Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Святой апостол от 70-ти и евангелист Марк - день памяти 12.11 н.ст. (30.10 ст.ст.), 08.05 н.ст. (25.04 ст.ст.)

Святой Марк был родом еврей и происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он первоначально в Иерусалиме, в доме матери своей Марии (Деян. 12, 12). Принятое православною Церковью предание почитает Марка одним из числа 70 апостолов Господних. Сохранилось также древнее предание, что св. Марк был тот упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь, когда был предан Спаситель и все ученики оставили Его, следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них (Мк. 14, 51—52). Дом матери св. Марка, Марии, в Иерусалиме служил местом молитвенных собраний для многих верующих иерусалимлян и местом пристанища для некоторых из апостолов. Книга Деяний апостольских свидетельствует, что апостол Петр, после чудесного изведения его из темницы ангелом, пошел в дом Марии, где многие из верующих собрались для молитвы (Деян. 12, 4—17). Таким образом, св. Марк в доме матери своей мог участвовать в собраниях святых апостолов и первых христиан. В обенно близком общении был он с апостолом Петром, который, для означения такой близости, называет его своим сыном (1 Петр. 5, 13). Св. Марку приходился дядею св. Варнава — муж, уважаемый в Иерусалимской церкви «как муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян. 11, 24). Через этого родственника своего Марк сделался известен и другому верховному апостолу, Павлу, когда тот, спустя три года после чудесного обращения своего ко Христу, в первый раз прибыл в Иерусалим. Вступив, таким образом, в общение с великими апостолами Петром и Павлом, Марк и в последующее время является в числе сотрудников этих верховных апостолов.
Спустя 40 с небольшим лет по Рождестве Христовом иудеи разграбили имущество иерусалимских христиан, так что те принуждены были терпеть сильный голод. По этому случаю апостол Павел вместе с Варнавою во второй раз приходил в Иерусалим, для доставления тамошним христианам пособия от христиан антиохийских. Исполнив это поручение церкви верующих в Антиохии, Варнава и Павел, возвращаясь в Антиохию, взяли с собою Марка (Деян. 12, 25), для того чтобы сделать его участником в трудах своих. Когда, в том же году, Павел и Варнава предприняли из Антиохии первое апостольское путешествие для проповеди Евангелия иудеям и язычникам, то вместе с ними отправился и Марк в качестве их помощника (Деян. 13, 5). Вместе с ними он был в приморском городе Селевкии, на восточном берегу Средиземного моря; отсюда отплыл на остров Кипр, прошел его с востока на запад, от Саламина до Пафа. В последнем месте он был свидетелем чудесного поражения слепотою, по слову св. апостола Павла, волхва Вариисуса. Прибыв затем в Малую Азию, в памфилийском городе Пергии Марк, к немалому огорчению апостола Павла, почему-то оставил его с Варнавою и возвратился в Иерусалим, в дом матери своей (Деян. 12, 12).

Мозаика над входом в Церковь св.апостола Марка. Иерусалим, Старый город.
В Иерусалиме Марк присоединился к апостолу Петру и вместе с ним в скором времени предпринял путешествие, для проповеди Евангелия, в столицу тогдашнего мира Рим. Там в это время уже были верующие во Христа. В Рим, как столицу мира, отовсюду приходили по разным гражданским и житейским делам исповедники Евангелия, которые и умножили там число верующих во Христа. Апостол Петр своею проповедью и чудесами при содействии Марка еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу многих — как из иудеев, так и из язычников. Ревностные римские христиане, не довольствуясь одною устною проповедью апостолов об Иисусе Христе, убедительно просили спутника Петрова, Марка, оставить и письменный памятник устно преподанного ими учения. Марк исполнил это доброе желание и написал для них Евангелие, воспользовавшись тем, что слышал о Христе в различное время от апостола Петра. Св. апостол Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелия и одобрил для чтения в церквах. Это Евангелие — вторая по времени написания книга между книгами Нового Завета и потому занимает между ними второе место. Так как свое Евангелие св. Марк предназначал для римских христиан, обратившихся к вере во Христа частью из иудеев, а главным образом из язычников, то он, ввиду этого, имел намерение раскрыть в Евангелии, что Иисус Христос, в Которого они уверовали, есть воистину Сын Божий и Бог. Такое намерение ясно оправдывается из самых первых слов книги евангелиста Марка: «начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия...» (Мк. 1, 1). Сообразно с этим намерением св. Марк в Евангелии своем не столько излагает учение Иисуса Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно показывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно должно было быть для христиан из язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью огласил пустыню Иудейскую, был «гласом вопиющего в пустыне» и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне. Поэтому на иконах св. евангелист Марк изображается обыкновенно вместе со львом.
Икона св.ап.Марка на западной стене часовни в честь св.ап.Иоанна Богослова. Монастырь "Всецарица" г.Краснодар.
После апостольских трудов в Риме Марк послан был апостолом Петром для проповеди слова Божия в Аквилею, богатый город на северном берегу Адриатического моря, известный тем, что в нем любили жить римские императоры, и называвшийся потому вторым Римом. Основав церковь в Аквилее и некоторых других местах на берегу Адриатического моря, Марк, по указанию апостола Петра, отправился в Египет. В этой смежной с землею иудейскою языческой стране, в которой некогда народ иудейский томился в тяжком рабстве, с давнего времени жило много иудеев. Здесь они населяли целые города, имели свои молитвенные собрания, свое верховное судилище, даже храм по подобию храма Иерусалимского и при нем священников и левитов по закону Моисееву. Некогда исполненный здесь по повелению одного из царей египетских перевод ветхозаветных книг Св. Писания с еврейского языка на употребительный там греческий сделал доступным божественное откровение самим язычникам, приготовил живших там к принятию христианского учения. Все это обещало успех проповеди св. Марка в Египте. Действительно, когда он, прибыв в Египет, первым из апостолов проповедовал здесь Евангелие, возвещая людям свободу от рабства диавола, подобно тому как некогда Моисей возвестил здесь сынам израилевым избавление от тяжкого ига фараонова, то при самом же начале его проповеди уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, основана была св. Марком церковь христианская. Через несколько лет после этого Марк был в Антиохии. В то время святые Павел и Варнава собирались предпринять оттуда второе апостольское путешествие. Марк хотел снова сопровождать их, чего особенно желал дядя его, апостол Варнава; но апостол Павел не решался взять с собою Марка. Тогда и Варнава разлучился с апостолом Павлом и вместе с племянником отправился на свою родину, в Кипр, между тем как Павел с другими сотрудниками продолжал задуманный путь (Деян. 15, 36—40). Это обстоятельство божественный промысл обратил на пользу Церкви Христовой: проповедники Евангелия пошли в разные стороны и через то привели ко Христу большее число людей. Затем св. Марк в другой раз отправился в Египет, куда немного спустя прибыл и св. апостол Петр. Благовествуя в разных странах Египта, апостолы, между прочим, положили основание церкви Христовой в городе Вавилоне и сопредельных ему местах, оттуда Петр и написал свое первое соборное послание к малоазийским христианам (1 Петр. 5, 13).

В последующее время Марк опять соединился с апостолом Павлом. Во время пребывания апостола Павла в узах в Риме Марк, вместе с некоторыми другими лицами, разделял благовестнические труды апостола. Это особенно видно из писанного апостолом Павлом в то время послания к Колоссянам, в котором апостол называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него в это время утешением (Кол. 4, 10—11; Флп. 24). Из того же послания видно, что по просьбе апостола Павла Марк отправился из Рима в Малую Азию, именно — во фригийский город Колоссы (Кол. 4, 10), вероятно, для противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан (Кол. 2, 8, 18). Когда затем св. апостол Павел во второй раз находился в узах в Риме, то, незадолго до своей кончины, он вызывал св. Марка вместе с апостолом Тимофеем из Малой Азии в Рим на помощь себе. «Марка возьми и приведи с собою, — писал св. апостол Павел Тимофею, — ибо он мне нужен для служения» (2 Тим. 4, 11). Если Марк успел исполнить это желание апостола, то он мог быть свидетелем мученической кончины в Риме обоих своих учителей, великих апостолов Петра и Павла, которые приблизительно в одно время пострадали за Христа в Риме.

После этого св. Марк снова отправился в Египет для устроения основанной им церкви. Столица Египта, Александрия, со своим знаменитым книгохранилищем была средоточием греческой образованности. И там все, даже иудеи, жившие во множестве в Александрии, увлекались языческою ученостью. Для утверждения веры, с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, св. Марк положил в Александрии основание христианскому училищу, прославившемуся в последующей истории христианской Церкви образованием знаменитых учителей и отцов церкви. Заботясь об устроении церковного богослужения, св. Марк передал Александрийской церкви составленный им чин литургии, который долгое время сохранялся в этой церкви. Из Александрии апостол предпринимал путешествия для проповеди Евангелия во внутренние страны Африки, в Ливию, Марморикию, Аммоникию и Пентаполь. Проповедь его в Египте имела высокий успех и оказывала весьма благотворное влияние на жизнь тамошних христиан.
Святой Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим праздником в честь Сераписа. В Александрии существовал уже христианский храм, который построен был близ моря, на месте, называемом Вукул. 24 апреля, когда св. апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили его, обвязали веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, ввергли его в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил его на подвиг мученичества радостною вестью о предстоящем ему блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил его Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа народа с яростью извлекла апостола из темницы и опять безжалостно влачила его по улицам города, от чего св. Марк вскоре скончался. Злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола — они решили сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли пришедшую в смятение толпу язычников.
Христиане же с честью предали погребению тело святого апостола. Над мощами св. Марка в IV веке построена была церковь. В первой половине IX века, когда владычество арабов-магометан и ересь монофизитов совершенно ослабили православие в Египте, мощи св. евангелиста перенесены были в Венецию, близ которой, в Аквилее, он некоторое время трудился в проповеди Евангелия. Там они и до настоящего времени почивают в великолепном храме, посвященном его имени. Память св. апостола и евангелиста Марка православная Церковь совершает 25 апреля, в день его мученической кончины.

















Тропарь, глас 3:

           Апостоле святый Марко,/моли милостивго Бога,/да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:

           Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя,/ апостоле Марко,/ чудес твоих многоподаванием просвещаема./ Темже зовем Христу:/ спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Величание:

           Величаем тя, Апостоле Христов Марко, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовести Христове.

 
Июль 2017
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

9 июля 2017 г. (воскресенье), в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в центральном монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» литургия будет совершена ночью (часы в 23.45, литургия в полночь)

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

Праздничные службы июля в обители

Один день в Благовещенском храме

Начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию

В Киеве около 100 тысяч верующих приняли участие в молебне и крестном ходе в канун Дня Крещения Руси

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.