Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Преподобный Харитон Исповедник - день памяти 11.10 н.ст. (28.09 ст.ст.)

Прп.Харитон Исповедник
Церковные источники рассказывают о многих тысячах монахов и отшельников, живших на Святой Земле в византийскую эпоху (4-7вв.) В основном монастыри возводились по всей территории Палестины, включая и восточный берег реки Иордан, но особо притягательными для монахов и монашеского отшельничества, были три района - Тивериадское Озеро(Галилейское море) и Северная Галилея, район Иерусалима и Вифлеем, Иудейская пустыня включая юг Иорданской долины. Развитие монашества на Святой Земле берёт своё начало в Египте, но в тоже время имеет отличие от своего египетского прототипа. Приспособленное к тихому месту и к религиозным и паломническим нуждам Святой Земли, оно создало соответствующую тому внутреннюю организацию, определённый образ жизни и особую духовную атмосферу.

Множество духовных наставников приложило свои силы для превращения монашества Святой Земли в организованную общину. Из них особо выделяют четверых святых: Преподобный Харитон Исповедник, который ввёл монашеское отшельничество. Преподобный Евфимий, осуществил отшельнический образ жизни на практике. Преподобный Феодосий, был зачинателем общественного образа жизни и Преподобный Савва, привёл монашество к его окончательному образованию и внутренней организации.

Православная Церковь 11 октября по новому стилю(28 сентября по ст.ст.) отмечает день памяти Преподобного Харитона Исповедника - за исповедание веры Христовой претерпел много мучений, затем подвизался в пустыне Палестинской, основал в пустыне три монастыря; первым установил обряд монашеского пострижения.

Преподобный Харитон жил в городе Иконии, Ликаонской епархии. Это был благочестивый христианин, который отличался добродетелями. В царствование нечестивого царя Аврелиана явил себя исповедником веры Христова. Ибо, когда по всем странам разошлось безбожное повеление царя принуждать христиан к принесению жертвы идолам, неповинующихся же убивать, то во исполнение сего предписания, в Иконии взят был под стражу игемоном той страны Харитон, как наиболее отличившийся среди христиан благочестием и сиявший добродетелями. Он был приведён на суд нечестивых, где игемон спросил его: -«Почему ты не поклоняешься великоименитым богам, пред коими царь и все народы склоняют свои головы?» Харитон отвечал : -«Все боги язычников - демоны, кои некогда восхотели сравняться с Вышним Богом, и за свою гордость свержены были с неба в глубину преисподней; ныне же стремятся они к тому, чтобы быть почитаемыми от безумных и обольщенных людей, как боги. Впрочем и они, и те, кто им кланяется, скоро погибнут и, как дым, быстро исчезнут: посему я им не поклоняюсь; верую же в истинного Бога, Ему служу и поклоняюсь, ибо Он есть Создатель всего, Спаситель мира, пребывающий во веки.» - «Уже этим грубым ответом, - сказал игемон, - ты сделал себя достойным смерти. Но не спешил игемон с расправою, несколько раз он склонял Харитона отказаться от веры Христовой и принести жертву его богам. Харитон был верен Богу . Он отвечал игемону :-«Знай, что никакая мука не отторгнет меня от Живого Бога и не склонит к почитанию скверных идолов; ибо я - ученик блаженной первомученицы Феклы, воссиявшей в нашей Иконии светлою зарею мученичества. Она была наставлена к сему подвигу великим учителем - св.Павлом, с коим ныне и я говорю: «Кто меня разлучит от любви Божией - скорбь ли, или теснота, или гонение, или беда, или меч, или другое что-то трудное?» Прийдя в ярость от мужественного обличения Харитона, игеон повелел взять его, обнажить и, растянув крестообразно, бить нещадно жилами; святой же доблестно терпел, решившись лучше умереть за Христа Господа, чем жить в беззаконии, отрекшись от своего Создателя. Его били по всему телу, так что видны были и внутренности его; ибо мясо отпадало от костей, кровь лилась рекою, и всё тело стало сплошною язвою. Заметив, наконец, что он едва жив, его перестали бить и, думая, что он скоро умрет, взяли на плечи, и отнесли в темницу. Он не только совершенно не мог сам идти, но не в силах был произнести даже ни одного слова, а только слабо дышал: так он сильно был изранен. Положив его в темнице, мучители ушли.

Видя терпение Своего страдальца, Бог подкрепил его Своею помощью, скоро исцелил от ран, и того, кого нечестивые надеялись видеть мертвым, сотворил живым и здоровым, так что он мог сказать с Давидом: «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни»(Пс.117,17). После этого он был снова приведён на суд к игемону, показав ещё боле дерзновения, чем в первый раз, возбудил ещё большую ярость в мучителе. Его тело стали опалять свечами так, что оно испеклось. Харитон же, терпя такие муки за Христа, Господа своего, радовался и снова был брошен в ту же темницу.

В то время император Аврелиан умер, будучи наказан гневом Божиим за пролитие христианской крови. Святой Исповедник претерпев жестокие мучения, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, он был освобождён из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Украшенный ранами Христов воин, отрёкся от мира и от всего, что в мире; взяв крест свой, пошёл он путём трудным и стал живым мертвецом - умершим для мира, но живым для Бога. Ибо, нося на себе язвы Господа Иисуса(Галл.6,17), он всецело Ему предался и распялся с Ним; а чтобы всегда иметь пред очами своими Его Божественные страдания, он пошёл в Иерусалим, где Господь наш испустил на кресте дух Свой. Когда он шел в Иерусалим, то попался в руки разбойникам, которые не найдя у него ничего ценного , схватили его и увели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Бросив его связанного в пещере, разбойники поспешили за новой добычей. Харитон , как и раньше находясь в темнице, воздал благодарение Господу, готовый принять мученическую смерть, предавая себя воле Божией. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Избавившись от смерти, святой Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, собранное разбойниками в течении многих лет. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения.
Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь - знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители, братья вкушал пищу однажды в день и то вечером, и не особо приготовленные кушанья или пития, но только хлеб и воду, при том в меру, чтобы, отягчив излишеством в пище и в питии, братия не были ленивы к восстанию от сна в полночь и к молитве. Установил он также, чтобы братия после молитвы занимались рукоделием, остерегаясь и один час провести в праздности, дабы Диавол, обретши инока праздным, не уловил его легко греховною сетью, так как леность и праздность - начало грехопадений. Преподобный повелел ещё братии находиться в своих келлиях и безмолвствовать, не переходя с места на место и не собираясь на праздные беседы, ибо много соблазна происходит от пустых разговоров, как свидетельствует Писание: -«худые сообщества развращают добрые нравы»(1Кор.15,33). Учил также преподобный хранить чистоту совести, как зеницу ока, любить нищету более золота и серебра и послушание иметь у себя как помощника, способствующего спасению; смирение же, любовь, терпение, незлобие и все другие иноческие добродетели он учил приобретать как многоценное сокровище и обогащаться ими. Научив братию и приведя обитель в подобающий порядок, преподобный принял решение уйти в глубочайшую пустыню для безмолвия и уединения. Имея от Господа благодать исцелять недуги, прогонять бесов он и в пустыне не отвергал приходящих к нему людей. Отовсюду стекались к нему люди, принося с собою своих недужных. Приходили и важные вельможи для получения от него благословения, так что он не мог иметь полного иноческого безмолвия. Утрудившись от сего беспокойства, преподобный решил удалиться ещё дальше, избегая мирской лавы. Братия же усиленно просили его не оставлять их, и когда эти просьбы остались без успеха, они плакали о нем, как сироты по отце. Но молитва доброго отца за своих чад была угодна Богу. Его молитвами все преуспевали в исполнении заповедей Господних и, как крины, насажденные в пустыне, процветали святостью. Простившись с братией, благословив ее и вручив Богу, преподобный ушел в дальние пустыни и непроходимые дебри. Найдя пещеру невдалеке от Иерихонских пределов, он поселился в ней, но пробыв там некоторое время Бог открыл его людям как некое сокровище, сокрытое в поле. Сам Бог восхотел, чтобы искусный наставник и добрый правитель многих направлял и вел в царство небесное не только себя, но и других. Так он основал ещё две обители :- Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Старой Лаврой». Создав третью Лавру, преподобный взошел на вершину находящейся там горы и поселился на возвышении, имевшем в себе небольшую пещеру, куда можно было взойти только по очень высокой лестнице. Там он стал как на столпе, удаляясь от земли и приближаясь к небесным селениям. Оттуда, как добрый пастырь, стоящий на страже, он молился за свои монастыри и помышлял о спасении собранных там братий; находясь как бы на корме корабля, направлял он отсюда плавание столь великого числа душ, ибо из всех, устроенных им монастырей, притекали к нему нуждающиеся в духовной пище. И пожил он на том месте до глубокой старости в посте и молитвах и таких подвигах, о которых и рассказать нет возможности; ибо день ото дня увеличивая свои труды, он казался и во плоти бесплотным. Достигнув крайнего предела возраста, преподобный приблизился к блаженной своей кончине. Узнав о ней от Бога, он призвал из трех своих монастырей игуменов и братию, кои его молитвами и предстательством пред Богом умножились в той пустыне, как звёзды небесные и поведал им о скорой своей кончине. Завещав им заботиться о своём спасении, чтобы избегнуть вражеских сетей, сподобиться по кончине своей войти ко Господу и получить милость от Него.

Преподобный не хотел, чтобы его погребали в обители, когда братия спросили его : -«Какое распоряжение, отец, сделаешь ты о теле своем? Где погребем тебя?». Он сказал : - «Отдайте землю земле, где хотите: «Господня - земля и что наполняет ее»(Пс.23,1). Но братия ответили : - « Нет, отец; ты устроил три обители и собрал три стада; каждое из них хотело бы иметь у себя твои мощи; посему, чтобы не было между нами распри, завещай ныне же, где нам положить твои мощи.»

Исполняя их желание, он соизволил на то, чтобы его похоронили в первом его монастыре, где он был взят разбойниками и чудесно, благодатиею Божиею, от них избавлен. Здесь он, дав много наставлений братии о совершенном иноческом житии и преподав им мир, возлег на одре и предал в руки Господа святую свою душу, не испытав никакой телесной болезни.

Так скончался преподобный отец наш Харитон, Христов мученик, исповедник и добрый подвижник. Возрыдали о нем все пустынные отцы и вся пустыня наполнялась плачем по таком великом отце и учителе, озарявшем мир как солнце. Проплакавши о нем довольно времени, иноки погребли с почестями его святые мощи, славя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

Используемый материал :
1.Житие преподобногоХаритона Исповедника. Святитель Димитрий Ростовский.
2.Материалы сайта «Православный поклонник на Святой Земле»
3.Путеводитель православного христианства по местам паломничества Святой Земли и др.


Подготовила материал : Н.Малиновская.

 
Май 2017
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Расписание Богослужений в центральном монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в г.Краснодаре (ул.Димитрова, 148)

В июне 2017 г. (дата уточняется) митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершит освящение новых храмовых сооружений на подворье монастыря «Всецарица»

Три дня из жизни обители.

В первой половине мая 2017 г. на подворье завершается подготовка к освящению новых храмовых сооружений, приводится в порядок территория

В Бишкеке состоялся торжественный прием по случаю визита Святейшего Патриарха Кирилла в Киргизскую Республику

Предстоятель Русской Церкви освятил Воскресенский кафедральный собор в Бишкеке

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Бишкек

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.