|
|
Преподобный Исидор Пелусиот - день памяти 17.02 н.ст. (04.02 ст.ст.)
|  | | | Прп.Исидор Пелусиот | |
Преподобный Исидор Пелусиот, отец и учитель Церкви, жил в IV—V вв. Родился он в городе Александрии, был сыном знатных родителей и родственником Александрийского архиепископа Феофила и его преемника святителя Кирилла. Одаренный блестящими способностями и получивший прекрасное светское образование, преподобный Исидор мог легко достигнуть высокого положения в обществе. Но душа его от юности стремилась к Божественной мудрости, открывающейся через добродетельную жизнь и исполнение Христовых заповедей. Уподобясь евангельскому купцу, ищущему хороших жемчужин (Мф. 13, 45), преподобный Исидор в молодых годах оставил родительский дом и ушел в обитель, находящуюся на Пелусиотской горе в Нижнем Египте, у реки Нила, и там принял постриг. Преподобный Исидор «доброе подвизася в царство Феодосия юнейшаго» (восточноримский император Феодосии II Малый, 408—450). Свои подвиги он совершал с таким пламенным горением духа, что вскоре снискал глубокое уважение братии, был избран ими настоятелем и по их усердной просьбе принял священный сан. Своим личным примером он учил братию соблюдать следующие, необходимые монаху правила: скромность в одежде, хранение безмолвия, скудость в пище и благотворительность к бедным. Услышав о великом святителе Иоанне Златоусте, преподобный Исидор отлучился на время из обители и пришел в Константинополь, где слушал проповеди святителя Иоанна и так глубоко воспринял их в свою душу, что в дальнейшем в своих письмах и поучениях постоянно следовал им. По возвращении в свою обитель, преподобный Исидор продолжал свои подвиги, являясь живым примером для братии. Церковный историк Евагрий (VI в.) писал о преподобном: «Жизнь его казалась ангельской на земле. Он служил живым образцом монашеской жизни и Богомыслия». Когда святитель Иоанн Златоуст за обличение императрицы Евдоксии был незаконно низведен с кафедры и отправлен в дальнюю ссылку, преподобный Исидор безбоязненно встал на его защиту. Он неоднократно писал о Святителе императору Аркадию и архиепископу Феофилу, увещевая их прекратить гонение на великого светильника Церкви. После кончины святителя Иоанна Златоуста преподобный писал архиепископу Кириллу Александрийскому, преемнику архиепископа Феофила, чтобы имя святителя Иоанна Златоустаго было внесено в церковные диптихи, как исповедника за православную веру. К преподобному Исидору обращались самые разнообразные люди, спрашивая его советов, ему писали мирские люди и монахи, епископы, патриархи и император Феодосий. Историк Никифор Каллист (XI в.) сообщает, что число писем с ответами Преподобного достигало десяти тысяч. В настоящее время их сохранилось 2090. В них преподобный Исидор смело обличал неправду. Он писал увещания своему епископу, который незаконно назначал цену клирикам за места. В приходах обличал военачальников и градоначальников за пристрастие при решении дел. Преподобный учил, что «не следует с принуждением привлекать к благочестию людей, созданных со свободной волей.., а привлекать пребывающих во тьме добрым наставлением, доброй жизнью и добрыми нравами». Преподобный высоко ставил девство, как царицу среди добродетелей, и призывал пастырей, обязанных по своему званию поучать жен, не только воздерживаться от плотских грехов, но и бдительно хранить свою душу чистой от чувственных помыслов. Подавая своей жизнью пример смирения, преподобный учил паству тому, чтобы при совершении добрых дел никто не думал о том, что он исполнил какую-либо добродетель, а сожалел бы, что так мало сделал угодного Господу. Таким поучением преподобный следовал слову Господа: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). В дошедших до нашего времени письмах преподобного Исидора лишь немногие касаются догматических вопросов: Преподобный больше учил «практической философии», считая ее «основанием здания и самим зданием, логику же — украшением его, а созерцание — венцом здания». Как пламенный ревнитель чистоты православия, преподобный Исидор писал императору Феодосию, чтобы тот созвал Вселенский Собор для осуждения ереси Нестория. В результате в городе Ефесе состоялся III Вселенский Собор в 431 году, на котором ересь была осуждена и подтвержден догмат о двух естествах в Богочеловеке Господе Иисусе Христе и почитании Приснодевы Марии истинною Богородицею. Преподобный Исидор скончался в глубокой старости в своей обители около 436 года. Глубоко почитаемый всей Церковью, «он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного ведения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного»; «жизнь его казалась всем жизнью ангельской на земле». Мысли и наставления преподобного Исидора, обращенные к людям разных общественных положений, жившим в далеких от нас веках, и в наше время служат к духовному руководству и укреплению. Вот некоторые из них: «Больше всего, друг, бойся кого-нибудь соблазнить, ибо доброе в людях не трезво, и едва стоит, когда и никто не колеблет». «Гордым противится Бог (Иак. 4, 6), потому что и в начале воспротивился их началовождю. Посему прими во внимание, каково это — иметь Бога Противоборцем, а соучастником— исконного мятежника». «Немаловажным почитаю мужественно перенести превратность дел. И хотя многие признают более трудным человеку, из счастья впадшего в несчастье, сохранить неуниженный образ мыслей, однако же я почитаю самым трудным делом сохранить скромный образ мыслей — из несчастья перешедшему в счастливое состояние. По мне то и другое служит признаком мужества — и в благоденствии не возгордиться, и в несчастьи не унизиться, но иметь одинаковый образ мыслей». «Дела не требуют слов, потому что и сами видимы... Посему, если угодно тебе сделаться славным и в том и в другом, то и поступай так, чтобы дело служило вместо слова, и говори так, чтобы слово было вместо дела». «Два главных рода греха: грех замышляемый и грех, приводимый в действие и совершаемый самым делом, который преследуем был и древле законами, а замышляемый — воспрещен Евангелием, которое не дело по совершении наказывает, но заботится о том, чтобы злое даже и не начиналось, ибо тогда дан был закон руке, а после дается душе». «Медлю сказать, чтобы не показалось, что я льщу, а ласкательство признаю гнуснейшим всех малых страстей».
Тропарь, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу / и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо / прилежати же о души, вещи безсмертней: / темже и со Ангелы срадуется, преподобие Исидоре, дух твой.
(Минея февраль. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).
|
|
21 сентября 2023 г. будет видеотрансляция в прямом эфире Божественной Литургии праздника Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре «Всецарица». Начало в 7:45.
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
27 сентября празднуется Воздвижение Животворящего Креста Господня
23-25 сентября 2023 г. подворье монастыря «Всецарица» в Динском районе посетили 5 паломнических групп
Рейдеры под охраной полиции захватили храм Украинской Православной Церкви в селе Старая Жадова Черновицкой области Украины
В Ташкенте прошло заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа
Свыше 600 тысяч верующих приняли участие во всероссийском молебне о Победе
|
|