма и с угрозами требовали, чтобы он оттуда говорил с народом, стоявшим на площади. «Праведный! — кричали ему фарисеи и книжники. — Тебе все мы должны верить! Вот этот народ в заблуждении — следует Иисусу распятому. Скажи нам по истине, как ты о Нем думаешь!» Иаков стал отвечать. Но вместо того, чтобы отречься пред всем народом от Иисуса Христа, как желали того фарисеи и книжники, и объявить учение Его ложным, он всенародно исповедал Его Спасителем мира. «Для чего вы и спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? — громко воскликнул праведный старец. — Он волею пострадал, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых. Он сидит ныне одесную Бога, превыше всех сил небесных, и опять придет на землю на облаках небесных судить живых и мертвых». Верующие, которые находились в толпе народа, и многие из иудеев, готовые уверовать во Христа, услыша эти слова, воскликнули: «Слава Богу — осанна Сыну Давидову!» Фарисеи и книжники смутились и говорили между собою: «Худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство; взойдем и сбросим Иакова, чтобы другие, по крайней мере из страха, не поверили ему». С диким криком устремились они на св. Иакова, восклицая: «О, праведный прельстился!» Вбежав наверх, они столкнули св. апостола оттуда и начали бросать в него камнями. Сверженный с высокой кровли храма, св. старец упал на острые камни, весь расшибся, но не сразу испустил дух. Собрав остатки сил, он, приподнявшись, стал на колена, поднял руки к небу и начал молиться за своих убийц: «Господи! Отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят». Между тем озлобленные враги имени Христова метали в апостола камни. Тогда один из сынов Рихавовых, священник, воскликнул: «Перестаньте, что вы делаете? Праведный за нас молится». Не успел он договорить этих слов, как на апостола бросился из толпы один суконщик и ударил праведного белильным валиком по голове. Честная глава св. мученика Христова была рассечена этим страшным ударом совершенно, так что из нее вытек весь мозг, — и праведный Иаков предал дух свой Богу. Он скончался 60 лет от роду. Святое тело его было погребено на месте его мученической кончины: над его могилою, подле храма, и доселе стоит памятник. Беспристрастные из иудеев, хотя не веровавшие во Христа, мученическую смерть св. Иакова почитали причиною немедленно после того открывшейся осады и разрушения Иерусалима от римлян как справедливый суд Божий за убиение праведника. До того все удивлялись Иакову и уважали его за праведность!
Мощи св. ап. Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антонии в 1200 году в приделе Халкопратийского храма, а глава — в храме Апостолов. В настоящее время мощи его находятся, по свидетельству некоторых, в Риме, в церкви 12 апостолов. В Москве на Староиерусалимском подворье сохраняется часть мощей его, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 году.

По церковному Преданию ап.Иакову принадлежит одна из древних Литургий, которую он написал по внушению Святаго Духа. Она носит его имя и до сих пор совершается на Востоке в день его памяти. Св.Иаков написал также первое из так называемых соборных посланий, которое вошло в канон Нового Завета. Послание написано около 59 года по Р.Х. к христианам из иудеев, живущих в рассеянии. Послание состоит из нравственных наставлений и, по общему содержанию своему, может быть охарактеризована как увещание к терпеливому перенесению страданий.

Из послания апостола Иакова.

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.
Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.» (Иак.1,19-27).

 
Март 2017
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Особенности Богослужений В ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА (с 27 февраля по 15 апреля 2017 г.) в нашей обители:

19 марта 2017 г. (воскресенье) в нашей обители Вечернее Богослужение с чином пассии возглавит Его Высокопреосвященство митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Начало службы в 17 часов.

Еще раз о Великом посте. Что подают в монастырской трапезной

18 марта 2017 г., в канун Крестопоклонной Недели, по подворье совершено Таинство Соборования

На московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря состоялось первое заседание Попечительского совета по возрождению Саровской пустыни и Дивеевской обители

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами освятил храм на территории части Росгвардии в Москве

Митрополит Минский и Заславский Павел освятил поклонный крест на территории мемориального комплекса «Хатынь»

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.