Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Преподобный Сергий Радонежский и его обитель - влияние на русскую историю.

Россия - необычная и своеобразная страна. И это её своеобразие определяется не только, тем, что она была несколько веков под татарским игом и несколько десятилетий под коммунистическим гнётом. Оно определяется не только её размерами и географическим положением ( ибо находясь между Востоком и Западом, между Европой и Азией, она впитывала в себя черты как того, так и другого, не теряя однако своей самобытности, которая всегда оставалась загадкой для западно- европейского сознания.)
Но главной причиной этой её необычности и своеобразия, этой её неповторимости и загадочности является тот исторический и духовный путь, который она себе избрала 1000 лет назад - путь

ПРАВОСЛАВИЯ.

Ведь Православие это не только исповедание определённых догматических положений, не только духовность и аскеза. Это ещё и определённое сознание и определённая историческая миссия, носительницей которых и осознавала себя Россия на протяжении 1000-летия своей христианской истории. Именно Православие сделало из некогда воинственной языческой страны, то, что стали называть Святой Русью. Домом Пречистой Богородицы и Её земным уделом. С падением Византии Россия в глазах всего Православного мира заняла её место. А после завоевания балканских стран Русские цари стали единственными православными монархами в мире. А поскольку они явились и потомками Византийских императоров, то все государства признавали за ними право и на византийский престол.

Люди, которые хотят узнать Россию изучают её государство, её государственную и политическую историю, историю её искусства и культуры. Я сейчас хочу немного коснуться той области, которая обычно остается в тени, но которая и определяет по настоящему и политическую и культурную историю России.
Русская святость. Она также необычна, как и всё в России. Имея своим образцом Подвижников Востока : Греции и Египта, Сирии и Палестины, она (имеет) сохраняет свои самобытные черты : также как русские храмы, как русские иконы, как русская природа, как русское пение. Во всем этом есть некоторая тоска - тоска по Раю, тоска по Христу, тоска по Святости, желание Подвига.

И это желание осуществлялось в жизни многих русских святых, среди которых выделяется всё же один святой, который занимает особое положение, особое место в истории Русской Святости, в истории России.
Он как бы олицетворяет собой эту самую русскую Святость, является её символом, её образцом.
Этот Святой - преподобный Сергий Радонежский. Историк Ключевский говорил: для того чтобы понять Россию, надо понять Лавру, для того чтобы понять Лавру, надо всмотреться в её основателя. Мы это попытаться с вами сделать, но сначала скажем несколько слов о его значении. Значение преподобного Сергия в русской истории трудно переоценить. Его сравнивают иногда с Франциском Ассизским. Но мне кажется, что это сравнение правомерно только в том, какое влияние оказали эти два человека на умы и сердца людей, и какую роль сыграли в духовной жизни средневековой Европы и Руси. Хотя роль и влияние преподобного Сергия конечно же выходят за рамки не только его эпохи, но и за рамки Земной истории вообще. Ведь святость имеет свое начало в другом мире. Поэтому и значение ее не может определяться только узкими рамками земной истории, оно метафизично.

Он один из всех русских святых получил наименование Ангела Хранителя России, её небесного Покровителя, Игумена Земли Русской.
А основанный им в глухих Радонежских лесах монастырь стал духовным центром Русского Православия, средоточием истории и культуры Русского Государства, Сердцем России.
Эта обитель участвовала так или иначе во всех крупных событиях русской истории, начиная с Х1У века, со времён её основ, а Св.Сергий Радонежский всегда осознавался русскими людьми, как Заступник и ходатай за Россию у Престола Божия.

Но он давно перестал быть национальным русским святым. Его знают во всем мире. На дни его памяти приезжают паломники не только со всей России, но и из-за Рубежа. Его обитель посещают почти все крупные церковные и политические деятели пребывающие в Россию. Его иконы можно встретить не только в каждом православном храме в России, но в Палестине и на Кипре, в Италии и Франции. Знаменитый православный богословский институт в Париже назван его именем. Даже церковь в Руссикуме посвящена преподобному Сергию.
Время, в которое он родился, было переломным для Руси. И именно в это время в её истории появляется человек, которому суждено было стать духовным вождём России, её Ангелом Хранителем.
Но прежде, чем говорить об этом, я хотел бы кратко остановиться кратко остановиться на некоторых событиях предшествовавших его рождению.

Россия находилась тогда под тяжким татарским игом. Татары споткнулись на России и она, став преградой на их пути в Европу, приняла на себя всю тяжесть татарского нашествия. Во многом сыграла негативную роль феодальная раздробленность средневековых русских княжеств, не способных в одиночку сопротивляться дикой татарской орде. Князья враждовали между собой за ярлык на Великое княжение, который они получали в Орде. Но уже в те времена мы видим подвиги русских князей и бояр, принимавших мученическую смерть от рук татар за отказ исполнить языческие обряды перед встречей с ханом. На всю Русь стали известны имена Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, замученных в Орде. Окраинные русские княжества страдали от набегов татар, разорялись города, монастыри, храмы, вырезалось ими и уводилось в плен население. Уцелевшие города облагались тяжёлыми налогами. С Севера и Запада Руси угрожали Тевтонские и Левонские ордена, немецкие и шведские рыцари. В борьбе с Северными и Западными врагами особую роль сыграл Св.князь Александр Невский. Древняя столица Руси Киев была разорена и русские митрополиты, носившие титул Киевских, давно уже перебрались на Север, во Владимир.

В это время начинает приобретать особое значение маленькое московское княжество. Оно имеет выгодное стратегическое положение, потому что, находясь в центре Руси оставаясь безопасным от набегов. Московские князья начинают борьбу за первенство среди русских князей и при помощи самой Орды добиваются успеха.
Провидя будущую славу Москвы, св. митрополит Петр, стоящий тогда во главе Русской Церкви переносит в этот город Свою Резиденцию. Москва становится новым политическим и религиозным центром Руси. Церковь не смотря на феодальную раздробленность русских княжеств всегда оставалась цельной и единой. Именно Церковь в те смутные времена являет собой единство всех русских Земель. И переезд русского митрополита в Москву несомненно придал этому городу, в глазах всех русских людей, статус Церковной столицы Руси. И к ней потянулись многие люди.
Вот в такое сложное и переломное время, время, когда Русь впервые за сто лет рабства вздохнула свободно и начала набирать новые силы, когда зрело новое поколение, свободное от страха перед татарами, и родился преподобный Сергий.

Родился он предположительно в 1314 году в небольшом городке Варница в пределах Ростова Великого в семье бояр Кирилла и Марии. В крещении ему дали имя Варфоломей. Время, предшествовавшее его рождению, его детство и юность были отмечены многими чудесами. Этим Бог хотел показать его особое призвание. В последствии его семья переселяется вместе с другими боярами и простыми людьми ближе к Москве, в город Радонеж, где и прошла его юность.
Его старший брат Стефан стал монахом и он хотел последовать примеру брата. Но, повинуясь воле родителей, остался рядом с ними до их смерти. Родители его в старости также ушли в монастырь. После их смерти, он уговаривает своего старшего брата покинуть монастырь и стать вместе с ним отшельником.
В 1337 году они уходят в дикие Радонежские леса, строят себе келью и церковь в честь Святой Троицы. Этот год и является годом основания знаменитой обители.
Вскоре брат его Стефан, не выдержав суровой жизни отшельника, уходит в один из Московских монастырей. Юный подвижник Варфоломей остается здесь один. Он изшед из этого места, находит одного монаха, священника и просит постричь его в монашество. Он постригает его и дает ему новое монашеское имя, в соответствии с Православной традицией и называет его Сергием. После этого священник уходит, оставляя прп.Сергия одного. Было ему тогда 20 лет. Ему пришлось перенести тяжёлую борьбу с плотью и с помыслами, а также с демонами, которые являлись ему и пытались запугать изгоняя из этого места, угрожая убийством. Но Бог был с ним и он вышел победителем из этой борьбы. Когда говорят о значении преподобного Сергия для России, как мудрого наставника людей, как политического и государственного деятеля, как человека, к которому шли люди - и богатые и бедные со всех уголков России - всё это правильно. Но он прежде всего монах- подвижник. Человек, который настолько возлюбил Христа, что исполнил его совет, данный некогда богатому юноше : « если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною».(Мф.19;21). Он оставил все и пошел за Господом, туда куда звал его Господь. Поэтому он имел ту надежду на Господа, ту решимость и ту веру в Него, что смог выйти победителем из этого противостояния с демоном, с силами зла, духами злобы поднебесными. И весь его политический и духовный авторитет, вся его духовная мощь и отцовская, кроткая любовь имеют начало свое в этой борьбе и в этой победе. Ибо, как сказал Апостол : « всякий рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.» (1Ин.5;4).

Сколько прожил Преподобный в уединении точно не известно, только по прошествии некоторого времени о нем узнали и к нему начали приходить первые ученики, желавшие жить рядом с ним, ибо по слову Писания : « Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».( Мф.5;14-15). И сию свечу Господь вознёс на такую высоту, что свет её увидела вся Россия. Ибо Ему угодно было сделать этого кроткого отшельника причиной спасения многих душ. Так собирается первое братство монастыря. Но к Преподобному шли не только монахи шли, как сказано было выше и князья, и богатые люди и крестьяне. Он был духовным наставником великого князя Московского Димитрия Донского.

Чудеса, которые происходили с ним в детстве и юности, видения и Божественные откровения, продолжались и здесь. Он исцелял больных, изгонял демонов из одержимых ими людей. Был случай, когда он, видя скорбь отца, воскресил ему умершего сына. Монахи видели, как во время литургии в Церкви по храму носился огонь и сходил в Чашу из которой причащался Святой, видели Ангелов, стоящих рядом с ним. Но избегая славы человеческой, он хотел скрыть эти чудеса от мира и просил всех свидетелей этих чудес, чтобы они никому о них не рассказывали, пока он находится в этой жизни. Жил он в нищете, носил самую плохую одежду, выполнял сам многие работы в монастыре. И даже став официально настоятелем не изменил образ своей жизни, оставаясь для всех примером. Но живя в общении с Богом, в трудах и молитве, он был чужд забот и тревог своей Земной Родины.

В это время на Руси началось объединение княжеств вокруг Москвы. И в этом преподобный Сергий также сыграл выдающуюся роль. Святой митрополит Алексий, видя его святость и духовный авторитет, хотел, чтобы после его смерти прп.Сергий занял его место, но он кротко отклонил эту честь, желая проводить жизнь в посте и молитве в своём монастыре.
Он явился духовным вождем русского народа против татар. В 1380 г. перед знаменитой Куликовской битвой к нему за молитвой и благословлением приехал Святой князь Димитрий Донской. Преподобный Сергий благословил его на эту битву, которая была решающим этапом в борьбе против татар. И победой в этой битве мы обязаны его молитвам к Богу.
Внутренняя, духовная жизнь преподобного Сергия, осталась для нас почти неузнанной. Как пишет историк Георгий Федотов: "Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас. Видения суть лишь знаки, отмечающие неведомое." Но тем не менее преподобного Сергия называют первым русским мистиком.
В его время на Востоке ширилось движение исихастов-монахов созерцателей и в духовной жизни преподобного Сергия мы видим черты родственные этому движению. И это не удивительно, потому что с середины XIV века усиливается сильное (влияние на Русь) греческое и славянское влияние на Северную Русь. Русь не была в стороне от тех великих духовных событий, которые происходили в Православном мире. Постоянное общение с Востоком, изучение греческих рукописей доказывает это. В библиотеке Троице-Сергиевой Лавры хранились древнейшие рукописи XIV, XV веком на славянском языке сочинений одного из величайших мистиков Востока святого Григория Синаита. В XV веке здесь были сделаны списки сочинений другого великого мистика Святого Симеона Нового Богослова.

Все это несомненно оказало влияние на духовную жизнь преподобного Сергия. В лице преподобного Сергия мы видим как бы новый тип русской святости, несомненно онтологически связанный с древнерусской святостью, но имеющий и своеобразные черты. Тот же историк Георгий Федотов видит это своеобразие и в менее выраженной суровости аскезы, но выступающих на первый план кротости и смирении, в созерцательном складе ума и особенно в видениях : « Древние русские святые чаще имели видения темных сил, которые не пощадили и преподобного Сергия. Но только с Сергием говорили горние силы - на языке огня и света.» И самым пожалуй величайшим видением в его жизни, как бы вершиной его земного аскетического пути было явление ему Пречистой Девы Марии, которую сопровождали два апостола Петр и Иоанн. Это явление было после усердной молитвы и свидетелем его был ученик преподобного Сергия монах Михей. Это явление оставило неизгладимый след не только на последующей жизни преподобного Сергия и его ближайших учеников, но и на всей истории основанного им монастыря.

В свою очередь его духовная жизнь отложила отпечаток на всю последующую историю русской святости. Множество его учеников и учеников его учеников причислены Святой Церковью к лику Святых, они основали около 70 монастырей по всей Руси. Его жизнь оказала влияние на десятки поколений и продолжает оказывать и в настоящее время.
Он отошёл от этого мира и перешел в Царство Божие 25 сентября 1392 года. Прожив долгую трудную жизнь. Жизнь, исполненную лишений и скорбей, но и жизнь, исполненную милостей Божиих и духовной радости. За несколько месяцев до кончины он назначил себе приемника ученика своего Никона и, стал готовиться к смерти в безмолвии и молитве.
Его тело было похоронено в основанном им монастыре. И через 30 лет, по откровению, были обретены его нетленные святые мощи. Свидетелями этого события было множество народа съехавшихся в его обитель. Гроб его плавал в воде, но когда его открыли, то увидели, что тело и одежд не коснулось тление, а по воздуху ощущалось благоухание. Этим Бог еще раз засвидетельствовал его святость и его богоугодную жизнь.

После обретения его мощей в монастыре был построен первый каменный храм в честь Святой Троицы, который расписывал преподобный Андрей Рублев с другими иконописцами. В этот храм и положили нетленные святые мощи великого Игумена. Там они почивают и сейчас. И здесь уместно повторить слова русского историка В.Ключевского, который писал : « И в наши дни люди всех классов русского общества притекают ко гробу преподобного со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования. И этот приток не изменяется в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякли, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов Русской Земли, бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в Х1У в. Если бы возможно было воспроизвести писанием все, что соединилось с памятью преподобного, что в эти 500 лет было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни.

Автор текста иеромонах Тихон (Орлов)Клирик ж.м. «Всецарица».

 
Март 2017
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Особенности Богослужений В ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА (с 27 февраля по 15 апреля 2017 г.) в нашей обители:

19 марта 2017 г. (воскресенье) в нашей обители Вечернее Богослужение с чином пассии возглавит Его Высокопреосвященство митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Начало службы в 17 часов.

Еще раз о Великом посте. Что подают в монастырской трапезной

18 марта 2017 г., в канун Крестопоклонной Недели, по подворье совершено Таинство Соборования

На московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря состоялось первое заседание Попечительского совета по возрождению Саровской пустыни и Дивеевской обители

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами освятил храм на территории части Росгвардии в Москве

Митрополит Минский и Заславский Павел освятил поклонный крест на территории мемориального комплекса «Хатынь»

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.