Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества


Схиархимандрит Кирилл (Павлов): «Проповеди о достоверности загробной жизни и молитвенном поминании усопших». Троице-Сергиева Лавра 1995 г.

О ДОСТОВЕРНОСТИ БУДУЩЕЙ ВЕЧНОЙ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ.
(проповедь в родительскую субботу 3-й седмицы Великого Поста)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры. Святая Церковь, как нежная и чадолюбивая мать, заботясь не только о спасении живых, но простирая свою заботу о спасении душ отшедших от нас отцев и братии, собрала нас сегодня, чтобы мы вознесли молитвы ко Господу о упокоении всех усопших в месте светле, в месте покойне.

Вознося свои молитвы, мы должны, не сомневаясь, быть уверены в том, что Господу они приятны, и Он приимет их как жертву, которая благотворно повлияет на благосостояние душ усопших. Мы не должны забывать усопших, ибо они наши братия по духу и по плоти, которые живут сейчас в другом мире и ждут от нас молитвенной помощи. Если бы перед нами была отверста сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной просьбы к живым членам Церкви Христовой — просьбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами.
Совершая молитву за усопших, мы вместе с тем должны и сами себя готовить к переходу в иной мир, помышляя почаще о своём смертном часе и укрепляя веру в будущую загробную жизнь. К сожалению, в наше время некоторые люди совершенно отвергают бытие бессмертной души и бытие будущей загробной жизни, а между тем вера в бессмертие души для каждого человека является главным источником его нравственно-разумной жизни. Смотря по тому, как человек относится к вере в будущую жизнь, у него слагается определённое мировоззрение на своё земное существование. Если человек твёрдо верует в будущую жизнь, то он старается свою жизнь на земле провести добродетельно, безгрешно, уклоняясь от всякого зла. При забвении же о вечности человек ходит во тьме и не знает куда идёт. И жизнь земная для такого человека является даром напрасным и случайным, и порою такие люди разочаровываются в своей земной жизни и оканчивают её самоубийством. В том, что будущая загробная жизнь существует, нисколько не приходится сомневаться, ибо имеется много существенных доказательств в пользу этой истины.

Прежде всего, дорогие во Христе братия и сестры, во все времена и у всех народов, наряду с верой в божество, всегда существовала вера в будущую загробную жизнь.
Греки, римляне, персы, арабы, индусы, даже дикари разных племен — все, так или иначе, верили и верят, что жизнь человека не прекращается с его смертью. Эта всеобщность веры в существование загробного мира имеет для нас весьма назидательное значение, потому что она красноречиво говорит, что будущая жизнь действительно существует, потому что вера в неё непосредственно заложена в существо сознания каждого человека.

Другим существенным доказательством бытия будущей жизни являются показания здравого разума, которые убеждают в том, что кроме настоящей жизни есть жизнь будущая.
Обратим внимание на видимую внешнюю природу. «В целом мире, — говорит приснопамятный московский святитель — митрополит Филарет, — нельзя найти примера, признака и доказательства уничтожения какой бы то ни было ничтожной вещи; нет прошедшего, которое не приготовляло к будущему, нет конца, который бы не вёл к началу. Всякая особенная жизнь сходит в свойственный ей гроб лишь только для того, чтобы оставить там свою обветшалую старую одежду, а сама восходит в сферу иной жизни, чтобы облечься в новую прекрасную одежду. Солнце заходит, чтобы взойти опять, звёзды утром умирают, чтобы воскреснуть вновь вечером. Реки погребаются в море, а воскресают, в источниках; целый мир земных прозябаний осенью умирает, а весною воскресает. Зерно, брошенное в землю, в земле умирает, чтобы воскреснуть в новом злаке. Умирает пресмыкающийся червь, а воскресает крылатая бабочка. Если низшие твари разрушаются только для воссоздания новой жизни, то неужели человек этот венец творения, красота всей вселенной хуже червя, или зерна горчичного?»

Другое доказательство бытия бессмертной жизни мы черпаем из свойств нашей души. В то, что Бог есть мы несомненно веруем и знаем, что Он правосуден и всесвят. Им вложено в существо нашей природы стремление к добру и отвращение от зла. И многие люди действительно стараются делать добро, поднимая на себя нелегкий подвиг самоотвержения. Но мы видим, что часто в этой жизни нечестивые люди наслаждаются блаженством, а праведные страдают до самой смерти, и очень часто — от нечестивых. Если бы не было другой жизни и воздаяния по делам каждому, то оказалось бы, что Бог неправосуден и несвят. Он, оказывается, немилосерден к праведникам и слишком снисходителен к грешникам, — но этого представить невозможно, потому что будет другая жизнь, где каждый и получит награду по своим делам.
Для верующего человека существенным доказательством бытия будущей жизни служит Священное Писание. Для православного человека Писание является источником всех познаний, в том числе и познания о будущей жизни. Ещё в Ветхом Завете эта тайна была возвещена людям, и люди уверовали в будущую жизнь. Премудрый Соломон говорит: «При смерти персть возвратится в землю, откуда она и взята, а дух возвратится к Богу, который и дал его».

В Новом Завете ещё более ясно открывается эта истина.
Сам Господь во Святом Евангелии неоднократно уверяет нас в бытии будущей загробной жизни «Аминь, аминь глаголю вам, что грядет час, когда мёртвые услышат, глас Сына Божия и услышавши оживут и изыдут творившие добро в воскресение живота, а творившие зло в воскресение суда». Святые Апостолы, имея твёрдую веру в будущую жизнь, все свои послания основывали на этой незыблемой вере. Святой Апостол Павел глаголил: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Как мы носили образ перстного Адама, так будем носить образ небесного Адама (Христа)».

Наконец есть и опытное доказательство действительного существования будущей жизни — явление душ умерших. В христианской церкви имеется множество свидетельств явления из потустороннего мира людей как прославленных, так и самых простых смертных. Начиная с явления Святых Пророков Моисея и Илии, явившихся во славе на Фаворе при Преображении Господнем, святые часто по изволению Божию являлись людям на земле и возвещали им те или другие истины ради спасения человеческих душ. А были примеры явлений из потустороннего мира — грешников. Вот что повествует об этом святой Григорий Двоеслов. Он говорит, что в его время жил один пресвитер, который часто ходил в баню. Однажды, придя в баню, он увидел подошедшего к нему незнакомца, который начал ему прислуживать; он прислуживал так же и по окончании бани. Так повторялось несколько раз. Пресвитер, желая отблагодарить незнакомца, взял однажды в баню две просфоры. Незнакомец пришёл и на этот раз и стал помогать пресвитеру снимать сапоги и подавать полотенце после купания. Пресвитер даёт ему за его усердие и любовь обе просфоры, но незнакомец изрёк с горькими слезами : «Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб святой, мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за мои грехи осуждён. Если ты хочешь оказать мне свою любовь, то принеси этот хлеб Господу и помолись обо мне у Престола Божия и если меня в следующий раз здесь не увидишь, то твоя молитва будет услышана. Пресвитер целую неделю со слезами молился о душе этого незнакомца, принося за него каждый день бескровную жертву. Когда он снова посетил баню, незнакомец ему не явился. Итак, будучи удостоверены в бытии будущей жизни, будем молиться с усердием за наших почивших родных и за всех православных христиан. А что молитва весьма полезна для усопших, подтвердит другая повесть, из жития преподобного Макария Египетского. Преподобный Макарий Великий однажды проходил по пустыне и увидел череп, лежащий на земле; когда он стал его посохом поворачивать, то из черепа послышался стон. Старец спросил его: «Чей ты, череп?», — и прозвучал ответ: «Я был здесь начальником над жрецами, а ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, молишься за нас, сущих в муках, и мы испытываем некоторую отраду». «Какие же вы испытываете мучения и какую отраду?» — спросил старец. «Как далеко отстоит небо от земли, так высок пламень, который опаляет нас с ног до головы, да так, что мы друг друга не видим. Когда же ты молишься за нас, то мы имеем возможность лицезреть друг друга и это доставляет нам некоторое утешение». Прослезился старец и сказал: «Несчастен тот день, когда человек преступает заповедь Божию! А есть ли ещё более тяжкие мучения в аду?» Голос ответил: «Есть. Мы, которые не познали Бога, имеем хотя бы некоторое снисхождение. А те, которые познали Бога и отреклись от Него, не исполняя Его заповедей, испытывают ещё более ужасные мучения».
Дорогие братия и сестры, помолимся Господу об отшедших наших сродниках, чтобы Господь простил им грехи и вселил их в селения праведников. Пусть наши молитвы сольются в единый плач ко Господу, чтобы те, о ком мы молим, возрадовались духом за нашу любовь к ним. Со святыми упокой Христе души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Аминь.


О МОЛИТВЕННОМ ПОМИНАНИИ УСОПШИХ
(проповедь в мясопустную родительскую субботу)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» — сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
Возлюбленные во Христе братия и сестры. Святая Православная Христианская Церковь, твёрдо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мёртвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.
На основании этой истины Церковь во все времена, начиная с времён Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время — время Апостольское, продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, совершая ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы — наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает её и в вечный загробный мир. Но чем, как ни поминовением, чем, как ни молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшествии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. «Какою мерою мерите, такою и вам возмерится», — говорит Спаситель. Поэтому поминающих усопших помянет Господь, помянут и люди по отходе из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских мест в светлые блаженные обители. Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников или вечное мучение грешников. Известно так же и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем своё земное существование. Но все ли согрешившие перед смертью приносят полное и искреннее раскаяние? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, — и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно и он, не принеся никакого покаяния, так же отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может, только когда он жив, творя добрые дела и молитву ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние. Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвётся к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь, а тому, кто ещё не достиг оправдания, в облегчении участи может очень помочь наша молитва. Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву. Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив: как горько будет услышать упрёк тому, кто не молился за умерших. «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».
Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших — это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь путём перед нами отверзлись врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, — то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи.
О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви.
В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник — молодой, который за первой же службой в алтаре неожиданно скончался. Прислали ещё одного священника — и с ним случилось то же самое; в первый день его служения, когда пропели Отче наш и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошёл в алтарь, то увидел священника, лежащего во всём облачении у Святого Престола, мёртвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины её, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготит над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чём не повинные жизни. Слух об этом прошёл по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.
Согласие изъявил лишь один старец-инок. «Мне всё равно скоро умирать. Пойду отслужу первую и последнюю литургию, смерть моя никого не осиротит».
Во время службы, когда допели до Отче наш, чувство самосохранения заявило свои права и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха старец увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал всё резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.
Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время всё же набрался духа самообладания и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.
А призрак всё стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.
По окончании литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались поминальные записки. Дело в том, что когда старцу подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.
В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки, и когда запели запричастный стих, снова явился силуэт усопшего священника. Но вида не мрачного, каким он являлся в первый раз, а со светлым, весёлым лицом и без цепей на руках и ногах. После приобщения Святых Тайн призрак зашевелился, поклонился иноку до земли, и видение исчезло.
Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы увидели это именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый Мясопустной Родительской Субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь вспоминает страшное второе пришествие Господа и кончину мира.
Побуждая своих членов быть готовыми ко страшному суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.
Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца воззовем: Со святыми упокой Христе души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Аминь.

Поминовение усопших.

«И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему»(Ин.11,26)

«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9,27)

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес.4,13-15).

«Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная»(Рим.6,22).

« Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор.15,22)

«Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6,8).

По учению Православной Церкви, человек должен помнить о своей смерти, о кончине своей земной жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что смерть есть великое таинство, есть рождение человека для новой, вечной жизни. Смерть - не уничтожение, не уход человека в небытие, а переход от жизни временной к жизни вечной, из Церкви земной в Церковь Небесную. Душа, оставаясь христианкой, является членом Церкви, которая возносит молитвы и о здравии живущих на земле, и об упокоении отошедших в мир иной.
Священное Писание многократно свидетельствует о том, что эти молитвы помогают в скорбном положении души, расставшейся с телом, но и души, живущие уже в Небесном Царстве, тоже заботятся о нас, оставшихся на земле. Мы постоянно обращаемся за помощью к святым и праведникам, но даже грешные души тоже не забывают о своих земных собратьях. В Евангелии мы читаем притчу о бедном Лазаре и нерадивом богаче. Когда кончились дни земной жизни бедного Лазаря, страдавшего на земле, и богача, праздно пожившего, то Лазарь попал в лоно Авраама, а богач - в ад, в вечные мучения. И он, как мы читаем в Священном Писании, просит, чтобы сообщили его братьям, живущим на земле, какая участь ждет грешников. То есть даже грешники, мучаясь, желают, чтобы об этих мучениях знали на земле. Мир небесный и мир земной через Церковь Небесную и Церковь земную общаются и имеют общие заботы. И потому молитвенное поминовение усопших есть, с одной стороны, та милость, которую мы можем дать близким своим, уже окончившим земную жизнь, но это и просьба о том, чтобы жители Небесной Церкви заботились о нас, помогали нам своими молитвами.
*(Из книги « Как жить по-православному» изд. Дом «Федоров» 1999г. Самара).

Молитва по усопшим

Старец Паисий (Святогорец):
« Я советую вам ежедневно молиться за усопших, потому что они нуждаются в наших молитвах. Также совершайте и милостыню за них».

« Самой великой панихидой за мир и за наших усопших предков является наше духовное преуспеяние, потому что тогда они имеют право на Божественную помощь, не говоря уже о нашей молитве, имеющей дерзновение, и радости, которую испытывают наши прародители за нас - предмет своей похвалы. И напротив, от нашей худой жизни они страдают в три раза сильнее».

Старец Николай Гурьянов:
« когда служится сорокоуст, великий грешник выпускается из ада».

Используемая литература: Архимандрит КИРИЛЛ (Павлов) – «Проповеди о достоверности загробной жизни и молитвенном поминании усопших»; Троице-Сергиева Лавра 1995 г.

 
Август 2017
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

19 августа 2017 г. (суббота), в праздник Преображения Господня, в обители будет совершена ночная литургия. Начало чтения часов 18 августа в 23.45.

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

14 августа - праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Воскресные богослужения на подворье.

Святейший Патриарх Кирилл возглавит торжества по случаю 125-летия Выборгской епархии

В Украинской Православной Церкви молитвенно отметили третью годовщину интронизации Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

При участии православной службы помощи «Милосердие» в России готовится к изданию фундаментальный учебник по помощи неизлечимо больным детям

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.