Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества









Россия. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь.

Высоцкий монастырь

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души.

В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося "Высокое".
В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: "... любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших..."

Высоцкий монастырь
Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь и поныне занимает пологий холм, возвышающийся над окружающейся местностью к югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, "видевших праотцев наших", близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.
Монастырь насчитывает более 20 насельников — монахов и послушников. Настоятель обители — игумен Кирилл. Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением и акафистом у Чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие и многие приезжающие в монастырь отмечают особенную молитвенную настроенность в стенах обители, стремление к покаянию и очищению, душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы.


Основание Высоцкого монастыря и первые настоятели

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь - один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим Игуменом земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий старший, Афанасий Высоцкий младший и Никита Серпуховский, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) - славного героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского.
Преподобный Сергий Радонежский
Летом 1373 года золотоордынские полки Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество. Разгром Рязани напомнил русским людям о страшном нашествии Батыя. Возникла спешная необходимость усиления обороны и в первую очередь прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское в отчине князя Владимира Андреевича. Место древнего поселения было обнесено дубовыми стенами, а в версте к югу, рядом с полноводной Окой, «христолюбивый князь Володимир Андреевич» решил воздвигнуть монастырь, который в случае вражеского нападения мог бы служить предградием, а в дни мира украшал и хранил бы новый русский град молитвой, - «бяше бо князь любяй монастри и честь велику въздая мнишьскому чину».
В уделе князя Владимира Андреевича в радонежских лесах с 1337 года подвизался великий молитвенник земли Русской преподобный Сергий. Боголюбивый князь был его духовным чадом и часто посещал знаменитую Свято-Троицкую обитель. Пожелав воздвигнуть монастырь, Владимир Андреевич обратился к блаженному Старцу с просьбой посетить Серпухов, выбрать место, благословить строительство и назначить настоятеля из числа своих учеников. По заснеженным дорогам, пешком, пришел преподобный Сергий из Радонежа в Серпухов в сопровождении любимого ученика Афанасия. С великой радостью встретил князь святых подвижников. Место будущей обители избрали в версте от города, на возвышении, которое носило название "Высокое" и находилось на берегу Нары, неподалеку от впадения ее в Оку. Князь выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Ее Зачатию праведной Анной, «дабы славилось имя Божие и Пресвятой Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе». Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом место, стал на колени, воздел к небу руки и произнес молитву на основание обители, и ныне возносимую ежедневно братией монастыря. Руководство обители Преподобный поручил ученику своему Афанасию. Так, 2 декабря 1373 года под Серпуховом «на Высоком» был основан монастырь, который по месту его расположения стал именоваться Высоцким.
Преподобный Афанасий Высоцкий старший
Преподобный Афанасий Высоцкий старший ревностно принялся за устроение монастыря с помощью благочестивого князя Владимира Андреевича, не жалевшего средств на строительство. Число насельников постепенно росло. Среди них преподобный Афанасий скоро обрел достойных учеников, просиявших впоследствии святостью своей жизни: преподобных Никона Радонежского (см. икону) и Афанасия Высоцкого младшего. Еще будучи насельником радонежской Свято-Троицкой обители блаженного Сергия преподобный Афанасий старший стяжал себе славу ученого мужа и хорошего книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татаро-монгольского пленения преемственности Византийской культуры. Это направление общественного служения, став настоятелем, он особо развивал в своей Высоцкой обители, благодаря чему она скоро приобрела значение центра Византизма на Руси.
8 (21) сентября 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за проявленную доблесть Храбрым и Донским. По возвращении благоверный князь в стенах Высоцкой обители захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной.


Князь Владимир Андреевич (Храбрый)
Весной 1381 года монастырь вновь посетил преподобный Сергий. Он сопровождал святителя Киприана (см. фреску), прибывшего на Высокое для освящения Зачатьевского собора и каменной церкви-трапезной в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Встреча игумена Афанасия и митрополита Киприана на долгие годы связала святых мужей узами духовной дружбы. В 1387 году преподобный Афанасий по благословению преподобного Сергия вместе со святителем Киприаном отбыл в Царьград с целью списывания богослужебных книг для Русской Церкви, имевшей в том особую потребность после монгольского разорения. Вместе с учениками он создал книгописную мастерскую, где работал над переводами святоотеческих творений. Венцом трудов преподобного Афанасия Высоцкого старшего стал богослужебный Устав «Око церковное», в основу которого лег Иерусалимский богослужебный Устав, переведенный с греческого, обработанный и дополненный им в 1401 году. Ради этого труда он отказался от возвращения на Родину, завершив свой земной путь в Царьграде. «Око церковное» явился основой богослужебного Устава, которым и по сей день руководствуется Русская Православная Церковь.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. В 1375 году двенадцатилетним отроком пришел он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни. Под руководством любимого учителя преподобного Афанасия старшего он прошел многолетнюю школу монашеского послушания и в 1387 году принял от него настоятельство. При преподобном Афанасии младшем монастырь продолжал процветать, сохраняя прежние традиции, уклад жизни и связь с византийской культурой. Для братии второй игумен являлся примером добродетельного иноческого жития: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив».
Преподобный Никита
Преподобный Афанасий Высоцкий младший
Несмотря на множественные попечения и хозяйственные заботы игумен Афанасий постоянно пребывал в аскетическом подвиге, и еще при жизни «благодать великих чудес от Господа» прияв, почитался братией как чудотворец. Преставился угодник Божий в возрасте 33 лет от «старческого изнеможения» вследствие тяжелых иноческих подвигов. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. И по сей день его святые мощи несут благодатные исцеления людям. В 1571 году во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители (см. икону). С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.
По смерти преподобного Афанасия младшего настоятельство обители на Высоком в 1395 году перешло к третьему святому игумену преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия. Преподобный Никита успешно управлял монастырем в течение девятнадцати лет и, по упоминанию преподобного Иосифа Волоцкого, имел сан архимандрита, который в те времена усваивали настоятели только наиболее значительных монастырей. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом неослабеваемом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едыгея в 1408 году настоятельские попечения преподобного Никиты умножились, и подвижническая жизнь стала еще более напряженной. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, вероятно, в качестве духовника. Здесь у него в послушании и под духовным руководством, с прилежанием служа и научаясь образу всякой добродетели, в течение семи лет пребывал молодой инок Пафнутий - преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.На протяжении столетий память о святом Никите благовейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря.
Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.


История Высоцкого монастыря в XV — XIX веках

Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, Серпухов часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов земли Русской. Под Серпуховом устраивались сборы войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы. Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим Царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». От именитых лиц «на Высокое» часто поступали крупные денежные вклады, передавались вотчины с пашнями и лесами, жертвовались редкие в то время богослужебные книги, сосуды, облачения и проч. В XVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.
Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению Царю Иоанну Грозному, который находился в это время с опричниной в Серпухове, пришлось спешно отойти. Отряды агарян прошли по городу огнем и мечем, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути. Монастырь на Высоком, как и вся округа, был разграблен и сожжен.
Вскоре наступило «смутное время» междуцарствия, во время которого Высоцкая обитель вновь претерпела много бедствий от господствующего всюду произвола и грабежей.
С воцарением на Русском Престоле Михаила Федоровича Романова для всей страны настало время благоденствия. В монастырь снова стали поступать вклады от благочестивых людей. Особенно значительными они были в 20 - 40 годы XVII века. Время правления Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича явилось для древней обители благоприятной порой возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле, и особенно от царицы Наталии Кирилловны, матери Императора Петра I. К концу XVII века на средства Нарышкиных и прочих вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 70-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.
К середине XVIII века Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека.
Со второй половины XVIII столетия, при введении Императрицей Екатериной II штатов для монастырей, благосостояние обители стало падать. По Указу 1764 года о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату и на пожертвования.
С начала XIX века благосостояние обители вновь стало расти: реставрировались старые храмы, строились новые. Поток паломников увеличился. Около 1840 года была сооружена трехъярусная колокольня (взамен старой, рухнувшей от времени), во втором ярусе которой расположился храм во имя трех Святителей и Учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил митрополит Московский Филарет (Дроздов).
В 1872 году была расширена Покровская церковь за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой разобрали. Следующая реставрация Покровского храма была осуществлена в 1902 году на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), являвшегося с 1904 по 1906 годы епископом Серпуховским, впоследствии архиепископом Вологодским.
В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия младшего был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных.
В 1896 году на средства фабриканта Н. Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р. И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех Святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.
В монастыре имелась богатейшая ризница, располагавшаяся в Зачатьевском соборе над Никольским храмом. Среди прочего там хранились две ризы, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, покровцы и пелена, вышитые старинной русской вышивкой (XVII век), более 20 напрестольных крестов - серебряных, вызолоченных, резных кипарисных и др.; различная церковная утварь, митры. В обители было множество замечательных икон. Среди них выделялись семь икон знаменитого Высоцкого чина византийского письма, присланные из Константинополя в 1395 году преподобным Афанасием Высоцким старшим для иконостаса собора. Ныне шесть из них находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее.
К началу XX века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроеннейших обителей нашего отечества.
С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В ноябре 1918 года обитель заняла 4 рота 5-го Земгальского Латышского стрелкового полка. Около года под древними стенами каратели вели расстрелы заподозренных в дезертирстве. После их ухода часть монастыря отошла под губернский концентрационный лагерь.
В эти годы Высоцкая обитель становится как бы зримой линией фронта беспощадной войны темных сатанинских сил против русского православного мироустройства. Но управляемая Божественною благодатью братия монастыря во главе с настоятелем архимандритом Пантелеимоном неотступно продолжала свои молитвенные труды, твердо сохраняя традиционный монашеский уклад жизни и ежедневный церковно-служебный строй. Как награда за терпение стало для братии и прихожан посещение монастыря святейшим Патриархом Тихоном летом 1924 года.
В 1928 году власти закрыли Высоцкий монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 году монастырь полностью прекратил свою деятельность. На его месте в стенах архитектурного ансамбля хозяева новой безбожной жизни организовали типичное для бывших монастырей использование. В течение полувека в разные периоды здесь размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для домашнего скота. В это же время было разрушено три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс стремительно ветшал, и в нем были начаты реставрационные работы, в ходе которых в 1967 году был снесен «как не имеющий исторической и культурной ценности» прекрасный храм в честь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (в настоящее время на его месте выстроено крытое крыльцо в древнерусском стиле с маковкой и крестом).
25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Настоятелем был поставлен архимандрит Иосиф (Балабанов). Торжественное открытие монастыря совершилось в среду Светлой Седмицы 1991 года, на День памяти преподобного Афанасия младшего. Первые службы проходили в маленькой надвратной церкви во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С этого времени возобновилась молитвенная и трудовая жизнь Высоцкого монастыря, его внешнее и внутреннее духовное созидание.
В 1991 году единственной церковью, которую возможно было приготовить к зиме для совершения богослужений, оказался Никольский храм. Основанный в XVI веке он служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители. В годы советской власти в храме располагалась пилорама, и он был совершенно обезображен.
11 августа 1991 года в день Рождества святителя и чудотворца Николая после проведения необходимых работ состоялось великое освящение. В настоящее время по воскресным дням в храме служатся молебны.
В 1992 году началась кропотливая работа по восстановлению Покровского храма, пришедшего к этому времени в аварийное состояние. 9 июля 1993 года было совершено освящение придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 года главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этом же году 24 сентября состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего.
Визит Святейшего Патриарха Алексия II в Высоцкий монастырь
25 сентября 1995 года, в день 600-летия со дня преставления преподобного Афанасия Высоцкого младшего, монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II.
В начале 1996 года открылись восстановительные работы в Сергиевском храме, а уже 6 сентября того же года в день празднования явления Божией Матери преподобному Сергию состоялось освящение этого маленького и необычайно радостного храма.
В 1998 году во вновь отреставрированном корпусе была освящена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
С 2001 года начались восстановительные работы в храме во имя «Всех святых». В послереволюционное время могилы в его усыпальнице были вскрыты, разграблены и осквернены, некогда красивейший храм превратился в развалины. И еще в двух храмах в настоящее время ведутся реставрационные работы. Оба они расположены в северной части Зачатьевского собора: в конце верхней галереи - придельная церковь Рождества Богородицы и внизу, под ней, маленький храм во имя преподобного Афанасия Афонского.
Заступничеством Пречистой Богородицы и по молитвам преподобного Афанасия обреченная богоборцами XX столетия на полное разорение обитель на Высоком возвращается к прежнему благолепию. Жизнь монастыря многогранна, но главная ее цель - спасение души и духовная помощь нуждающимся. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужения с обязательным по окончании литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Немногочисленная братия монастыря, управляемая с 1998 года настоятелем игуменом Кириллом (Костиковым), несет нелегкий молитвенный труд, участвует в реставрационных работах, заботится о чистоте и благолепии монастыря и его храмов, ведет хозяйство обители, принимает паломников.
Молитвенная лампада, вознесенная «на Высоком» в XIV веке святыми руками Преподобного Сергия, продолжает наполнять мир светом православной веры.


Храмы Высоцкого монастыря

Самым первым храмом обители была деревянная церковь, заложенная преподобными Сергием и Афанасием и князем Владимиром Андреевичем во имя Пресвятой Богоматери, честного Ее Зачатия праведной Анной. Церковь эта находилась на месте нынешнего Никольского храма. В 1380 году произошла Куликовская битва, которая положила начало освобождению Руси от татарского ига. Князя Димитрия Донского и его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского благословил на эту великую битву их духовный наставник — Преподобный Сергий Радонежский. Во время самой битвы князь Владимир командовал засадным полком, который состоял из серпуховичей. На Куликовом поле русские войска наголову разгромили войско Мамая. Павшие воины Серпуховского ополчения были погребены в братской могиле в стенах Высоцкой обители.
Возвратившись в свою вотчину, князь Владимир Андреевич, прозванный за эту битву Храбрым и Донским, пожелал возблагодарить Бога за дарованную Им еще неслыханную на Руси столь славную победу над страшным и сильным неприятелем. В основанной им любимой Высоцкой обители над братской могилой убиенных воинов он строит величественный и дивный каменный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной. Вот почему соборный храм Высоцкого монастыря представляет собой один из замечательных исторических памятников нашего отечества — памятник, воздвигнутый непосредственно самим доблестным победителем в память великой Куликовской битвы, чтобы через многие века сохранить память о том радостном великом событии, которое переживала тогда, ликуя и славя милость Божию, вся многострадальная Русская земля. Этот храм, претерпев некоторые переделки, сохранил в основных своих формах все данные, подтверждающие, что он — тот же подлинный храм, который некогда воздвиг герой Куликовской битвы. Собор имеет вид правильного квадрата. К его восточной стороне примыкает граненая алтарная апсида, свидетельствующая о несомненной древности, а вокруг идет крытая каменная галерея на массивных столбах. Собор в основных своих формах хранит характер зодчества XIV века. Правильность квадратов внешних частей этого храма, внутреннее устройство сводов, наличники его дверей и общий характер зодчества — все это дало возможность компетентному ученому-византологу академику Никодиму Павловичу Кондакову признать этот храм за памятник зодчества XIV века, то есть современный Димитрию Донскому. Однако в некоторых отдельных частях во внешнем его виде произошли значительные перемены — пять шлемовидных куполов заменены на луковичные главы, устроена железная кровля с прямыми скатами, расширены окна. По-видимому, собор со времени своего основания многократно возобновлялся и перестраивался, пока не принял современного вида.
В 1380 году был заложен и другой храм — во имя Покрова Божией Матери — с обширной трапезой. В 1381 году оба храма — соборный и трапезный — были освящены Митрополитом Московским и всея Руси Киприаном. На освящение прибыл из своей обители и Преподобный Сергий Радонежский.
При частых обновлениях Покровского храма его наружный вид значительно уклонился от первоначального. Об облике первоначального каменного Покровского храма ничего не известно. Он простоял почти два столетия, постепенно ветшая и страдая от пожаров при неоднократных разорениях монастыря врагами. От этого здания доныне сохранился только белокаменный подвал под восточной частью существующего храма.
После пожара и разрушения в 1571 году возникла настоятельная необходимость в реконструкции пострадавших строений обители. В это время возводится из кирпича и новое здание трапезной с Покровской церковью на высоком подклете, в котором расположились житница, теплый погреб, хлебня, кузница. Здание представляло из себя большую одностолпную палату, к которой с севера примыкали служебные помещения, а с востока — безапсидный храм с шатровым завершением. С Зачатьевским собором трапезную соединяла тогда же выстроенная галерея. В таком виде храм просуществовал около столетия. В конце XVII столетия Покровский храм вновь подвергся коренной перестройке — в 1697 году от Нарышкиных в их излюбленный монастырь поступили значительные вклады на строительство и украшение храмов. Ктиторами этого третьего по счету каменного Покровского храма были и другие знатные лица — такие, как, например, царский спальник князь Феодор Васильевич Засекин. В облике этого храма отразились характерные черты архитектурного стиля московского барокко. Высокий четверик храма увенчивался рядом декоративных кокошников и одной главой на граненом барабане. Окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Барабан главы и фасады церкви украшались полихромными изразцами. Среди них выделялись изразцы с изображением Российского государственного герба — двуглавыми орлами. Они напоминали о том, что с южной стороны Покровского храма располагались палаты, в которых останавливались все Великие князья и Цари вплоть до Царя Алексея Михайловича.
В начале XIX столетия Покровский храм приобрел черты классицизма — фронтоны и купол. В 1872 году храм был расширен за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой было разобрано. В 1902 году была осуществлена реставрация храма на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), с 1904 по 1906 годы епископа Серпуховского, впоследствии архиепископа Вологодского.
Ко времени передачи монастыря Православной Церкви в 1991 году Покровский храм пришел в аварийное состояние. Купол был снесен, западная часть храма сгорела, в стенах зияли огромные пробоины, крыша едва прикрывалась листами ветхого железа, штукатурка снаружи и внутри осыпалась, пол был выломан, в стенах виднелись многочисленные трещины. В 1992 году была начата кропотливая работа по восстановлению храма. Сегодня уже ничего не напоминает о былом поругании. 9 июля 1993 года было совершено освящение придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 года — главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Поскольку в Зачатьевском соборе службы совершались лишь в летнее время, Покровский храм всегда служил соборным храмом обители. В настоящее время именно в нем совершаются все уставные монастырские Богослужения. Перед чтимыми святынями обители в этом храме день и ночь неугасимо горят четыре лампады, проливая благодатный свет в души приходящих сюда.
Есть в обители и храм, посвященный Преподобному Сергию. Он расположен с южной стороны Зачатьевского собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь. Основанием его служит храм во имя небесного покровителя Серпухова — святителя Христова Николая, во втором этаже здания расположена соборная ризница, над ней — церковь во имя Преподобного Сергия. Внешняя реставрация здания произведена в 1991 году.
Иконостас Сергиевского храма
Сергиевская церковь существовала уже в конце XVI в. Во вкладной книге монастыря упоминается, что в 1618 году архимандрит Иосиф жертвовал деньги на ремонт Сергиевского храма, пострадавшего в разрушительное и бедственное время междуцарствия. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. В нем сохранялся иконостас XVIII в. Царские врата являлись одним из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII в. Мерзость запустения коснулась и этого храма. Из его внутреннего убранства ничего не сохранилось. Реконструкция интерьера Сергиевского храма была начата зимой 1996 года. Храм был вновь оштукатурен, заменены оконные рамы и двери, настелены дубовые паркетные полы. Изящная резьба трехъярусного иконостаса и настенных киотов выполнена выпускниками Абрамцевского художественного училища в стиле XVI века. Особенно великолепно тончайшее кружево Царских врат. Иконы иконостаса и чудная настенная живопись воспроизведены в древнерусском стиле художником-реставратором 1 категории В. В. Артемьевым. В куполе храма изображение Святой Троицы и трех евангельских событий — искушения Христа в пустыне, умовения ног и моления о чаше. Они напоминают о необходимости неустанной борьбы с искушениями, непрестанной молитвы, смирения и послушания. Ниже — жизнь Преподобного Сергия, образец монашеских трудов и подвигов. На горнем месте находится старинная чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Она особенно чтилась в одном из ныне уничтоженных подмосковных храмов, по просьбам верующих ее носили с Крестными ходами по окрестным селениям. В храм Преподобного Сергия с галереи собора ведет узкая крутая лестница, он совсем маленький и необычайно радостный и теплый. Его освящение состоялось 6 сентября 1996 года, в день празднования явления Божией Матери Преподобному Сергию. Освящение совершалось ночью, в присутствии только братии, так как храм не мог вместить богомольцев. Необычность священнодействия, ночной Крестный ход со святым Антиминсом под звон колоколов «во вся», переживание духовной радости живо напомнили Пасху. В дни, связанные с памятью Преподобного Сергия (18 июля, 6 сентября, 8 и 20 октября) в этом храме совершается ранняя Литургия.
Внутри Никольского храма
Восстановлен и Никольский храм. 18 июня 1997 года совершилось его малое освящение. Основанный в XVI в. Никольский храм служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители, в числе которых был и род Нарышкиных. 26 января 1734 года у северной стены в храме был погребен государственный канцлер граф Гавриил Иванович Головкин (1660-1734), родственник царицы Наталии Кирилловны, матери императора Петра I. Последняя реставрация храма была произведена в 1873 году на средства гг. Шибаевых. К этому времени относится и сохранившаяся масляная живопись, изображающая жизнь и чудеса святителя Христова Николая. Ко времени открытия монастыря в храме располагалась пилорама. Он был настолько обезображен, что трудно было догадаться, что когда-то здесь был храм. Но в 1991 году это был единственный храм, который возможно было приготовить к зиме для совершения богослужений. Наскоро были произведены необходимые работы, расчищена замазанная известью живопись, из старых икон, пожертвованных монастырю, собран иконостас и 11 августа 1991 года в день Рождества святителя и чудотворца Николая Преосвященным епископом Можайским Григорием было совершено великое освящение храма. В 1996 году в храм проведено отопление. Зимой 1997 года начат капитальный ремонт. Заново перештукатурена северная часть храма, вновь настелен пол из итальянской плитки, стены храма украсили инкрустированные панели, живопись 1873 года отреставрирована, а утраченная часть написана вновь. Храм украшают небольшие иконы в старинных киотах, среди которых выделяется древний резной образ святителя Николая XIV века. Невысокий сводчатый Никольский храм невелик и по-домашнему уютен.

Трехсвятительский храм
Современная трехъярусная колокольня в обители была сооружена около 1840 года взамен старой, которая пришла в ветхость и рухнула, к счастью, никого не задев. Вскоре затем во втором ее ярусе был устроен храм во имя Трех Великих святителей и Вселенских Учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Освящен он был в 1843 году святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Трехсвятительский храм был первым храмом, в котором начались ежедневные богослужения в 1991 году во вновь открытой обители. В настоящее время в нем проходит Исповедь во время больших праздников.
На колокольне до закрытия монастыря в 1931 году было 14 колоколов, самый большой весил 721 пуд, и башенные часы с циферблатами на четыре стороны. Все колокола богоборцами были сняты, и только в 1995 году удалось вернуть 5 из них. Установили и новые часы, которые каждые четверть часа оглашают округу своим мелодичным перезвоном.
С северной стороны Зачатьевского собора, в самом конце галереи находится маленький придельный храм Рождества Богородицы. Храм этот, неизвестно когда и кем устроенный, существовал уже в конце XVI века. В храме был золоченый резной иконостас с иконописью XVI века. В советское время внутренний интерьер храма был полностью уничтожен. В настоящее время храм находится на реставрации.

Храм во имя Всех святых
С восточной стороны монастыря за стеной расположен храм во имя Всех святых. Построен он в 1896 году архитектором Р. И. Клейном на средства Н. Н. Коншина. Стиль его зодчества византийский. Тяжелый каменный пирамидальный верх этой церкви заканчивался массивным каменным же крестом. Нижняя часть храма была облицована красным камнем и имела вид открытой галереи с лестницей на два входа, вся наружная часть была выложена серым камнем. Нижний этаж был занят семейной усыпальницей храмоздателя, а верхний — церковью. Иконостас был мраморным, выполненным в византийском стиле, Царские Врата были бронзовыми. Настенная живопись выполнялась известным живописцем Копьевым, иконы в иконостасе — не менее известным М. Дикаревым. Сейчас этот когда-то красивейший храм находится почти в разрушенном виде, все могилы в усыпальнице вскрыты, разграблены и осквернены.
В Высоцком монастыре был еще один храм — церковь во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. Находился он между Зачатьевским собором и Покровским храмом над местом погребения преподобного Афанасия Высоцкого (Младшего). Первый храм на этом месте вместо часовни был построен в 1697 году на средства бояр Нарышкиных. В 1878 году при настоятеле архимандрите Мелетии I в память 500-летия основания обители вместо этого пришедшего в ветхость деревянного храма был выстроен новый. Он имел вид большого шатра и был соединен с Зачатьевским и Покровским храмами внутренними переходами. Внутри храма была резная деревянная сень над ракой преподобного Афанасия Высоцкого (Младшего), резной иконостас в русско-византийском стиле. Снаружи, по бокам входной двери, на стене была выбита надпись с историей основания Высоцкого монастыря. К сожалению, во время реставрации монастыря в 1967 году этот замечательный храм был разрушен до основания, «как не имеющий исторической и художественной ценности». В настоящее время на месте храма выстроено крытое крыльцо в русском стиле с маковкой и крестом.


Чудотворные иконы и списки с чудотворных икон:

Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Икона святого великомученика Георгия Победоносца
Икона преподобного Сергия Радонежского с крышки раки его мощей
Икона "Никола Можайский"
Икона Божией Матери "Взыскание погибших"
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Икона Божией Матери "Иверская"
Икона Божией Матери "Скоропослушница"


В настоящее время по Божией милости в Высоцкой обители собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который находится в Покровском храме. В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен чудесами исцелений от страсти винопития, наркомании и табакокурения, о которых красноречиво свидетельствуют многочисленные украшения, пожертвованные верующими, специальная книга с описаниями случаев исцелений от иконы, множество писем, приходящих в монастырь ежедневно.
В Покровском храме почивают мощи преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (Младшего), второго игумена монастыря, которые обретены были в 1994 году и прославлены многими чудесами исцелений и благодатной помощи. В обители собрано более 200 частиц мощей различных угодников Божиих, прославленных от первых веков христианства до новомучеников Российских. Наиболее крупные части мощей хранятся в алтаре храма в особых ковчегах, среди которых выделяется серебряный ковчег в форме митры с частью мощей Преподобного Сергия Радонежского — их передал в обитель 8 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Среди множества икон, украшающих храмы, особо чтятся верующими чудотворный образ Святого Великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV века, который всегда брало в поход Серпуховское ополчение — если городу грозила опасность нашествия неприятеля, незажженная свеча у этого образа самовозгоралась; храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы московской школы XVII века; иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Утоли моя печали» Корсунская, образ Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, которые писаны в прошлом веке на святой горе Афон; чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших»; чудотворная икона Николы Можайского XIV века; образ Преподобного Сергия Радонежского — крышка раки с его мощами; икона преподобного Серафима Саровского с частицей от рубашки, пропитанной его кровью, когда святой был избиваем разбойниками и другие иконы. Почти все они старого письма, у каждой из них своя история, некоторые прославились чудесами.
С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, частицы Гвоздя Распятия Христова, Пояса Пресвятой Богородицы, который она носила при жизни, части Дуба Мамврийского, камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим Саровский, Древа куста Неопалимой Купины со святой горы Синай, епитрахиль св. праведного Иоанна Кронштадского и другие святыни.


Мощи преподобного Афанасия Высоцкого Младшего

Рака с мощами преподобного Афанасия Высоцкого Младшего
24 сентября 1994 года, в канун памяти преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, в Серпуховском Высоцком мужском монастыре совершилось знаменательное событие - обретение святых мощей сего Угодника Божия.
В 1396 г. над могилой преподобного Афанасия была сооружена часовня, а в 1697 г. на средства Нарышкиных выстроена небольшая церковь. В 1878 г. эта пришедшая в ветхость церковь была разобрана, и в память 500-летия основания обители воздвигнут обширный храм, посреди которого находилась рака с сенью над гробом преподобного. В 1967 г. эта церковь была снесена реставраторами как "сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности".
Летом 1985 г. трестом "Мособлстройреставрация" были произведены археологические раскопки по установке места первоначального нахождения западной соборной лестницы с целью ее восстановления. Во время этих работ, на месте бывшего храма было обнаружено единственное древнее погребение - находилось оно в периметре фундамента, оставшегося от первоначальной лестницы собора. Культурный слой оказался неповрежденным. Останки покоились в местами истлевшей дубовой долбленой колоде антроповидной формы. Для их осмотра был вызван специалист-заведующая отделом археологии музеев "Московский Кремль" Т. Д. Панова. Погребение оставили нетронутым и присыпали землей. В 1988 г. приступили к строительству лестницы.
Весной 1991 г. в Высоцком монастыре возродилась монашеская жизнь и в часовне, образовавшейся под лестницей над местом погребения преподобного Афанасия было установлено надгробие, выполненное из огромного куска красного дерева.
24 августа 1994 года Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил совершить вскрытие мощей преподобного Афанасия. Работы по открытию мощей Угодника Божия по благословению Владыки возглавил старший научный сотрудник института Всеобщей истории Российской Академии Наук, кандидат исторических наук С. А. Беляев. Любезно согласилась принять участие в них и заведующая археологическим отделом музея-заповедника "Московский Кремль" кандидат исторических наук Т. Д. Панова.
Вечером 22 сентября братия обители во главе с настоятелем архимандритом Иосифом совершили у гроба преподобного Афанасия молебен с Акафистом и вынесли из часовни надгробие.
Утром 23 сентября после молебна Угоднику Божию при непрерывном чтении псалтырей был вскрыт кирпичный пол, под которым оказался почти метровый слой строительного мусора, а затем еще более метра земли, перемешанной с камнем, битым стеклом, обломками облицовочных плит. Работа шла крайне трудно. В час ночи в юго-западной части раскопа показался светлый мелкозернистый песок - нетронутый материк. Решено очистить до материка все дно раскопа. Чтец начал 17 кафизму: "Блаженни непорочнии в путь...", - и вдруг, раздались голоса братии: "Погребение". Честные останки преподобного Афанасия оказались потревоженными, но они все же сохранились!
24 сентября святые мощи преподобного Афанасия были по чину омыты, облачены в схимнические одежды и переложены в новый гроб. Наступил канун дня памяти преподобного. В обители было совершено всенощное бдение, после которого братия и богомольцы совершили молитву у места многовекового покоя Угодника Божия.
Рано утром 25 сентября у святых мощей преподобного был совершен молебен с Акафистом, а в 9 часов 30 минут утра обитель встречала Преосвященного Епископа Можайского Григория, викария Московской Епархии. После облачения в храме Владыка, с сонмом духовенства с молебным пением торжественно перенес святые мощи в Покровский храм обители, после чего была совершена Божественная Литургия. По окончании Литургии и праздничного молебна у святых мощей преподобного Афанасия, Владыка Григорий обратился к братии обители и богомольцам с прочувствованным словом, в котором отметил духовное значение совершившегося события.
Святые мощи преподобного Афанасия отныне покоятся в Покровском храме Высоцкой обители. Каждую пятницу по окончании вечернего Богослужения перед ними совершается молебен с Акафистом преподобному.

Икона Богородицы "Неупиваемая чаша"

Серпухов. Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными.

На протяжении многих лет образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша", находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный. В конце ХХ века Высоцкий монастырь стал местом возрождения почитания дотоле почти забытого образа Богородицы, который в наши дни приобрел всероссийское почитание и стал известен во всем православном мире.

Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928-1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нем было написано, что он восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери "Неупиваемая Чаша", которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Почитание Серпуховской святыни возобновилось в 80-х годах ХХ века. Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение "Неупиваемой Чаше" в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. "И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая" (Акафист, 12 кондак). Так Матерь Божия во второй раз явила Себя миру в то самое время, когда общество особо нуждается в помощи и заступлении образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", ранее существовавший в нескольких различных рукописях. Среди верующих этот акафист пользуется особенной любовью и является наверно одним из самых читаемых православными людьми.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", находящейся в Высоцком монастыре. Эти случаи люди записывают в специальной книге, которая ведется в обители, или сообщают о них в письмах, делясь своею радостью. Помощь получали не только православные люди, но также и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богоматерь являла им истинность Православия.

Как некогда старец Варлаам в XIX веке, явившийся спившемуся отставному солдату, побуждал его идти в обитель к иконе "Неупиваемая Чаша", так и в наши дни известны случаи чудесных явлений угодников Божиих, Пресвятой Богородицы и Самого Господа Иисуса Христа, призывающих страдальцев ехать в Серпухов в Высоцкий монастырь к чудотворной иконе. Удивительно то, что некоторые из этих людей ничего не знали ни об иконе, ни о монастыре, ни о городе Серпухове.

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

Чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в 19 веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.
Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.
Бесчисленные паломники посещают святую обитель, и братия монастыря, несмотря на свои скромные возможности, старается принять и дать приют всем желающим. Особенно много богомольцев собирается на молебны по воскресным дням. Самое торжественное богослужение пред иконой Небесной Заступницы совершается в день ее празднования — 18 мая (по новому стилю).
Кто не может приехать к чудотворной иконе, высылает письма и телеграммы с просьбами отслужить молебны за близких и родных. Братия монастыря, с любовию исполняя эти просьбы, старается по возможности каждому дать хотя бы краткий ответ.
Списки с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах. И укрепляются богодарованной милостью спасительной надежды отчаявшиеся и безнадежные, "видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений." (Акафист, Икос 5)
Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Празднование иконе «Неупиваемая Чаша» совершается 5/18 мая.

Источник: Высоцкий монастырь


 
Сентябрь 2020
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

На подворье монастыря «Всецарица» с 28 июля 2020 временно прекращается прием паломнических групп с экскурсиями, обедом и ночлегом

Заказать требы в нашей городской обители можно в разделе сайта «Заказать требы».

Монастырю требуются певчие православного вероисповедания в женский хор. Стиль пения – византия. Требования: наличие музыкального образования, чтение богослужебных текстов, знание церковного устава, чистая интонация

Сентябрь в монастырском дворике

21 сентября – Двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, первый из великих праздников в церковном году

В Общецерковной аспирантуре начался онлайн-семинар «Эффективная организация работы епархиального отдела по взаимодействию с казачеством»

Санкт-Петербургская духовная академия переходит на дистанционную форму обучения

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации совершил Литургию в домовом храме телецентра «Останкино»

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.