Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Таинства

     Монастыри издревле считались в России оплотом Православия. В городе Краснодаре женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» как раз и является таким островком среди мирской суеты, яркой звездочкой среди тьмы безбожия. Придя сюда каждый человек может увидеть красоту православного богослужения и получить помощь, надежду и душевный покой.
     Святитель Киприан Карфагенский, великий отец и учитель Церкви 3 века утверждает, что вне Церкви нет жизни, а значит, нет спасения. Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Без Церкви не может быть истинного христианства, кто удаляется от Церкви, тот удаляется от Бога, от Христа. Иди в храм Господень, там ты услышишь Самого Христа. Диавол всеми силами и коварством старается увести человека от Церкви, цель у него одна отделить человека от Бога, т.е. его погубить, поэтому надо крепко держаться за Православную Церковь как за якорь спасения. Без Церкви человек вне спасительной благодати. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Благодать – это дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа, для спасения человека – христианина, благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели». Этот великий дар Божией благодати может получить всякий сознающий свою греховность через сердечную веру в Бога, посредством приобщения в Таинствам Церковным.
      В Православной церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причащение, брак, елеосвящение (соборование), священство.
      У нас в монастыре совершаются все семь таинств. Приходя к таинству, каждый человек должен осознавать ответственность и готовиться. Первое на что хотелось бы обратить внимание это внешний вид, прежде всего одежда. Человек должен быть опрятно и чисто одет. Недопустимо мужчинам приходить в храм в футболках с непонятными надписями, шортах; женщинам: в брюках («на женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье ибо мерзок пред Богом всякий делающий это» Второзаконие Гл.22 Ст. 5), коротких юбках, с ярким макияжем.
      Пред тем как зайти в храм следует выключить мобильный телефон, недопустимы разговоры в храме, свечи и записки лучше всего писать и ставить до или после богослужения, чтобы не отвлекать от молитвы себя и других.
      Вхождение человека в Церковь начинается с Таинства Крещения. Без крещения невозможно войти в жизнь вечную, в Царствие Божие. В Евангелии мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать – осужден будет». (Мк. 16,16) «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин. 3,5).

Крещение совершается один раз в жизни, подобно тому, как однажды человек рождается на свет от матери. С Таинством Крещения тесно соединяется Таинство Миропомазания. В таинстве Крещения человек рождается в новую жизнь духовную, а в Таинстве Миропомазания получает благодать к прохождению этой жизни.
Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещеному нельзя принимать Святое Причастие и другие Таинства.
Чтобы принять таинство Крещения необходима вера в Господа Иисуса Христа и сердечное покаяние в своих грехах.«…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…»(Деяния Гл.2. Ст.37.) Желательно так же ознакомиться со Священным Писанием Нового Завета, хотя бы с одним из Евангелий. Очень хорошо если приходящий будет знать начальные молитвы («Отче наш…», «Богородице Дево радуйся…» и «Символа веры»). Также необходимо твердое намерение жить церковной жизнью по заповедям Божиим. Ибо тот, кто не живет в Церкви, мало общается с ней, теряет живительную силу, лишается благодатной помощи и, постепенно увязая в грехе, умирает для духовной жизни.
     В водах св. Крещения омываются все грехи человека, но грехи загрязняют душу отдаляют от Бога. Поддерживают духовную благодатную жизнь Таинство Покаяния.




О ЗНАЧЕНИИ КРЕЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА
Интересную информацию о значении Крещения в жизни человека мы неожиданно нашли в сайте «Московские суворовцы» в разделе «Духовное укрепление». В ней Таинство Крещения сравнивается с принятием воинской присяги. Вот эта статья:
ПРИНЯЛ ПРИСЯГУ - ОТ НЕЕ НИ ШАГУ!


Если Вы уже принимали Военную Присягу или только собираетесь ее принять, тогда эта информация точно для Вас. Прочитайте до конца, а потом сами решите - как жить дальше...
Интересная штука получается - в нашей стране около 80% населения относят себя к православным христианам, но как дело доходит до исповедания веры, службы в храме или еще хуже - поста, молитвы и борьбы со страстями, тут начинается: «у меня вера своя», «крестили родители, а я тут ни при чем», «это все сказки», «там попы на мерседесах» и т.п.
Мы, московские суворовцы, не сильны в богословских терминах и проповедях, но попытаемся донести прописные истины сухим, местами жестким, военным языком.
В начале небольшая ремарка: в любом государстве строго соблюдается постулат - «не знание законов не освобождает от ответственности»...
Итак, в чем разница между военной Присягой и Крещением, службой Родине и Богу? Ответ - Никакой. Почему? - Объясняем.
Принимая военную Присягу, гражданин присягает на верность своему Отечеству, клянется защищать свой народ и Родину, строго выполнять требования воинских уставов и приказы командиров и начальников. После присяги гражданин становиться воином, отбрасывает вольности гражданской жизни, начинает учиться воинскому делу должным образом, целиком посвящая себя служению Отечеству.
В Таинстве Святого Крещения, человек нарекается воином Христовым, дает обет служения Богу и обязуется до конца своей жизни вести борьбу с духом зла, который в свою очередь не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха.
Воином Христовым становится всякий, принявший Святое Крещения, вне зависимости от пола и его возраста. До совершеннолетия ответственность воспитания и разъяснения «прав и обязанностей» новокрещенного воина возлагается на крестных родителей.
Для тех, кто не в курсе или подзабыл, напоминаем, наша Русская Православная Церковь - воинствующая, во главе ее стоит Господь и Царь наш Иисус Христос, и ведет она непримиримую войну с духами злобы поднебесной.
А теперь поговорим о боевой подготовке.
Если воин Российской армии не будет обучен и подготовлен должным образом к ведению боевых действий, то в первом же бою он будет убит, а если он еще и командир подразделения - то погубит весь личный состав.
Военнослужащий проходит боевую и политическую подготовку в воинской части, совершенствует на полевых занятиях и учениях, закрепляет в часы самоподготовки, а экзамены сдает уже в реальном бою.
Воин Христов проходит боевую духовную подготовку на службах в Храме, в поездках по святым местам, совершенствует постом, молитвой, утренним и вечерним правилом, закрепляет в таинствах покаяния, миропомазания и причащения, а экзамены сдает уже в реальном бою со своим грехами и страстями.
Если воин Российской армии, принявший присягу, отлынивает от боевой подготовки, сбегает из воинской части и не желает защищать свою Родину в бою, то он тогда кто? Правильно - Предатель.
А воин Христов, принявший Крещение, не занимающийся боевой духовной подготовкой в Храме Господнем, не соблюдающий постов, не читающий молитв, бегающий от святых таинств и не желающий воевать со своими грехами, он то кто? - Ответ теперь известен.
Военная Присяга и Таинство Крещения совершается только один раз в жизни.
Принявшему присягу не указываются на домашние проступки и не выполненные обещания, ему дается возможность возмужать и стать настоящим воином.
Крестившемуся даруется отпущение всех грехов, он как бы заново рождается и становление его как воина Христова зависит от него самого.
По словам и делам нашим все мы будем держать ответ перед Царем Небесным. Пока человек чего-то не знает, с него спрос поменьше, вроде не ведал что творил.
Но теперь Вы все знаете - решайте, как жить дальше...
https://www.mccvu.ru/news/dukhovnoe-ukreplenie/prinyal-prisyagu-ot-nee-ni-shagu/#title








Таинство Покаяния – исповедь перед свидетелем Бога – священником, возвращает чистоту и радость духа. Приходя к этому Таинству человек должен проанализировать свою жизнь сопоставив её с Евангельским учением, осознать свою греховность перед Богом, искренне раскаяться и начать новую жизнь в борьбе с грехом.
















Таинство Причащения – тайна Божия это Вершина духовной жизни христианина. Причащающийся вкушает Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Без Причастия невозможно наследовать жизнь вечную. Господь говорил: «верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий мою плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день.» (Евангелие от Иоанна. Гл.6.Ст.47-48; 53,54) Каждый должен духовно совершенствоваться: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфей. Гл.5 Ст.48) – говорит Господь в Евангелии. Чтобы совершенствоваться надо над собой непрерывно и много работать. В труде этом нам помогает благодать Святого Духа, которую мы должны стяжать через покаяние и Святое Причащение, через умение прощать и любить всех чистой христианской любовью. В Причащении происходит соединение человека со Христом, поэтому необходимо готовить себя к этой встрече, эта подготовка называется говение. Причащаться может только воцерковленный человек, т. е. человек, регулярно посещающий храм Божий и приступающий к Таинствам. Обычно перед Причастием необходим пост от трех до семи дней, пост должен быть на только телесный, но и духовный: это и посещение богослужений и исполнение особого молитвенного правила, которое называется «Последование ко Святому Причащению», также очищение совести в Таинстве Покаяния, подходя к Чаше Христовой необходимо со всеми примириться.










С покаянием и прощением грехов связанно и Таинство Елеосвящения(Соборование Помазание Святым Елеем, сопровождаемое молитвой, было усвоено святыми апостолами от Господа и передано Церкви. В соборном послании святого апостола Иакова читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. Гл5.Ст.14-15). Как видим, в Таинстве Елеосвящения испрашивается у Бога не только исцеление недугов, но и прощение грехов. Приступая к этому Таинству от человека также требуется особая подготовка, т. к. в нем мы испрашиваем у Бога прощение грехов, для этого необходимо чистосердечное покаяние и исповедь.

      Таким образом, духовное возрождение человека невозможно без участия в святых Таинствах. А Церковь, как любящая мать, заботясь о своих чадах, дает им всё необходимое для духовной жизни и спасения.










КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ И ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН

В Православном Катехизисе так написано о покаянии: «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».
Сила покаяния так велика, что она, по словам отцов Церкви, из грешных делает праведных. В таинстве покаяния врачуются духовные болезни человека, очищаются нечистоты души, и христианин, получив разрешение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Таинство покаяния называют «духовной врачебницей», потому что оно врачует духовные (а часто и телесные) раны и болезни. Грехи, влекущие человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор, обессилившие его волю, уничтожаются, и восстанавливается живая связь с Церковью и Господом Богом.
Многие из великих старцев называли покаяние, искреннюю исповедь одной из главных добродетелей, и завещали своим духовным чадам, как можно чаще прибегать к таинству покаяния, исповедоваться пред отцом духовным, просить у него советов и исполнять их.
Таинство покаяния состоит из двух основных действий: 1) исповедания перед священником своих грехов и 2) молитвенного прощения и разрешения их, произносимого священнослужителем.
Хотя исповедание грехов составляет только первую, предварительную, часть таинства, искреннее раскрытие своей души и выявление своих грехов очень важно.
Если говорим, что не имеем греха — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нас от всякой неправды (1 Ин. 1,8-9).
Исповедание грехов — то есть произнесение вслух — есть выражение внутреннего покаяния, его результат, его показатель. Что же такое само покаяние? Покаяние есть не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным, даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние (хотя все эти моменты должны входить в покаяние), но оно есть и желание исправления, твердое намерение и решимость бороться с дурными склонностями; это состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы со своими дурными склонностями.
Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевство.


Практические советы известных русских старцев о самоиспытании и подготовке к таинству покаяния

1. Уединись, оставь все заботы, сосредоточь рассеянный свой ум, сотвори молитву и попроси у Бога просвещения, чтобы вспомнить тебе все грехи свои, и, если сознаёшь, что память у тебя слаба, запиши их на бумаге.
2. Перед исповедью надо пересмотреть всю свою прежнюю жизнь с семилетнего возраста, припомнить и отыскать в себе забытые грехи, в которых не было принесено покаяние и в которых часто и таится причина душевной болезни.
3. Прежде всего от нас требуется осознать два великих наших греха и каяться в них: первый — это неблагодарность Богу за всё, что Он дает нам, а второй — отсутствие истинного страха Божия, благоговения перед Ним; а уж потом нужно каяться во всех других грехах, из этих двух проистекающих.
4. Для самоиспытания имей перед глазами десять заповедей Божиих и наблюдай, какую из них ты преступил; испытай хорошо свою совесть, в чем ты провинился умом, словом или делом, в чем ты согрешил перед Богом, перед ближним и самим собой.
5. Если у тебя есть вражда к кому-нибудь, прости его от всей души; если у тебя есть чужая вещь, возврати ее; если ты затронул чью-нибудь честь, исправь зло, которое ты сделал; болей, сокрушайся, вздыхай, плачь горько. И, ко всему этому, обвиняй себя. Устрани свои прежние грехи, твердо решись впредь их не допускать.
6. Пред исповедью храни молчание, чтобы удобнее было сознать свои грехи, прежде чем пойти к духовнику и с сокрушенным сердцем исповедаться — чистосердечно, без стыда, ибо тогда только объемлет душу мир и радость.

О записывании своих грехов

Некоторые известные духовники советовали при подготовке к исповеди составить письменный перечень соделанных прегрешений.
Но надо помнить, что приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы вспомнить и записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут видны ясно наши грехи. Исповедник должен принести на исповедь не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце. Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание — искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот грех — «окамененное нечувствие» — мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия. И всё же сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь.
«Недостаточно того: перечислил все грехи — и конец, и ничего не получилось, — говорил о письменной исповеди святой праведный Алексий Мечев, — а нужно, чтобы грех опротивел, чтобы всё это перегорело внутри, в сердце, когда начнешь вспоминать... И вот тогда-то уж грех нам будет противен, и мы уже не вернёмся к нему. А то тут же и опять за то же».

Как происходит таинство покаяния в храме

Исповедь совершается в храме вечером (во время или после вечернего богослужения) или утром, перед литургией. К началу исповеди нельзя опаздывать — перед исповедью священник читает особые молитвы чинопоследования покаяния (в народе эти молитвы называют «общая исповедь»), которые следует прослушать каждому желающему исповедоваться. Поэтому приходить в храм на исповедь следует за полчаса до начала богослужения.
Молитвы чинопоследования покаяния служат вступлением и подготовкой к личному покаянию. Священник, вспоминая о милости Божией к покаявшимся царям Давиду и Манассии, молит Бога принять покаяние ныне кающихся Его рабов. И в другой молитве, обращаясь ко Господу Иисусу Христу, Агнцу, «взёмлющему (берущему) грехи» всего мира, просит простить кающимся грехи, сделанные по своей воле, и невольные, ведомые и неведомые.
По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит...» Это обращение помогает пришедшему на исповедь осознать в этот последний момент важность и ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою. Священник здесь не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.
Вот как эта молитва звучит по-русски: «Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, и всё, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из неё неисцелённым!»
На этом кончается первая часть последования, и начинается исповедь перед священником каждого кающегося отдельно.

Что говорить на исповеди

Исповедание грехов, то есть называние своих прегрешений, духовных болезней и падений вслух перед священником, очень важно, потому что в нем преодолевается гордыня (главный источник грехов) и уныние безнадежности своего исправления и спасения. Выявление греха приближает уже к извержению его из себя.
Часто вместо исповеди грехов человек жалуется священнику на своих близких и на трудности жизни. Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна», или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными слабостей и грехов.
Опасно деление грехов на «тяжкие» и «лёгкие». Такие «лёгкие» грехи, как ложь (хотя бы и бескорыстная), похотливые помыслы, грубость при общении с людьми, развращают и порабощают душу, и бороться с ними, как правило, бывает труднее, чем с тяжкими. Можно привести известный святоотеческий образ: убрать груду мелких камней требует большего труда, чем передвинуть равный им по весу большой камень. Греховный образ жизни, превратившийся в норму, порочные привычки и склонности, на которые зачастую не обращают внимания, можно уподобить злокачественной опухоли, незаметной снаружи, но изо дня в день подтачивающей душу и отравляющей весь духовный организм человека.
Не надо бояться называть вещи своими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода — тяжелейшие грехи, нераскаянность в них лишает спасения, обрекает на вечные муки.
Грехи на исповеди называются вслух, членораздельно, сосредоточенно и так, чтобы в словах исповеди отражалось покаянное состояние духа и стремление как бы оторвать грех с его корнем и освободиться от него. «Бог хочет услышать грехи от нас не потому, что Сам не знает их, — писал преподобный Ефрем Сирин. — Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения». Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями.
Надо ли подробно рассказывать о грехах? На это старцы отвечают так:
«Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сора, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты, — советует преподобный Никон Оптинский. — Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи».
Старцы советовали быть особенно осторожными в открытии на исповеди блудных грехов и помыслов. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Надо поскорее засыпать, закрыть эту смердящую яму, а не копаться в ней. Блудные помыслы вам в грех не поставятся, если вы не услаждались ими. Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться. Если у вас своих сил нет бороться с помыслами, то призывайте Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять их».
Преподобный Оптинский старец Лев не советовал подробно исповедовать блудные помыслы и дела: «...Старцы знали великое милосердие Божие, нежелающее крайнего пристыждения нашего, потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда тебе диавол внушит их, и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда и старец, не очень твердый, не вывеет помыслы твои из уха своего сердечного».
Вот с каким чувством советовал исповедоваться преподобный Феофан Новоезерский: «Когда исповедуетесь, то просите единого Подателя благ: „Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих!" И когда священник скажет: „Прощаю и разрешаю!", то в самую сию минуту и на небеси прощено и разрешено».
Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху.
«Покаяться, с намерением опять приняться за грехи, — это смертный грех», — писал преподобный Феофан Новоезерский. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую; а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи, и в подробности, но затем опять за свое принимается».

Советы русских старцев об исповедании грехов

1. Подходя к исповеди, надо сознавать, что грешен, виноват именно я, и до мелочей рассмотреть со всех сторон свое согрешение, чтобы это опротивело, почувствовать благость Божию: Господь пролил за меня кровь, заботится обо мне, любит меня, готов, как мать, принять меня, обнимает меня, утешает, а я всё грешу и грешу (св. праведный Алексий Мечев).
2. Став перед духовником, надо особенно заботиться о том, чтобы исповедь была без ложного стыда и отговорок. Мы стыдимся явиться грешными и хотим в глазах мира казаться святыми. Даже объявив на исповеди свои грехи, мы тотчас стараемся представить их в измененном виде. Мы исповедуем, что провинились, но тотчас подыскиваем оправдания, и, вместо того чтобы обвинять себя, мы обвиняем других. «Знайте, любезнейшие, в чём откроетесь отцу духовному, того не будет записано у диавола, а о чём не раскаетесь, то будет записано у него; прошу любовь вашу всмотреться — не лучше ли здесь загладить покаянием, нежели там мукою, — чего не дай Боже?» (Валаамский старец Дамаскин).
Преподобный Варсонофий Оптинский предупреждал, что неисповеданный грех разрушающе действует на человека и приводит душу к смерти.
3. Не обращайте исповедь в осуждение своих родных и близких: «У меня муж — пьяница, сын — безбожник...», а надо лучше подумать, не мы ли являемся причиной их падения? Надо спрашивать у совести, в чём мы преступили, в чем несогласны были наши поступки с законом Божиим. А совесть всё подскажет, она не даст покоя человеку за сделанный грех. И не надо стесняться, надо всё рассказать духовнику.
4. Механическое перечисление грехов на исповеди не спасает нашу душу, это мерзость пред Богом и кощунство над таинством святой Православной Церкви.

Надо ли искать для исповеди особого духовника

«Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому
редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка, — писал преподобный Никон Оптинский. — Надо веровать в самое таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств».
«Когда подойдёшь к исповеди, — говорил святой праведный Алексий Мечев, — то каешься Господу, распятому на кресте, как дитя, когда оно со слезами говорит: „Мама, прости, я больше не буду". И тут есть кто, нет ли, будет всё равно, ведь священник только свидетель, а Господь все грехи наши знает, все мысли видит, Ему нужно только наше сознание себя виновными. Как в Евангелии Он спросил отца бесноватого отрока, с которых пор это с ним сделалось. Ему это было не нужно, Он всё знал, а Он это сделал для того, чтобы отец сознал свою виновность в болезни сына».

Можно ли рассказывать другим о своей исповеди

Преподобный старец Алексий Зосимовский говорил об этом так: «Старческая душа — могила, что слышала она, то и похоронила в себе навеки и никому того не отдаст. Не надо и тебе другим рассказывать про исповедь. Зачем? Исповедь — это тайна твоя и духовника. Мало ли что может духовник сказать тебе на исповеди, что сказать-то другим неполезно».

О святом причащении

Евхаристия (с греч.«благодарение»)есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаются (причащаются) их для теснейшего соединения с Христом и жизни вечной.
Это таинство установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечере накануне Его Страданий и крестной смерти (см. Евангелие от Луки, глава 22, стихи 14-22).
Так же, как апостолы на Тайной вечере, и мы под видом хлеба и вина вкушаем самое пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его честную (драгоценную) Кровь и через это таинственно соединяемся с Ним. Если человек подходит к причащению как только к внешнему действию, обряду, совершая его к тому же лишь по обычаю или по каким-либо другим, не имеющим отношения к сущности таинства соображениям, то к такому полностью относятся слова апостола Павла: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11,27-30).
Поэтому христианин должен благоговейно подготовиться к участию в таинстве.
Приступающему к таинству причащения надо приготовить себя так называемым говением, то есть молитвенным подвигом, постом и углублением в самого себя, с целью раскрыть и осознать свою греховность.
Говение продолжается несколько дней. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост): исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца, обычно и рыба. Постная пища употребляется в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским. В дни говения надо чаще посещать храм и усилить домашнюю молитву.
Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении, дома прочесть, кроме молитв на сон грядущим, три канона — канон покаянный, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу хранителю, и правило ко святому причащению. Они напечатаны в каждом молитвослове.
Иногда канон ко причащению читают с вечера, а псалмы и молитвы ко причащению — утром, после утренних молитв.
Приступать ко причащению следует строго натощак — после полуночи уже ничего не едят и не пьют.
Ко святому причащению подходят после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (исключение делается для детей до семи лет, они подходят к святой чаше без исповеди).
Перед причащением сложите руки на груди крестом (правая сверху), с верою и любовью ко Христу причаститесь Его святых Тела и Крови, поцелуйте нижний край чаши, не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее, затем отойдите к столику и запейте причастие теплотой. После причащения выслушайте или прочитайте благодарственные молитвы.

Как часто надо исповедоваться и причащаться

Причащаться Тела и Крови Господних есть спасительная, необходимая и утешительная обязанность каждого христианина. Таинство Евхаристии, если только мы приобщаемся Тела и Крови Господних достойно, теснейшим образом соединяет нас с Господом, питает нашу душу, способствует укреплению, возрастанию в жизни духовной. Сам Господь в Евангелии говорит: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день. И еще: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 53, 54, 56).
Преподобный старец Алексий Зосимовской советовал причащаться святых Тайн раз или два в месяц, другие старцы советуют — раз в неделю или раз в две недели.
Необходимо помнить, что спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех, кто приступает к таинству причащения с верой и покаянием. Недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем большее осуждение.
Таинство покаяния всегда должно предшествовать таинству причащения, но исповедоваться можно гораздо чаще, чем мы дерзаем приступать к святой чаше. Исповедоваться можно и не только тем, кто говеет и готовится к причащению, но и всем, кто хочет отогнать помысел, покаяться в том, что тяготит совесть.

Как испытывать свою совесть перед церковной исповедью

Грехи против Бога и Церкви
1. Маловерие, сомнение в истинности Священного Писания и Предания (то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов). Отречение от веры в Бога из страха перед людьми и заботы о земном благополучии.
Маловерие — отсутствие полной, глубокой убежденности в какой-либо христианской истине или принятие этой истины только разумом, но не сердцем. Это греховное состояние возникает на почве сомнения или отсутствия ревности о подлинном богопознании. Маловерие для сердца — то же самое, что сомнение для ума. Оно расслабляет сердце на путях исполнения воли Божией. Исповедь помогает изгнать маловерие и укрепить сердце.
Сомнение — мысль, нарушающая (явно и смутно) убеждённость в истинности учения Христа и Его Церкви в целом и частностях, например сомнения в евангельских заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-либо члене Символа веры, в святости какого-либо признанного Церковью святого или событий Священной истории, празднуемых в Церкви, в боговдохновенности святых отцов; сомнение в почитании святых икон и мощей святых угодников, в невидимом Божественном присутствии в богослужении и в таинствах.
Лучше исповедать все сомнения: и те, которые были отвергнуты, и в особенности те, которые были приняты в сердце и породили там смятение и уныние. Таким образом очищается и просвещается ум и укрепляется вера.
Сомнение может возникать на почве излишнего доверия себе, гордости или, наоборот, увлекаемости чужими мнениями, малой ревности к осознанию своей веры. Плод сомнения — расслабленность в следовании путем спасения, прекословие воле Божией.
2. Пассивность, нерадение (малая ревность, отсутствие старания) о познании христианской истины, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл богослужения. В результате истины веры усваиваются поверхностно, бездумно, механически, и в конце концов у человека подрывается способность исполнения воли Божией в жизни.
3. Ереси и суеверия. Ересь — это ложное учение, относящееся к духовному миру и общению с ним, отвергнутое Церковью как находящееся в явном противоречии со Священным Писанием и Преданием. К ереси часто ведет личная гордыня, излишнее доверие собственному уму и личному духовному опыту. Причиной еретических мнений и суждений может быть также недостаточно полное знание учения Церкви, богословская необразованность.
Суеверия — отдельное мнение о практических моментах духовной жизни, выходящее за рамки Священного Предания и церковной веры, часто коренящееся в языческих пережитках и паразитирующее на церковном организме. Сюда относятся народные поверья, обряды и приметы, связанные с церковными праздниками и днями памяти определенных святых, использование священных церковных предметов и даже Святых Даров в кощунственно-магических целях. Суеверия — это сорняки на душевной ниве, заглушающие ростки духовности и истинной веры. Они искривляют духовный путь человека, заслоняют истину Христову. Суеверия возникают вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия ложным, нехристианским источникам и традициям.
4. Обрядоверие. Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели — эти пороки объединяются под именем обрядоверия. Оно может привести у очень тяжким последствиям, потому что вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе является ересью. Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в Благую Весть Христову, а Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 кор. з, 6). Обрядоверие, достаточно распространенное в среде церковного народа, влечет за собой суеверие, законничество, гордость, разделение.
5. Недоверие Богу. Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага.
От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в трудных обстоятельствах, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи — скрытый или явный ропот на Бога и Его промысл о себе. Противоположная добродетель — возложение своих надежд и упований на Бога, полное приятие Его промысла о себе.
6. Ропот на Бога. Этот грех есть следствие недоверия Богу, могущий привести к полному отпадению от Церкви, потере веры, богоотступничеству и богоборчеству.
7. Неблагодарность Богу. Человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них, в периоды же внешнего благополучия забывает о Нем, не сознавая, что пользуется Его благим даром, не благодарит за него. Противоположная добродетель — постоянное благодарение Отца небесного за ниспосылаемые Им испы тания, утешения, духовные радости и земное счастье.
8. Малая ревность (или полное отсутствие ее) к Богообщению, духовной жизни. Спасение — это общение с Богом во Христе в вечной будущей жизни. Земная жизнь дана для стяжания благодати Святого Духа, раскрытия в себе Царства небесного, Боговселения, Богосыновства. Достижение этой цели зависит от Бога, но Бог не будет постоянно пребывать с человеком, если он не проявит всю свою ревность, любовь, разум, чтобы приблизиться к Нему. Вся жизнь христианина направлена к этой цели. Если в нас нет любви к молитве как к способу Богообщения, ко храму, к участию в таинствах, то это признак отсутствия ревности к Богообщению, охладения духовной жизни.
Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, механическая, ограниченная лишь заученными наизусть или вычитанными молитвословиями. Отсутствует постоянная память о Боге, любовь и благодарность к Нему.
Возможные причины: сердечное нечувствие, пассивность ума, отсутствие должной подготовки к молитве, нежелание продумать и уяснить сердцем и умом смысл предстоящего молитвенного делания и содержания каждого прошения или славословия.
Другая группа причин: привязанность ума, сердца и воли к земным вещам.
По отношению к храмовому богослужению этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями, в опоздании к началу богослужения и уходе прежде отпуста и благословения. В целом этот грех сводится к нечувствию особенного присутствия Божия в храме во время общественного богослужения.
В отношении к таинству покаяния грех равнодушия проявляется в редких исповедях без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, чтобы безболезненней пройти через нее, в отсутствии желания глубоко познать себя, в несокрушённом и несмиренном душевном расположении, в отсутствии решимости оставить грех, искоренить порочные наклонности, преодолеть соблазны, вместо этого — стремление умалить грех, оправдать себя, умолчать о наиболее постыдных поступках и мыслях. Совершая тем самым обман пред Лицом Самого Господа, приемлющего исповедь, человек усугубляет свои грехи.
Причины этих явлений — в непонимании духовного смысла таинства покаяния, в гордости и самодовольстве, жалости к себе, нежелании понуждать себя, суетности.
Особо тяжко согрешаем мы против пресвятых и животворящих Тайн Тела и Крови Христовых, приступая к святому причащению редко и без должной подготовки, не очистив душу предварительно в таинстве покаяния, не испытываем потребности причащаться чаще, не храним чистоту свою после приобщения, но вновь впадаем в суету и предаемся порокам.
Причины этого коренятся в том, что мы не вдумываемся в смысл высочайшего таинства Церкви, не осознаём его величия и своего греховного недостоинства, необходимости исцеления души и тела, не обращаем внимания на сердечное нечувствие, не осознаём влияния падших духов, гнездящихся в нашей душе, которые отвращают нас от причащения, и потому не противимся, а поддаемся их искушению, не вступаем с ними в борьбу, не испытываем благоговения и страха Божьего присутствия в святых Дарах, не боимся причаститься святыни «в суд и во осуждение», не заботимся о постоянном исполнении воли Божией в жизни, невнимательны к своему сердцу, подходим к святой чаше с ожесточённым сердцем, не примиренные с ближними.
9. Отсутствие страха Божия и благоговения перед Ним. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме, перед святыней, непочитание священного сана. Отсутствие памяти смертной в ожидании последнего суда.
10. Непослушание воле Божией. Явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, перетолковывание воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, поставление собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в аскетических упражнениях и принуждение других следовать себе, неисполнение обещаний, данных Богу на предшествующих исповедях.
11. Самооправдание, самодовольство. Удовлетворенность своим духовным устроением или состоянием.
12. Отчаяние от зрелища своего духовного состояния и бессилия бороться с грехом. Здесь мы возлагаем духовный суд на себя, а о Боге, праведном и милостивом Судии, забываем, не надеемся на Его всесилие и милость.
13. Отсутствие духовного трезвения, постоянного сердечного внимания, рассеянность, греховное забвение,неразумие.
14. Духовная гордость, приписывание себе полученных от Бога даров, желание самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.
15. Духовный блуд, влечение к чуждым Христу духам (оккультизм, восточная мистика, теософия). Магия, колдовство, гадание, то есть обращение за помощью не к Богу, а к Его и нашим врагам — бесам.
16. Легкомысленно-святотатственное отношение к Богу и Церкви: употребление имени Божия в шутках, легкомысленное упоминание о святынях, проклятия с упоминанием Его имени, произнесение имени Божия всуе, без благоговения.
17. Духовный эгоизм, духовное сластолюбие — молитва, участие в таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.
18. Нетерпение в молитве и других духовных
подвигах. Сюда относится невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя, преждевременный уход из храма без особо уважительной причины.
19. Потребительское отношение к Богу и Церкви, когда отсутствует желание отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для нее. Молитвенное испрашивание мирского успеха, почестей, материальных благ, удовлетворения эгоистических желаний.
20. Отсутствие постоянной заботы о выполнении воли Божией в жизни. Этот грех проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая благословения Бога, не советуясь и не прося благословения у духовного отца.

Грехи против ближних
1. Злословие и осуждение. Склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Под действием не всегда заметного даже для самого себя осуждения ближнего в сердце формируется его искажённый образ. Этот образ служит затем внутренним оправданием нелюбви к этому человеку, пренебрежительно злого отношения к нему. В процессе покаяния этот ложный образ должен быть сокрушён и на основе любви воссоздан в сердце истинный образ каждого ближнего.
2. Гордость, превозношение над ближним, высокомерие, презрение, уничижение их, «демонская твердыня». Это — опаснейший из грехов.
3. Пренебрежение ближним, равнодушие. Особенно страшен этот грех по отношению к родителям: неблагодарность к ним, чёрствость. Если родители умерли, не забываем ли мы молитвенно поминать их?
4. Тщеславие, честолюбие. Мы впадаем в этот грех, когда тщеславимся, выставляя напоказ свою одаренность, душевную и телесную, ум, образованность, и когда демонстрируем свою поверхностную духовность, показную церковность, мнимое благочестие, хвастаемся.
5. Любоначалие, желание быть первым, повелевать. Любим ли мы, чтобы нам служили? Как относимся к зависящим от нас людям на работе и дома? Любим ли мы властвовать, настаивать на выполнении своей воли? Нет ли у нас склонности вмешиваться в чужие дела, в чужую личную жизнь с настойчивыми советами и указаниями? Не стремимся ли мы оставлять последнее слово за собой, лишь бы не согласиться с мнением другого, даже если он прав?
6. Человекоугодие — это обратная сторона греха любоначалия и тщеславия. Мы впадаем в него, желая понравиться другому человеку, боясь опозориться перед ним. Из человекоугодия мы часто не обличаем очевидного греха, соучаствуем во лжи. Не предавались ли мы лести, то есть притворному, преувеличенному восхищению человеком, стремясь заполучить его благорасположение? Не подлаживались ли мы к чужим мнениям, вкусам ради своей выгоды? Бывали ли лживы, нечестны, двуличны, недобросовестны в работе? Не предавали ли людей, спасая себя от неприятностей? Не возлагали ли свою вину на других? Хранили ли чужие тайны?
Вдумываясь в свое прошлое, христианин, готовящийся к исповеди, должен припомнить всё дурное, что он вольно или невольно совершил по отношению к ближним.
Не был ли причиной горя, чужого несчастья? Не разрушал ли семью? Не виноват ли в нарушении супружеской верности и не подталкивал ли другого к этому греху сводничеством? Не брал ли на себя греха убийства нерождённого ребенка, не содействовал ли этому? В этих грехах следует каяться только на личной исповеди. Не был ли склонен к непристойным шуткам, анекдотам, безнравственным намекам? Не оскорблял ли святыню любви человеческой цинизмом, надругательством?
7. Нарушение мира. Умеем ли мы хранить мир в семье, в общении с соседями, сотрудниками по работе? Не позволяем ли себе злословия, то есть разговоров о чужих грехах, осуждения, злых насмешек? Умеем ли обуздывать свой язык, не болтливы ли? Не проявляем ли праздного, греховного любопытства к жизни других людей? Бываем ли внимательны к нуждам и заботам людей? Не замыкаемся ли в себе, в своих якобы духовных проблемах, отвращаясь людей?
8. Зависть, зложелание, злорадство. Не завидовали ли чужому успеху, положению, устроению? Не желали ли тайно неудачи, провала, печального исхода чужим делам? Не радовались ли явно или тайно чужому несчастью, неудаче? Не подстрекали ли других на злые поступки, оставаясь внешне невинным? Не бывали ли излишне подозрительны, видя во всех лишь дурное? Не указывали ли одному человеку на порок (явный или мнимый) другого человека, чтобы поссорить их? Не злоупотребляли ли доверием ближнего, открывая другим его недостатки или грехи? Не распространял ли сплетни, порочащие жену перед мужем или мужа перед женой? Не вызывал ли своим поведением ревность одного из супругов и озлобление против другого?
9. Гнев, раздражительность, сварливость. Умею ли я сдерживать порывы гнева? Допускаю ли я бранные слова, проклятия в ссорах с ближними, в воспитании детей? Не сквернословлю ли я в обычном разговоре (чтобы быть «как все»)? Нет ли в моем поведении грубости, хамства, наглости, злой насмешливости, ненависти?
Как я отношусь к членам своей семьи, к людям, с которыми приходится часто встречаться или работать? Умею ли терпеть их слабости? Часто ли раздражаюсь? Бываем ли мы заносчивыми, обидчивыми, нетерпимыми к чужим недостаткам, к чужому мнению?
10. Немилостивость, несострадательность. Откликаюсь ли я на просьбы о помощи? Готов ли к самопожертвованию, милостыне? Легко ли даю в долг вещи, деньги? Не попрекаю ли своих должников? Не требую ли грубо и настойчиво возвращения одолженного? Не был ли скуп, давая в долг, боясь не получить просимое обратно?
Не хвастаюсь ли перед людьми своими жертвами, милостыней, помощью ближним, ожидая одобрения и земных воздаяний? Дела милосердия следует творить втайне, ибо мы совершаем их не ради человеческой славы, а ради любви к Богу и ближнему.
11. Злопамятность, непрощение обид, мстительность. Излишняя требовательность к ближнему. Эти грехи противоречат и духу, и букве Евангелия Христова. Господь наш учит прощать ближнему грехи против нас до седмижды семидесяти раз. Не прощая других, мстя им за обиду, держа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом небесным.
12. Противление злу против себя. Этот грех проявляется в явном противлении обидчику, в воздаянии злом за зло, когда наше сердце не хочет понести причиняемую ему боль.
13. Неоказание помощи ближнему, обижаемому, гонимому. В этот грех мы впадаем, когда из трусости или ложно понятого смирения не вступаемся за обижаемого, не обличаем его обидчика, не свидетельствуем истину, позволяем торжествовать злу и несправедливости.
Как переносим мы несчастье ближнего, помним ли заповедь: тяготы друг друга носите? Готовы ли всегда прийти на помощь, жертвуя своим покоем и благополучием? Не оставляем ли ближнего в беде?

Грехи против самих себя
1. Уныние, отчаяние. Не предавался ли унынию, отчаянию? Не допускал ли мысли о самоубийстве?
2. Телесные излишества. Не разрушал ли себя излишествами по плоти: многоядением, слад-коядением, чревоугодием, трапезой не вовремя?
Не злоупотреблял ли склонностью к телесному покою и комфорту, многоспанием, залеживанием в постели после просыпания? Не предавался ли лени, неподвижности, вялости, расслабленности? Не пристрастен ли к определенному образу жизни так, что не желаешь изменить его ради ближнего?
Не грешен ли пьянством, этим страшнейшим из современных пороков, разрушающим душу и тело, приносящим зло и страдание ближним? Как борешься с этим пороком? Помогаешь ли ближнему отступиться от него? Не соблазнял ли непьющего вином, не давал ли вина малолетним и больным?
Не пристрастен ли к курению, также разрушающему здоровье? Курение отвлекает от духовной жизни, сигарета заменяет курящему молитву, вытесняет сознание грехов, помрачает ум, разрушает душевное целомудрие, служит соблазном для окружающих, приносит вред их здоровью, особенно детям и подросткам. Не употреблял ли наркотики?
3. Чувственные помыслы и соблазны. Боролись ли мы с чувственными помыслами? Избегали ли соблазнов плоти? Отвращались ли от соблазнительных зрелищ, разговоров, осязаний? Не согрешили ли невоздержанием душевных и телесных чувств, услаждением и медлением в нечистых помыслах, сладострастием, нескромным воззрением на лиц противоположного пола, самоосквернением? Не вспоминаем ли мы с услаждением прежние свои плотские грехи?
4. Недобросовестность. Понуждаем ли мы себя к служению ближним? Не грешим ли мы недобросовестным исполнением своих обязанностей в работе, воспитании детей; выполняем ли мы обещания, данные людям; не вводим ли мы в соблазны людей опозданием к месту встречи или в дом, где нас ждут, забывчивостью, необязательностью, легкомыслием?
Аккуратны ли мы в работе, в быту, в транспорте? Не разбрасываемся ли мы в работе: забывая закончить одно дело, переходим к другому? Укрепляем ли мы себя в намерении служить ближним?
5. Мироугодие. Не согрешаем ли угождением человеческим страстям, бездумно и со вредом для своего спасения следуя принятому среди окружающих нас людей образу жизни и поведению, в том числе хотя и бытующим в церковной среде, но не проникнутым духом любви, притворно изображая благочестие, впадая в ханжество, фарисейство?
6. Непослушание. Согрешаем ли непослушанием родителям, старшим в семье, начальникам на работе, жёны — непослушанием мужьям? Может быть, не исполняем советы духовного отца, уклоняемся от возложенной им на нас епитимий, этого духовного лекарства, исцеляющего душу?
7. Праздность, расточительство, привязанность к вещам. Не тратим ли мы впустую свое время? Употребляем ли во благо дарованные нам Богом таланты? Не расточаем ли мы без пользы себе и другим деньги? Не грешим ли мы пристрастием к удобствам жизни, не привязаны ли к тленным материальным вещам, не накопляем ли излишне, «на чёрный день», пищевые продукты, одежду, обувь, роскошную мебель, драгоценности, тем самым не доверяясь Богу и Его промыслу, забывая, что завтра можем предстать пред Его судом?
8. Стяжательство. В этот грех мы впадаем, когда излишне увлекаемся накопительством тленных богатств или ищем человеческой славы в работе, в творчестве; когда отказываемся под предлогом занятости от молитвы и посещения храма даже в воскресные и праздничные дни, предаемся многозаботливости, суетности. Это приводит к пленению ума и окаменению сердца.
Согрешаем мы словом, делом, помышлением, всеми пятью чувствами, ведением и неведением, волею и неволею, в разуме и неразумии, и нет возможности перечислить все грехи наши по множеству их. Но истинно каемся в них и просим благодатной помощи для воспоминания всех своих согрешений, забытых и потому нераскаянных. Обещаем впредь блюсти себя с помощью Божией, избегать греха и творить дела любви. Ты же, Господи, прости нас и разреши от всех грехов по милости Твоей и долготерпению, и благослови приобщиться святых и животворящих Тайн Твоих не в суд и во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.

(Православный календарь на 2012 год с объяснением главных Церковных праздников, постов, богослужений, обычакв и обрядов Православия, с изложением советов и наставлений приступающим к исповеди и причастию. – М., «Ковчег», 2011. – с.194-223).

 
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности Богослужений в монастыре «Всецарица» в период Великого поста (с 18 марта по 4 мая 2024 г.)

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В апреле 2024 г. на монастырском скиту в Северском районе идут работы

Прием паломников в монастыре «Всецарица» как форма миссионерской работы

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре

В Церкви призвали дать право на отказ от аборта любому медицинскому работнику

Игумен Петр (Зобов), избранный епископом Кудымкарским и Верещагинским, возведен в сан архимандрита

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.