Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Преподобный Паисий Величковский - день памяти 28.11 н.ст. (15.11 ст.ст.)

Прп.Паисий Величковский
Русское монашество к началу 18 в. пережило дважды и расцвет, – связанный с именами преподобных Антония и Феодосия Печерских (11 в.) и Сергия Радонежского (14 в.), – и время упадка. Первоначальником третьего возрождения в 19 в. стал прп. старец Паисий Величковский.
Это было время, когда число монастырей сокращалось, монашество держалось, главным образом, внешних форм подвижничества, а умное делание, таинственная жизнь в Боге, т.е. суть святоотеческого учения, были забыты. Русские люди не имели доступа к святоотеческому наследию и оказались оторванными от Предания.
Тогда Господь и воздвиг инока Паисия, чей труд рассеял духовные сумерки 18 в. и дал плоды, которые питают все последующие поколения христиан вплоть до наших дней.
Иеромонах Серафим Роуз в 20 в. писал: «… для православных христиан… прп. Паисий Величковский – важнейшая фигура в современном святоотечестве. Не только по святости жития, не только потому, что он … отстаивал важность непрерывного творения Иисусовой молитвы, и даже не потому, что ученики его способствовали расцвету монашества в 19 в… А потому, что сумел обратить взгляды православных к истокам Святого Православия, что суть основа духовной жизни как в прошлом, так и в настоящем, как для монахов, так и для мирян».
Истоки эти – Священное Писание и учение святых отцов.








Из жития старца Паисия (1722 – 1794)

Прп.Паисий Величковский
Прп. Паисий (в миру Петр Иванович Величковский) родился в Полтаве в семье потомственного протоиерея. С малых лет мальчик горячо прилежал духовному чтению, и тогда уже мысль о монашестве посещала его. Юношей обучался он в Киевской академии. Проучившись четыре года, тайно покидает ее, чтобы вступить на иноческий путь. Прот. Георгий Флоровский писал об этом: «Это не был уход или отказ от знания. Это был возврат к живым источникам отеческого богословия и богомыслия».
Промыслительно первые годы иноческой жизни он провел в расстроенных монастырях. Испытав сам, как были трудны условия для иноческого делания, он невольно подготовился к тому, чтобы облегчить этот путь для других.
17-ти лет Паисий вступил в Любечский, затем в Медведовский монастыри. После этого подвизался в молдавских скитах, пользуясь наставлениями высоких в духовной жизни старцев. Был обучен умно-сердечной молитве. Опытно пройдя сам все иноческие подвиги, достиг здесь такого устроения, что великие наставники называли его «юным старцем». Было ему тогда 24 года. Из этих лет он вынес убеждение в полезности старческого окормления. Отсутствие постоянного духовного руководства во все остальное время жизни побуждало старца искать его в святоотеческих писаниях.
Из скитов старец отправился на Св. Гору Афон – как родину русского монашества и колыбель аскетического просвещения. Здесь со временем он начал свой подвиг служения иночеству. Из братии, желавшей жить под его руководством, основал монашескую общину – скит св. Илии, прообраз всех будущих обителей старца и его учеников. По настоянию братии принял священный сан. Был известным на Св. Горе духовником: «И бысть многим тамо великим отцам духовник … якоже и самому Святейшему Патриарху Серафиму».
В 1763 г., из-за неблагоприятных внешних обстоятельств, Паисий с братией переселился в Молдавию. Вначале в монастырь Драгомирна, а когда территория его отошла к католической Австрии, – в монастырь Секул, затем, в 1779 г., – в Нямецкий монастырь. В 1790 г. прп. Паисий был возведен в сан архимандрита. Кроме Нямецкой обители, он продолжал окормлять Секул и другие окрестные монастыри и скиты.
Восстановление монашеской жизни прп. Паисием полностью основано на святоотеческом учении. В отеческих писаниях ищет он указаний, как строить жизнь свою и монашеской братии. Старец пишет: «Зная хорошо из учения и заповедей … отцов наших, что руководителю братии не следует наставлять и учить по своему единоличному разуму и рассуждению … я решил принять за непоколебимое основание … Божественное Писание … и его истинное толкование благодатию Св. Духа, т.е. учения богоносных отцов наших».
Прп. Паисием была восстановлена практика старческого окормления иноков, составлен Устав братства. В устроенных им монастырях он возобновил лучшие традиции византийского монашества: общежитие, изучение аскетической литературы, практику умной молитвы, ежедневное исповедование помыслов.
Важным средством назидания братии были проводимые старцем беседы по святоотеческим книгам. Жизнеописание прп. Паисия так повествует об этом: «Братии собирались все в трапезной, зажигались свечи, приходил старец и, сидя на обычном своем месте, читал или книгу св. Василия Великого, или книгу св. Иоанна Лествичника, или св. Дорофея … или кого-нибудь другого из богоносных отцов … Читая книги, старец тотчас же и объяснял читаемое, приводя места из Свщ. Писания и из отеческих книг».
Ежедневное чтение старцем святоотеческих книг и его беседы имели огромное воспитательное значение для братии. Впоследствии, когда жизнь братства стала приходить в упадок, братия сами признавались, что одной из важнейших причин этого было прекращение бесед старца.
Будучи вождем иночества, о. Паисий, как мог, служил и мирским людям. К мирянам обращены его слова: «На ваш вопрос … как возможно спастись вам, живущим в миру с женами и детьми … я могу только дать вам мой совет, чтобы вы с величайшим усердием читали Божественное Писание и учение св. отцов наших … в их духопросвещенном учении в совершенстве находятся все наставления, необходимые для душевного спасения».


Книжная деятельность старца Паисия.

Гравюра из греческого издания "Блж.Паисий Величковский" схимонаха Митрофана
В жизнеописании старца говорится: «Он нес великий подвиг, и этот подвиг есть создание (переводной) аскетической литературы, т.е. самого источника монашеского просвещения. Правда, и до о. Паисия были переведены некоторые аскетические творения древних отцов… но эти переводы уже устарели и стали редки, они были случайны, а главное – были забыты в практической жизни».
Прп. Паисий совершил великие труды по разысканию, исправлению, переводу и распространению отеческих творений, «да не приидут сия св. книги во всеконечное забвение и от лица земли истребление». В поисках этих книг он обошел всю Св. Гору Афон. Момент обнаружения первой из искомых книг он описывает такими словами: «Не могу сказать, какой неизъяснимой радости я исполнился … я думал, что на земле вижу небесное сокровище».
Одни из этих книг, которые и среди греков пришли почти в полное забвение, старец переписывал сам, другие покупал за деньги, добытые собственным трудом для необходимых нужд, ограничивая себя постоянно и в пище, и в одежде.
Позже в Молдавии старец наладил многогранную работу по изучению и переводу с древнегреческого языка на славянский святоотеческого наследия, собрав вокруг себя многочисленную группу помощников и подготовив их к книжному делу. Старец считал, что для работы с духовной литературой недостаточно одних лингвистических познаний, и привлекал к этому труду подвижников, на деле постигших духовную жизнь. По словам прот. Г. Флоровского, «Нямецкий монастырь становится при старце Паисии … очагом богословско-аскетического просвещения, где литературная деятельность органически сочеталась с духовным и умным деланием». Сам старец личным примером вдохновлял братию. На склоне лет он нес труды, превышающие естественные человеческие силы. Проводя день в монастырских трудах, ночи он посвящал переводу и исправлению отеческих книг. Из-за язв, покрывавших его тело, он не мог лежать. Сидя на постели, обложившись книгами, сгорбившись, писал он всю ночь напролет, забывая про свои раны. И делал это до последних дней жизни.
Переводы старца, отличающиеся точностью и ясностью богословской мысли, имеют ценность и как труды ученого: источниковеда, филолога и лингвиста. Наиболее известным из них является славянский перевод «Добротолюбия» – сборника аскетических творений 24-х отцов. Издание его стало событием не только в истории русского монашества, но и в истории русской культуры вообще. Помимо «Добротолюбия», старец Паисий перевел на славянский язык сочинения прпп. Исаака Сирина, Феодора Студита, Варсонофия, Максима Исповедника, свтт. Григория Паламы, Иоанна Златоуста и др.
Перечень книг, переведенных, исправленных и переписанных старцем и его учениками, включает имена практически всех известных древних авторов аскетических творений.
Многочисленные воспитанники прп. Паисия продолжили дело старца и распространили его на всю Россию, что способствовало возрождению русского монашества. Возникло множество монашеских духовных центров, послуживших сохранению Отеческого Предания и восстановлению древней традиции. Благодаря подвигу старца, его учеников и последователей отеческие писания в России стали наконец общедоступными.


Тропарь, глас 2:

           Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси, / преподобне отче Паисие, / добротолюбия подвижниче, / верных научил еси ум к Богу возводити / и сердцем к Нему взывати: / Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, // помилуй мя, грешнаго.


Кондак, глас 6:

           Избранный иноческаго жития ревнителю, / яко пчела многотрудная, писаньми отеческими души наша снабдил еси, / коегождо наставляя на путь спасения. Сего ради зовем ти// радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.


Молитва:

           О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.
Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его. Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его.
Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


(www.trsobor.org; akafist.narod.ru; иллюстрации - www.pravoslavie.ru;stsimeon.bplaced.net; paisius-niamets.orthodoxy.ru; sv-afon.orthodoxy.ru).
Нямецкий мон-рь в честь Вознесения Господня
Рака с частицей мощей прп.Паисия Величковского. Нямецкий мон-рь, Румыния.
Скит Ильи пророка, основанный прп.Паисием на Афоне
Секулский мон-рь в честь Иоанна Предтечи, в к-ром подвизался прп.Паисий Величковский

 
Август 2017
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

9 июля 2017 г. (воскресенье), в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в центральном монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» литургия будет совершена ночью (часы в 23.45, литургия в полночь)

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

9 августа 2017 г. в женском монастыре «Всецарица» в 15-й раз торжественно отметили праздник великомученика и целителя Пантелеимона.

Один день в Благовещенском храме

Предстоятель Русской Церкви осмотрел модели памятников Патриархам Московским и всея Руси

В Калужской епархии организовали летний инклюзивный отдых для детей с особенностями развития

В Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная 125-летию Выборгской епархии

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.